Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. Организация системы работы по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности Развитие эмоциональных потребностей детей в двигательной деятельности

-- [ Страница 2 ] --

3. Основанием организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, являются системный, деятельностный и индивидуально-дифференцированный подходы.

4. Организация двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет, представляет собой взаимодействие субъектов образовательного процесса, включающее в себя диагностический, управленческий и организационно-исполнительный этапы, реализуемые во время пребывания ребенка в ДОУ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе представления материала на международных, всероссийских, региональных конференциях, на заседаниях кафедр естествознания и методики его преподавания в младших классах, педагогики и психологии детства, физического воспитания Уральского государственного педагогического университета, а также в ходе ежедневной педагогической деятельности инструктора-педагога детских программ.

Основные результаты отражены в публикациях автора, в том числе в журналах, рекомендуемых ВАК МО и НРФ: «Вестник поморского университета», «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова», «Теория и практика физической культуры», «Современные проблемы науки и образования». Всего издано 14 работ.

Результаты диссертационного исследования по проблеме приняты к внедрению в воспитательно-образовательный процесс ДОУ Свердловской области.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 230 источник (из них 13 зарубежных авторов), 16 приложений. Работа иллюстрирована 12 рисунками, 11 таблицами. Объем работы составляет 178 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность, цель, объект и предмет исследования, определены теоретические и методологические основы, сформулированы гипотеза и задачи исследования, отражены научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования для педагогической науки, изложены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы достижения эмоционального благополучия дошкольников 4-5 лет посредством двигательной деятельности» представлены особенности физического и психического развития детей 4-5 лет, проблемы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста и модель организации двигательной деятельности в условиях ДОУ, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей 4-5 лет.

Из анализа особенностей развития детей дошкольного возраста выявлено, что существуют некоторые половые различия, проявляющиеся в физическом и психическом развитии детей, в формировании физических качеств, а также общие закономерности процесса формирования психического пола, следовательно, возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек.



Из психологических особенностей развития детей дошкольного возраста, социальной ситуации развития, возникших новообразований вытекает одно из важнейших условий нормального развития ребенка дошкольного возраста – достижение эмоционального благополучия. К четырехлетнему возрасту, ребенок психологически выходит за рамки семьи, мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми и людьми. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, повышенная потребность в признании окружающих, желание заслужить похвалу. И от того, насколько удовлетворены эти потребности, насколько эмоционально благополучно проживает ребенок период дошкольного детства, зависит и его дальнейшее развитие.

К идее эмоционального комфорта обращались такие великие педагоги, как В.Г. Белинский, Я. А. Коменский, Н.И. Новиков, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др. В начале ХХ в. в отечественной психологии и педагогике научно доказывается ценность эмоций в жизни человека, обосновывается развитие положительных эмоций, являющихся важнейшим условием успешного обучения и воспитания (В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Н.Н. Ланге, и др.). В настоящее время проблема эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста стала предметом исследований коллег, учеников и продолжателей дела А.В. Запорожца (Л.А. Абрамян, А.Д. Кошелевой, Г.Г. Филипповой и др.).

В профильной литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «эмоциональное благополучие». В психологическом словаре М.И. Дьяченко понятие «эмоциональ­ное состояние» трактуется как «особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта–дискомфорта (мне хорошо, мне плохо), как интегральные ощущения благополучия–неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом».

Понятие «эмоциональное благополучие» соотносимо с понятием «эмоциональное самочувствие», определяемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта – дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни. И.Б. Куркина и Т.К. Марченко под эмоциональным благополучием ребенка дошкольного возраста понимают благоприятное нервно-психическое состояние ребёнка, проявляющееся в хорошей и быстрой адаптации, адекватности поведения ребенка окружающим условиям и со­бытиям, социально-приемлемых способах самоутверждения и самовыраже­ния, положительном эмоциональном фоне, оптимистическом настрое, спо­собности к эмоциональному сопереживанию, доброжелательном отношении к другим людям, равномерном и своевременном развитии психических процессов.

В своих работах А.Д. Кошелева отмечает, что дошкольник испытывает эмоциональное благополучие в дошкольном учреждении «когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие».

