Масла турбинные. Турбинное масло, основные характеристики. Применяемое оборудование и методы очистки. Регенерация отработанных турбинных масел Турбинное масло тп 22с характеристики


Турбинные масла предназначены для смазывания и охлаждения подшипников различных турбоагрегатов: паровых и газовых турбин, гидротурбин, турбокомпрессорных машин. Эти же масла используют в качестве рабочих жидкостей в системах регулирования турбоагрегатов, а также в циркуляционных и гидравлических системах различных промышленных механизмов.

Турбинные масла должны обладать хорошей стабильностью против окисления, не выделять при длительной работе осадков, не образовывать стойкой эмульсии с водой, которая может проникать в смазочную систему при эксплуатации, защищать поверхность стальных деталей от коррозионного воздействия. Перечисленные эксплуатационные свойства достигаются использованием высококачественных нефтей, применением глубокой очистки при переработке и введением композиций присадок, улучшающих антиокислительные, деэмульгирующие, антикоррозионные, а в некоторых случаях противоизносные свойства масел.

Турбинное масло применяют для смазки подшипников и вспомогательных механизмов турбоагрегатов (паровых газовых турбин, турбокомпрессорных машин, гидротурбин, судовых паротурбинных установок и других аналогичных видов оборудования), а также для работы в системах регулирования этих машин в качестве гидравлической жидкости.

МАСЛО ТУРБИННОЕ ТП-22с "ЭНРОЙЛ" / ТП-22

Область применения: Турбинное масло ТП-22с применяютдля смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, гидротурбин, турбокомпрессорных агрегатов, в системах регулирования этих машин, а также в смазочных и гидравлических системах промышленного оборудования.


Наименование показателей ТП-22с "ЭНРОЙЛ"
ТУ 0253-008-
52272771-2006
ТП-22
ГОСТ 9972-74
Методы
испытаний
1
Кинематическая вязкость при 40 °С, мм2/с 28,8-35,2 28,8-35,2
ГОСТ 33
2
Индекс вязкости
не менее 92
не менее 90
ГОСТ 25371
3
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С
не ниже 190 не ниже 186
ГОСТ 4333
4
Температура застывания, ° не выше -15
не выше -15
ГОСТ 20287
5 Массовая доля серы в базовом масле, % -
не более 0,3 ГОСТ 1437
6
Массовая доля серы в готовом масле, % не более 0,5 -
ГОСТ 1437
7
Массовая доля водорастворимых кислот и щелочей отсутствие
отсутствие
ГОСТ 6307
8
отсутствие
отсутствие ГОСТ 6370
9
Массовая доля воды отсутствие
отсутствие ГОСТ 2477
10
Кислотное число, мг КОН на 1 г масла не более 0,05 не более 0,05 ГОСТ 5985 / ГОСТ 11362
11
Цвет масла на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ не более 2,5
не более 3,0
ГОСТ 20284
12
Число деэмульсации, сек. не более 180
не более 180
ГОСТ 12068
13
Коррозия на стальных стержнях отсутствие
отсутствие ГОСТ 19199
14

- массовая доля осадка после окисления, %
- кислотное число после окисления, мг КОН на 1 г масла
- содержание летучих кислот, мг КОН на 1 г масла

отсутствие
0,1
0,02

не более 0,005
0,1
-

ГОСТ 981
15
Температура текучести, °С, не выше
- - 6
ГОСТ 20287
Требования безопасности:
Масла представляют собой горючие продукты с температурой самовоспламенение не ниже 300 °С.
При разливе масел необходимо собрать их в отдельную тару, место разлива протереть ветошью. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
Рекомендуемые средства тушения пожаров: распылённая вода, пена, при объемном тушении углекислый газ, пар. Запрещенные средства тушения пожаров: вода в виде компактных струй.

Гарантийный срок хранения масел – пять лет со дня изготовления.
Варианты отгрузки:
- автомобильные и железнодорожные цистерны,
- бочка металлическая 216л (масса нетто 180 кг).

Область применения: применяется для смазки и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин.
Показатели в соответствии с НД:

Наименование показателей Масло для судовых газовых турбин
ГОСТ 10289-79
Методы
испытаний
1 Кинематическая вязкость
при 50 °С, мм2/с
при 20 °С, мм2/с, не более

7,0-9,6
30
ГОСТ 33
2 Индекс вязкости, не менее 40 ГОСТ 25371
3
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже 135 ГОСТ 6356
4
Температура застывания, °С, не выше -45 ГОСТ 20287
5
Зольность, %, не более
0,005
ГОСТ 1461
6
Содержание механических примесей отсутствие ГОСТ 6370
7
Массовая доля воды отсутствие ГОСТ 2477
8
Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более 0,02 ГОСТ 5985/
ГОСТ 11362
9 Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ, не более
1,5 ГОСТ 20284
10
Стабильность против окисления:
- массовая доля осадка после окисления, %, не более
- кислотное число после окисления, мг КОН на 1 г масла. не более

0,2
0,65
ГОСТ 981
11
Плотность при 20°С, кг/м³, не более
905
ГОСТ 1437
Требования безопасности:
Масло для судовых газовых турбин представляет собой горючую вязкую жидкость, температура вспышки не ниже 135 °С, температура самовоспламенения не ниже 270 °С.
При разливе масел необходимо собрать их в отдельную тару, место разлива протереть ветошью. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением.
Рекомендуемые средства тушения пожаров: распылённая вода, пена, при объемном тушении углекислый газ, пар. Запрещенные средства тушения пожаров: вода в виде компактных струй.
Не классифицируется как опасный груз по ГОСТ 19433-88.
Гарантийный срок хранения масла – пять лет со дня изготовления.
Варианты отгрузки:
- авто и ж/д цистерны
- бочка металлическая 216,5 л. (масса нетто 180 кг)

ТП-22с

Предназначено для высокооборотных паровых турбин, а также турбокомпрессорных машин, центробежных компрессоров в тех случаях, когда вязкость масла обеспечивает необходимые противоизносные свойства.

Цена: 55224 руб. / 1 тонна

Физико-химические характеристики ТУ 38.101821-2001

Наименование показателей Норма
1. Вязкость кинематическая при 40С, мм2/с 28,8-35,2
при 50С, мм2/с 20-23
2. Индекс вязкости, не менее 95
3. Кислотное число, мг КОН/г 0,04-0,07
4. Стабильность против окисления, не более при 150С, 16ч и расходе кислорода 3 дм3/ч:
массовая доля осадка, %, не более 0,01
кислотное число, мг КОН/г, не более 0,15
летучие кислоты, мг КОН/г, не более 0,15
5. Время деэмульсации, сек, не более 180
6. Коррозия на стальных стержнях Отсутствие
7. Температура вспышки в открытом тигле, С, не ниже 186
8. Температура застывания С, не выше -15
9. Массовая доля серы, %, не более 0,5
10. рН водной вытяжки испытуемого масла 6,0-8,5
11. Цвет на калоримктре ЦНТ, ед ЦНТ, не более 1,5
12. Содержание механических примесей, %, не более 0,005
13. Содержание воды Отсутствие
14. Содержание фенола в базовом масле, %, не более 0,005
15. Плотность при 15С, кг/м3, не более 903
16. Окислительные характеристики ингибированных нефтянных масел:
осадок после 1000ч окисления, %, не более 0,005
кислотное число после 2000ч. испытания, мг КОН/г, не более 2,00

Условия применения:

Применяется в состоянии поставки.

Гарантийный срок хранения 1 год.

Турбинное масло ТП 22С — это смазка, которая предназначена для использования преимущественно в паровых турбинах. Об этом говорит и само обозначение ТП, которое значит «турбины паровые».

Применение масла ТП 22С

Кроме того, турбинное масло ТП 22С получило широкое употребление в центробежных компрессорах и турбокомпрессорах. Основной причиной применения турбинного масла ТП 22С есть потребность в повышении противоизносных свойств турбин, а также компрессоров.