По мнению Г.Г. Филипповой, эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его развития и психического здоровья, в частности, и состоит из «эмоции удовольствия – неудовольствия как содержания преимущественного фона настроения; переживания комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживания успеха – неуспеха в достижении целей; переживания комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживания оценки другими результатов активности ребенка».

Все эти определения характеризуют проявления эмоционального благополучия, но недостаточно, на наш взгляд, раскрывают причины его возникновения. На основе определения эмоционального благополучия младших школьников, предложенного Н.Ю. Сергеевой, нами было сформулировано авторское определение эмоционального благополучия дошкольника 4-5 лет, понимаемое как положительно-окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

Детский организм с учетом достижений возрастной физиологии, нейропсихологии рассматривается как единая саморегули­руемая система, в которой взаимодействуют физиологические, психологические и функциональные процессы, управляемые высшей нервной деятельностью. Современные психофизиологические исследования подтверждают, что физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отража­тельной деятельности, многие функции центральной нерв­ной системы зависят от активности мышц (Н.И. Касаткин, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.М. Щелованов и др.). Таким образом, при развитии физических качеств детей нужно рассматривать не только физическую составляющую, но и эмоциональное состояние ребенка.

В то же время многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников – одна из необходимых в дошкольном детстве (И.А. Аршавский, Е.Н. Вавилова, А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева и др.). И потребность должна реализоваться – тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия. Сдерживание двигательной активности ребенка вызывает из­менения в его эмоциональном самочувствии, приводит иногда к «взрывным» эмоциональным реакциям. Если же спокойная деятельность чередуется с разнообразными играми, прогулками, физическими уп­ражнениями, это приводит к улучшению эмоционального состояния, а, следовательно, способствует развитию физических качеств ребенка.

Двигательная активность – это любая мышечная активность, проявляющаяся через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях (Л.П. Матвеев). Двигательная активность человека благодаря физическим качествам получает свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. Под двигательной деятельностью мы понимаем целенаправленное проявление двигательной активности человека, направленное на решение конкретных задач (Э.Я. Степаненкова).

Исходя из взаимозависимости физического и эмоционального развития ребенка, а также ухудшения здоровья детей в последние годы возникает задача разработки и апробации организации двигательной деятельности, способствующей достижению эмоционального благополучия и развитию физических качеств детей. Нами была предложена структурно-функциональная модель организации двигательной деятельности дошкольников 4-5 лет, включающая следующие компоненты: цель, принципы, методологические подходы, со­держательный компонент, виды двигательной деятельности, средства физического воспитания, методические приемы, результат (рис.1). Данная модель основывается на следующих методологических подходах:

Системный подход (Л.Ю. Гордин, В.С. Ильин, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, А.В. Петровский, Ю.П. Сокольников) дает возможность рассматривать организацию двигательной деятельности детей в ДОУ в системе, что предусматривает работу с персоналом, с родителями и с детьми. Только при системной организации и взаимосвязи всех составляющих модели возможен эффект достижения эмоционального благополучия и развития физических качеств детей. В соответствии с требованиями ФГТ, организация двигательной деятельности затрагивает и свободную деятельность детей, и совместную деятельность со взрослым.

Деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает выдвижение на передний план двигательной активности детей, использование их личностного потенциала в целостном процессе организации двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Индивидуально-дифференцированный подход (Е.Н. Вавилова, Э.С. Вильчковский, Я.А. Коменский, В.М. Покатило Т.А. Репина) предполагает учет полоролевой дифференциации, а также различных показателей и уровней эмоционального благополучия детей при организации двигательной деятельности.

Изложенные в данной главе позиции стали базисом для проведения опытно-поисковой работы.

Во второй главе «Организация двигательной деятельности, обеспечивающей эмоциональное благополучие и развитие физических качеств детей 4-5 лет» приведено описание опытно-поисковой работы, в рамках которой была осуществлена апробация организации двигательной деятельности.

На диагностическом этапе была проведена диагностика уровня развития физических качеств и уровня эмоционального благополучия детей базовых дет- ских садов в возрасте от 4 до 5 лет. Уровень развития физических качеств (координационных, скоростно-силовых, гибкости, силовых) выявлялся как среднее значение по результатам выполнения детьми контрольных упражнений, предложенных Ж.К. Холодовым и В.С. Кузнецовым.