Благодаря своему составу это моторное масло получило самое широкое распространение в России и странах СНГ, благодаря чему его начали производить самые большие нефтеперерабатывающие компании в стране, такие как Лукойл и другие. Стоит отметить, что произведенные компанией Лукойл масла ТП 22С имеют две разновидности — марки 1 и 2.

Благодаря свойствам это турбинное масло отлично подходит для использования в газовых турбинах, паровых, а также на гидроэлектрических установках. Также оно получило широкое применение при эксплуатации морских турбин, и часто обслуживает работу передающих механизмов.

Состав турбинного масла

Машинное турбинное масло ТП 22С, спецификации которого предусмотрены техническими условиями ТУ 38.101821-83, имеет особый состав, причиной чему служит сырье для производства этого масла.

Как правило, его вырабатывают из нефти-сырца с довольно большой вместимостью серы и парафинистых соединений. Сырье для производства этой турбинной смазки очищают специальным методом, используя для очистки селективные растворители. Важен факт, что масла ТП 22С не имеют в составе присадок с противозадирными свойствами.

Как и любое другое машинное масло, ТП 22С имеет в своем составе некоторый пакет присадок, который повышает его основные свойства.

Главными свойствами данного масла стоит считать следующие:

  • высокая антиокислительная стойкость к формированию осадков;
  • противокоррозионный состав;
  • высокий показатель деэмульсации.

Теххарактеристики турбинного масла ТП 22С

Данное масла владеет следующими характеристиками, определяющими его сферу применения:

  • Кинематическая вязкость его составляет при разных температурах (50 и 40 градусов по Цельсию) значения от 20 до 23 и от 28,8 до 35,2 мм²/с соответственно. При этом индекс вязкости масла составляет 90 единиц.
  • Щелочность ТП 22С имеет достаточно низкое значения — до 0,07 мг КОН/г, что позволяет в значительной мере избежать негативного влияния окислительных процессов.
  • Согласно техническим условиям, температура застывания и вспышки в открытом тигле формирует диапазон от минус 15 до плюс 186 градусов по Цельсию, при которых возможна работа масла, что обеспечивает работу турбин при достаточно большом количестве избыточного тепла.
  • Кроме этого ТП 22С совсем не имеет в составе кислотных или щелочных соединений, механических добавок, а также фенола. Но при этом турбинная смазка содержит серные вещества на уровне до 0,5%.

Данные масла имеют довольно высокую стабильность против окисления. Как пример, массовая доля осадка составляет не более 0,05 промилле.

Этот и другие показатели — самые низкие среди аналогов, что позволяет этому турбинному маслу оставаться самым используемым среди остальных видов смазки для турбинных установок.

В подгруппу турбинных масел входят нефтяные смазочные масла, применяемые для смазывания и охлаждения турбин и турбоагрегатов.

В обозначении ряда марок турбинных масел нормативно-технической документацией предусмотрен следующий порядок:

литера «Т» – определяющая принадлежность масла к подгруппе турбинных масел;

цифровое обозначение – характеризующее уровень кинематической вязкости масла при температуре 50 0 С.

Например: Т 22 – турбинное масло с кинематической вязкостью при 50 0 С, в пределах 20-23 мм 2 /с.

Кроме того, после литеры «Т», для ряда марок в обозначение вводится литера «п», что означает присутствие в данной марке масла композиции присадок, например: Тп-30.

Турбинные масла марок Т 22 , Т 30 , Т 46 , Т 57 , не содержащие присадок вырабатываются по ГОСТ 32-74 «Масла турбинные. Технические условия» из высококачественных малосернистых беспарафинистых бакинских нефтей путем кислотной очистки. Необходимый уровень эксплуатационных свойств масел достигается выбором сырья и глубиной очистки.

Область применения турбинных масел в основном определяется их составом и уровнем вязкостных свойств. Так, для применения в высокооборотных паровых турбинах, турбо- и центробежных компрессорах используются масла марок Т 22 , Тп-22С, Тп-22Б, для гидротурбин, турбо- и центробежных компрессоров с высоконагруженными редукторами применяются масла марок Т 30 , Тп-30, для судовых паровых турбин марки Т 46 и Тп-46.

Характеристики турбинных масел представлены в табл. 3 и 4.

Масла Тп-22, Тп-30 и Тп-46 по ГОСТ 9972-74 «Масла нефтяные с присадками. Технические условия» с изм. 1-9, вырабатывают из парафинистых нефтей с применением очистки селективными растворителями. Необходимый уровень эксплуатационных свойств масел различного предназначения достигается введением в их состав соответствующего комплекса присадок, обладающих антиокислительными, антикоррозионными и деэмульгирующими свойствами.

Таблица 3

Наименование показателей Норма для марок Методы
испытаний
Тп-22 Тп-30 Тп-46 Т 22 Т 30 Т 46 Т 57
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Вязкость кинематическая, при температуре:

40 0 С, мм 2 /с

20-23 28-32 44-48 55-59 ГОСТ 33
2. Индекс вязкости ≥ 90 ≥ 95 ≥ 90 ≥ 70 ≥ 65 ≥ 60 ≥70 ГОСТ 25371
3. Температура вспышки, в открытом тигле, 0 С ≥ 186 ≥ 190 ≥ 220 ≥ 180 ≥ 195 ГОСТ 4333
4. Температура застывания, 0 С ≤ -15 ≤ -10 ≤ -15 -10 ГОСТ 20287
5. Массовая доля механических примесей отсутствие ГОСТ 6370
6. Массовая доля фенола отсутствие ГОСТ 1057
7. Кислотное число, мг КОН/г ≤ 0,05 ≤ 0,5 ≤ 0,02 ≤ 0,05 ГОСТ 5985
8. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ ≤ 3,0 ≤ 3,5 ≤ 5,5 ≤ 2,0 ≤ 2,5 ≤ 3,0 ≤4,5 ГОСТ 20284
9. Содержание ВКЩ отсутствие ГОСТ 6307
10. Содержание воды отсутствие ГОСТ 2477
11. Содержание серы, % ≤ 0,3 ГОСТ 1437
12. Зольность базового масла, % ≤ 0,005 ≤ 0,005 ≤ 0,010 ≤ 0,030 ГОСТ 1461
13. Температура текучести, 0 С, минус 6 ГОСТ 20287
14. Натровая проба 10 мм ≤ 0,4 ≤ 2,0 ГОСТ 19296
15. Коррозия на стальном стержне отсутствие ГОСТ 19199
16. Плотность при 20 0 С г/см 3 , не более 0,895 ≤ 0,900 ≤ 0,905 ≤ 0,900 ГОСТ 3900
17. Испытание на коррозию медных пластинок, 3 ч, 100 0 С группа 1 выдерживает ГОСТ 2917
18. Стабильность против окисления, не более:

кислотное число, мг КОН/г

150 0 С,
14 ч,
расход
кислорода
83 мл/мин≤0,005
150±5 0 С, 15 ч,
расход
кислорода 5 дм 3 /ч≤0,01
150 0 С,
14 ч,
расход
кислорода 83 мл/мин≤0,008
≤0,10 ГОСТ 981
20. Стабильность против окисления на универсальном приборе:

массовая доля осадка, %

кислотное число, мг КОН/г

24 часа 24 часа 10 часов ГОСТ 18136
21. Число деэмульсации, мин ≤ 3 ≤ 3,5 ≤ 3 ≤ 5 ГОСТ 12068

Масло Тп-22С (ТУ 38.101821-2001 с изм.1-18) селективной очистки вырабатывается из смеси малосернистых и сернистых нефтей – предназначено для смазывания подшипников и вспомогательных механизмов турбоагрегатов, а также в системах уплотнения и регулирования в качестве гидравлической жидкости и уплотнительной среды. В зависимости от уровня стабильности против окисления установлены требования для двух марок масла
ТП-22С, марка 1 с улучшенной стабильностью против окисления и марка 2 (табл. 4).

Для смазывания и охлаждения редукторов и подшипников судовых газовых турбин, из трансформаторного масла с добавлением противоокислительной и антиокислительной присадок, производят масло для судовых газовых турбин по ГОСТ 10289 «Масла для судовых газовых турбин. Технические условия».