С учетом критериев оценки эмоционального состояния ребенка в ДОУ

А. С. Белкина и показателей эмоционального благополучия младших школьников, разработанных Н. Ю. Сергеевой в нашей работе были определены следующие показатели эмоционального благополучия дошкольника 4-5 лет: активность, преимущественно положительный фон настроения, уверенность, адекватная тревожность, коммуникация со взрослым, коммуникация со сверстниками.

На основе вышеуказанных показателей, анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы с детьми дошкольного возраста были определены три уровня эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет: недостаточный, допустимый, оптимальный (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровни эмоционального благополучия ребенка 4-5 лет

Показатели Уровни
Недостаточный Допустимый Оптимальный
1.Активность Безучастен, не проявляет эмоциональную вовлеченность в деятельность Включается в игру после побуждения, поощрения лишь некоторых действий вызывают неярко выраженное удовольствие Проявляет активность в играх с детьми, легко вовлекается в совместную со взрослым деятельность
2.Преимущественно положительный фон настроения Имеет угнетенное, по­давленное, печальное настроение, пессимистический на­строй Имеет неустойчивое, переменчивое настроение, временами раздражен, возбужден Имеет жизнерадостное, бодрое настроение, опти­мистичный настрой
3.Уверенность Опасается приступать к новым видам деятельно­сти. Если самооценка выше или ниже реаль­ных возможностей, име­ет место самоуверен­ность или неуверен­ность Часто не сомневается в своих силах при усло­вии внешней поддерж­ки, помощи. Имеет не­адекватную самооцен­ку Не сомневается в своих силах, смело приступает к новым видам деятельно­сти, имеет адекватную самооценку
4. Адекватная тревожность Обладает повышенной тревожностью, полный мрачных опасений, страхов, которые могут прояв­ляться в агрессивности, апатии, депрессии Обладает выраженной тревожностью Обладает адекватной тре­вожностью, проявляет раскованность, свободу в самовыраже­нии
5. Коммуникация со взрослым Отрицает возможность вступления в контакт со взрослым, практически не использует мимику, жесты, пластику движений Иногда радуется вступлению в контакт со взрослым, используя при этом мимические средства общения, выразительные движения, иногда отрицает его возможность Радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения выразительные
6. Коммуникация со сверстниками На предложения сверстников практически не отвечает, час­то проявляет конфликт­ность, враждебность по отношению к ним, не имеет навыков совмест­ной деятельности Проявляет избиратель­ную доброжелательность, не­редко бывает заботлив и внимателен по отно­шению к одним и резко враждебен, несправед­лив по отношению к другим, выборочно го­тов к сотрудничеству Сам проявляет инициативу контактировать со сверстниками, живо разговаривает, стремится к общению, умеет не те­ряться в ситуациях обще­ния

Зайцева Лариса Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №52 г.Пензы "Полянка"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала:
Тема: Развитие эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Развитие эмоционально-двигательной сферы детей

старшего дошкольного возраста
Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и п р о в е р е н опытом веков; он может быть выражен в двух пол ожения х: гимнастика для тела и музыка для души. Платон Уважаемые коллеги, согласитесь, что главный секрет хорошего самочувствия здорового ребёнка в детском саду – в его активной деятельности. Физиологи считают движение врождённой, жизненно – необходимой потребностью человека. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его, целенаправленно действовать в нём. Движение – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития. Одна из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе, согласно ФГОС дошкольного образования, является обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. Потребность в эмоциональных передвижениях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов – физического и психического развития ребенка. Не случайно известный отечественный физиолог Н.М.Щелованов отмечал, что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма. Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений. В психолого – педагогических исследованиях (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуд, И.Ю.Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П.Арнаутова и др.) положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребенка к миру и влияет в дальнейшем на познавательную, эмоционально – волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.
Такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др. утверждали, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека. Каким же образом организовать двигательную деятельность детей так, чтобы каждому ребёнку было интересно, обеспечить высокую результативность организации двигательной деятельности? На основании анализа изученных работ, учёта созданных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, была разработана
модель