Таблица 4

Наименование
показателей
Норма для марок Методы
испытаний
ТП-22С
марка 1
ТП-22С марка 2 КП-8с
1 2 3 4 5
1. Вязкость кинематическая, мм 2 /с, при температуре: 28,8-35,2 41,4-50,6 ГОСТ 33
2. Индекс вязкости ≥ 95 ≥ 90 ≥ 95 ГОСТ 25731
3. Кислотное число,
мг КОН/г
0,04-0,07 0,05 ГОСТ 5985
4. Стабильность против окисления:

а) 130 0 С, 24 ч, расход кислорода 5 дм 3 /ч

массовая доля осадка после окисления, %

кислотное число, мг КОН/г

летучие кислоты, мг КОН/г

≤ 0,005 ГОСТ 981
б) 150 0 С, 16 ч, расход кислорода 3 дм 3 /ч

массовая доля осадка после окисления, %

кислотное число, мг КОН/г

летучие кислоты, мг КОН/г

≤ 0,01
150 0 С, 25 ч, расход кислорода 3 дм 3 /ч

массовая доля осадка после окисления, %

кислотное число, мг КОН/г

увеличение коксуемости, %

≤ 0,02
5. Время деэмульсации, с ≤ 180 ГОСТ 12068
6. Коррозия

на стальном стержне

отсутствие ГОСТ 19199
на пластинках из меди выдерживает ГОСТ 2917
7. Температура вспышки,
в открытом тигле, 0 С
≥ 186 ≥ 200 ГОСТ 4333
8. Температура застывания, 0 С

по согласованию с потребителем

≤ минус 15

≤ минус 10

≤ минус 15 ГОСТ 20287
9. Массовая доля серы, % ≤ 0,5 ГОСТ 1437
10. Содержание ВКЩ отсутствие ГОСТ 6307
11. Содержание механических примесей, % ≤ 0,005 отсутствие ГОСТ 6370
12. Цвет на колориметре ЦНТ, единицы ЦНТ ≤ 1,5 ≤ 2,5 ГОСТ 20284
13. Содержание воды, % отсутствие ГОСТ 2477
14. Содержание фенола в базовом масле ≤ 20 ГОСТ 1057
15. Плотность при 15 0 С кг/м 3 ≤ 903 ≤ 885 ГОСТ 3900
16. Окислительные характеристики ингибированных нефтяных масел:

Осадок после 1000 ч окисления, %

Кислотное число после 2000 часов испытаний

≤ 0,005 АСТМ Д 943, ИСО 4263
17. Коксуемость, % ≤ 0,05 ГОСТ 19932
17. Зольность, % ≤ 0,005 ГОСТ 1461

Масло турбинное ТП-22С получают путем очистки селективными растворителями сернистых парафинистых нефтей. Оно содержит специальные присадки, улучшающие антиокислительные, антикоррозийные и деэмульгирующие свойства.

Общим предназначением масла Тп-22С является смазывание подшипников и вспомогательных механизмов паровых турбин, использование в газовых турбинах и в качестве уплотняющей среды в системах регулирования, противоизносная защита центробежных и аксиальных турбокомпрессоров. Существует мнение, согласно которому Тп-22С является одним из самых распространенных турбинных масел.

Если использование марки ТП-22С разрешено производителем оборудования, то масло может применяться в паровых турбинах, центробежных и аксиальных турбокомпрессорах. Но стоит отметить, что такое использование возможно только тогда, когда смазывающие свойства и вязкость турбинного масла могут гарантировать защиту оборудования от износа.