физкультурно

оздоровительных

мероприятий
в детском саду, которая органически входит в жизнь детского сада, способствует решению вопросов психологического благополучия, нравственного воспитания, имеет связь с другими видами деятельности и, самое главное, нравится детям. Модель представлена в двух вариантах: на основе здоровьесберегающих технологий и на основе разнообразных форм работы (приложение №1,2). Данная модель разработана на основе работ Ю.Ф. Змановского, Н.М. Прутова, Н.М. Амосова на проблемы воспитания здорового ребёнка В данной модели представлены блоки, которые реализуют все педагоги детского сада в сотрудничестве родителями воспитанников, социальными партнерами. Работа инструктора по физической культуре представлена по
3 направлениям:
1. Физическое развитие детей. 2. Психоэмоциональное развитие детей. 3. Интеллектуальное развитие детей. Данные направления работы решают следующие
задачи:
1. Физическое развитие детей:  развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);  накопление и обогащение двигательного опыта у детей;  формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  содействие профилактике плоскостопия; формировать правильную осанку.  развитие чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;  формирование навыков пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;  развитие мелкой моторики. 2. Психоэмоциональное развитие детей  Создание условий для положительного психо-эцоционального состояния детей.  Развитие социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. (раздел 2.6. ФГОС)  организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности  формирование умения эмоционального выражения творчества в движениях. 3. Интеллектуальное развитие детей
 Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.  Формирование начальных представлений о ЗОЖ, восприятие ЗОЖ как ценности.  Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания положительных чувств.
Такой подход способствует развитию эмоционально-двигательной сферы детей

и их успешной социализации.
Как реализовать данный подход? В свою работу, наряду с традиционными формами, необходимо включать постепенно варианты нестандартной организации физкультурной деятельности, которые решают задачи по развитию, как двигательных способностей, так и творческих, развитию эмоциональной сферы детей.
Работу необходимо строить в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 2. Принцип учета возрастных особенностей (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 3. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества детского сада с семьей. 6. Принцип формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. И я бы добавила еще один, на мой взгляд очень важный принцип - от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. В детском саду необходимо создать условия способствующие реализации поставленных задач, а именно: площадку для организации бега, полосу препятствий, разметку по правилам дорожного движения, различные зоны на территории детского сада (огород, лечебная горка, сказочный лес, полоса препятствий и др.), аудиотеки, спортивное оборудование (в т.ч. нестандартное) для организации разнообразной двигательной деятельности, лечебно-профилактический комплекс ДОУ. Созданные условия, согласно ФГОС ДО, должны гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивать их эмоциональное благополучие. Возможно использование следующих форм организации работы по физическому развитию дошкольников, способствующих формированию их эмоционально-двигательной сферы:
Формы организации работы

по физическому развитию дошкольников (приложение № 3)

Рассмотрим нетрадиционные формы организации физкультурной деятельности в

детском саду, способствующие развитию эмоционально-двигательной сферы детей

старшего дошкольного возраста.
1. Технология
оздоровительного

бега

Змановскому.
С учетом условий детского сада бег проводится ежедневно в тёплое время года на свежем воздухе в утренние часы (утренняя гимнастика). Можно просто выполнить упражнения для разогрева мышц, а можно подготовить детей эмоционально к предстоящему бегу, используя упражнения креативной гимнастики, которые формируют образное представление о движении, выражают эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко”, "Любопытная обезъянка" и т.д.). Обязательно включается музыка для создания эмоционального фона. Предварительная разминка и бег в медленном темпе заряжают детей энергией доставляют детям удовольствие и является эффективным тренирующим средством. При организации бега учитывается состояние здоровья детей, настроение ребенка и категорически запрещается всякое принуждение. (Методика организации оздоровительного бега – приложение № 4).
2
.
Физкультурные занятия на основе технологии "Са-фи-дансе" .
На мой взгляд танцевально-игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилёвой, Е.Г. Сайкиной наиболее полно решает задачи, как двигательных способностей, так и развивает эмоциональную сферу ребенка. До ступно сть «Са-фи-дансе» основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Ко всем элементам программы авторами подобрано музыкальное сопровождение с определенным ритмом и темпом. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий.
Новизна:

Разработана авторская система использования технологии «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физической культуре и других режимных моментах, адаптированная к тематическому планированию образовательной работы с детьми, согласно ООП ДОУ, которая представлена в следующей модели (см. Приложение № 5). Основываясь на том, что структура классического занятия и методы организации детей на занятиях по физическому развитию совпадает со структурой занятия, предлагаемой Ж.Е. Фирилевой, компоненты технологии «Са-Фи-Дансе» включены в разработанные занятия по физической культуре ДОУ (приложение №2). Одно занятие в неделю полностью строится по технологии «Са-Фи-Дансе», а в другие включены ее компоненты как часть занятия. В совместной деятельности педагога с детьми совместно с воспитателями организуются игры-путешествия на танцевально-игровом содержании программы, которые доставляют детям большой эмоциональный подъем и радость. Из данной технологии в занятия по физическому развитию введены
следующие

увлекательные формы работы:
 Танцевально-ритмическая гимнастика. Представлена образно-танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.  Игроритмика. Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.  Игрогимнастика. Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.  Игротанец. Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). Нетрадиционные виды упражнений:  Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.  Пальчиковая гимнастика. Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.  Музыкально-подвижные игры. Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации,
подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.  Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.  Игропластика. Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.  Игры-путешествия (или сюжетные занятия)включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный мате- риал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Вышеперечисленные

формы

возможно

использовать

занятиях

следующим

образом.
В о
вводную

часть
физкультурного занятия включать строевые упражнения в сочетании с корригирующими упражнениями с разным темпом и ритмом выполнения - игроритмику. Так же, чтобы разогреть мышцы и суставы и “настроить” чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию используются “эмоциональные разминки”, креативная гимнастика. Задача педагога - научить воспитанников “вслушиваться” в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко”, "Любопытная обезьянка" и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела.
Общеразвивающие

упражнения
, можно заменить игрогимнастикой, ритмическим танцем, игротанцем.
В основной части
занятия можно использовать игропластику, сочетающую в себе растяжку и имитационные движения. С целью формирования двигательного воображения - основы творческой, осмысленной моторики, детям можно предложить специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом: придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.
Музыкально-подвижные игры различной интенсивности применяю как после основной части занятия, так и в заключительной, если игра малой подвижности. Большое удовольствие дети получают от игрового самомассажа, релаксационных пауз, которыми
заканчивается занятие
. В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Большое удовольствие дети получают от игрового самомассажа, релаксационных пауз, которыми заканчивается занятие. Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности. Чтобы занятия стали более эмоционально окрашенными, необходимо использовать нестандартное оборудование, которое позволяет повысить двигательную активность ребёнка, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний. Один раз в месяц проводится игра-путешествие, согласно комплексно-тематического планирования и знакомого танцевально-игрового материала. Необходимо заранее подготовить отличительные знаки, эмблемы, жетоны, а для подведения итогов занятий и награждения - грамоты, значки, медали. Желательно на таких занятиях использовать ма- ршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, обеспечить соответствующее теме оформление зала, подготовить костюмы. На этих занятиях часто используется импровизационная работа: дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на предложенную педагогом тему. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Такие разделы программы «Са-Фи-Дансе» как, игроритмика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, креативная гимнастика, включены в схему оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятий, используемых в ДОУ и применяются в повседневной работе не только инструктором по ФК, но и воспитателями, педагогом-психологом, учителями-логопедами, музыкальными руководителями. В процессе групповых занятий все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания. Танцы, разученные на занятиях исполняются детьми на праздниках, развлечениях, концертах для родителей. Также хочется отметить такую оздоровительную технологию как
организация