Основные технические характеристики турбинного масла ТП-22С

Название показателя

Значение

Вязкость кинематическая, мм 2 /с:
– при 50 o С
– при 40 o С
Индекс вязкости
Температура вспышки в открытом тигле, o С
Температура застывания, o С
Кислотное число, мг KOH/г
Массовая доля серы, %
Стабильность против окисления при 150 o С, 16 ч и расходе кислорода
3 дм 3 /ч:
– массовая доля осадка, %
– кислотное число, мг KOH/г
– летучие низкомолекулярные кислоты, мг KOH/г
Время деэмульсации, с
Цвет на колориметре ЦНТ, ед. ЦНТ

Гост

ГОСТ 9972-74 «Масла нефтяные турбинные с присадками» регламентирует технические требования, правила приемки, методы испытаний, гарантии изготовителя и требования безопасности таких марок турбинных масел, как Тп-22, Тп-30 и Тп-46.

Технические условия

Все сведения, касательно турбинного масла Тп-22С, приведены в технических условиях (ТУ 38.101821-83 «Масло турбинное Тп-22С. Технические условия»). Они определяют технические требования, требования безопасности, правила приемки, методы испытаний, упаковку, маркировку, хранение и транспортирование масла турбинного Тп-22С, а также гарантии изготовителя.

Плотность

Плотность турбинного масла ТП-22С – это его масса в единице объема. Данный показатель является физической характеристикой этого вещества. При температуре окружающей среды 15 ºС паспортное значение плотности для турбинного масла ТП-22С составляет 0,87 г/см 3 .

Расфасовка

ТП-22С может фасоваться в бочки (весом 175 кг) и кубы (весом 850 кг).

Промышленностью выпускаются турбинные масла ТП-22С в канистрах (1 л, 10 л, 20 л), бочках (50 л, 216, 5 л (180 кг)), пластиковых кубических емкостях и евробочках металлических. Также возможен отпуск автоналивом.

Марки масла ТП-22С

Турбинное масло ТП-22С может выпускаться двух марок – «1» и «2». Главное отличие – стабильность против окисления. У марки «1» она выше.

Применение и полезные свойства

ТП-22С является достаточно популярной маркой, поскольку применяется почти во всех типах турбин:

  • аксиальных и поршневых турбокомпрессоров (при условии оптимального значения показателя вязкости, обеспечивающего необходимые противоизносные свойства);
  • в гидравлических системах, служащих для производства электроэнергии на электростанциях высокой мощности. В данном конкретном случае турбинное масло ТП-22С исполняет роль гидравлической жидкости и среды уплотнения;
  • в некоторых газовых турбинах;
  • в паровых турбинах как смазка для подшипников и прочих механизмов.

Кроме вышеперечисленных применений данный тип турбинного масла используется вместо компрессорного (по рекомендации производителя).

Полезные свойства ТП-22С следующие:

  • высокий индекс вязкости;
  • минимальная склонность к кавитации;
  • тепловая стабильность.

Практическое использование турбинного масла ТП-22С позволяет защитить от коррозийных отложений и износа валы подшипников и турбин, а также улучшить их эксплуатационную безопасность.

Все сказанное выше в полной мере относится только к свежи турбинным маслам. Во время эксплуатации в них постепенно накапливаются разнообразные примеси, химический состав нарушается, свойства изменяются. Турбинное масло не может в полной мере выполнять возложенные на него функции. Появляется риск выхода из строя оборудования или даже его поломки. Такие последствия, конечно, крайне нежелательны. Поэтому нужно регулярно контролировать состояние турбинного масла ТП-22С и осуществлять своевременную его очистку.

Оборудование для очистки турбинного масла

GlobeCore предлагает решение данной проблемы, в полной мере отвечающее современным требованиям к чистоте турбинных масел.

Обеспечивает комплексную очистку турбинных масел, вязкость которых при температуре 50 ºС не превышает 280 сСт. Многократное прохождение очищаемого продукта через блок фильтров гарантирует его очистку до 9 класса чистоты при 13 исходном классе.

Станция масляная мобильная СММ-1,2Т

Установка может работать в трех режимах: фильтрации и нагрева, фильтрации, осушки и дегазации, а также вакуумирования.

Использование оборудования для очистки турбинных масел, поставляемого GlobeCore , позволяет производить комплексную их очистку термовакуумным способом за один цикл, существенно продлить срок службы и предотвратить возможные неполадки оборудования, вызванные загрязнениями масел.

Вверх