детского

туризма.
Элементарные формы туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, вызывает массу положительный эмоциональных переживания, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Совершенствуются все физические качества и основные виды движений.
Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.
Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о сезонных изменениях в природе, Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. пространственная ориентация. Дети учатся пользоваться картой и компасом, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, оценивать результаты своей деятельности.
Воспитательная ценность туристической деятельности.
Дети осваивают навыки совместного взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников. Организовать детский туризм возможно на территории детского сада (ФОТО): полоса препятствий, задания на отработку того или иного навыка, ориентирование, обучение детей навыкам безопасного поведения… Исходя из условий, считаю наиболее эффективными и интересными для детей такие формы организации походов, как ориентировка по карте-схеме, преодоление полосы препятствий, "тренировка туристов", "семейный поход", "палатка - дом туриста" и др. Большой эмоциональный подъем у детей вызывает моделирование таких ситуаций: "А если вы на необитаемом острове?", "Непроходимые джунгли" и т.д., где дети должны проявить все свои накопленные знания, умения, физические качества, чтобы преодолеть препятствия. Родители воспитанников, безусловно, являются активными участниками таких походов (на территории детского сада) и, по рекомендациям педагогов, ходят с детьми в семейные походы на природу, в парки, где, уже в непривычных для детей условиях, предлагают детям аналогичные двигательные задания.
Результативность представленной работы:
Для анализа
эмоциональных проявлений
детей можно использовать следующие критерии, основанные на многократных наблюдениях за эмоциональными реакциями детей в ходе занятий по физическому развитию на основе методики канд. пед. наук,
заведующего кафедрой детской психологии и дошкольного образования Тульского ГПУ Кокоревой О.И.: - эмоциональная экспрессия лица – мимика: губы, взгляд, выражение лица, брови, лоб; - выразительная моторика тела – пантомимика: осанка, походка, жестикуляция, поза, наклон головы; - речевые реакции детей – эмоциональная окраска высказываний, интонационная выразительность, динамичность речи; - участие в деятельности: степень активности. Для
оценки

физической

подготовленности
детей можно использовать показатели из «Общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи») (авторы - Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н.),
1.

физическое развитие
(измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
2.

развитие психофизических качеств:
 измерение силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;  скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;  быстрота: бег на дистанции 10 метров схода и 30 м; «челночный бег» 3X10 м;  выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей);  ловкость: бег зигзагом, прыжки через скакалку;  гибкости: наклон туловища вперед на скамейке. Для выявления
представлений детей о ЗОЖ
и безопасной жизнедеятельности можно использовать методическое пособие «Основа безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой и Р.Б. Стеркиной а также пособие для дошкольных работников к региональной программе «Ребенок и весь мир» Е.Ф. Купецковой «Береги свою жизнь и здоровье».
Такой подход способствует положительной динамике в развитии

эмоционально-двигательной сферы детей.
Дети становятся выносливее, испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий, воспринимают красоту совместных дружных движений, овладевают правильной техникой выполнения движений (свобода и непринуждённость), проявляют интерес к выполнению различных движений, стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели, появляется естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная.
Заключение:
Стремление добиться высоких результатов в развития эмоционально-двигательной сферы детей, сохранении и укреплении здоровья воспитанников, подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в свою практику.
"Мой успех – это успех моих воспитанников". Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они поют, танцуют, превращаются в разных животных, шутят и с м е ю т с я. Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, где получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга. "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то один философ, а я бы добавила: - еще улыбка и положительные эмоции.

жанна барышева
Организация системы работы по формированию потребностей детей дошкольного возраста в двигательной активности

АКТУАЛЬНОСТЬ

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности . В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Год от года увеличивается количество взрослых людей, страдающих сердечно-сосудистыми и дыхательными заболеваниями, заболеваниями опорно-двигательного аппарата , что является прямым следствием гиподинамии, являющейся своеобразной болезнью, определение которой звучит угрожающе : «Нарушение функций организма при ограничении двигательной активности ». Эта страшная болезнь наблюдается не только у взрослых, но она становится моложе и о ней стоит говорить уже в дошкольном детстве .

Физиологи отмечают, что движение является врожденной, жизненно необходимой потребностью человека , именно поэтому важно её полное удовлетворение особенно в дошкольном возрасте , когда формируются все основные системы и функции организма . Так, у малоподвижных детей чаще наблюдается отставание моторного и нервно-психического развития и они в большей мере подвержены простудным заболеваниям.

Таким образом, интенсивность и характер психофизического развития детей , здоровье зависит от их двигательной активности .

Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь , дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети моей группы росли физически здоровыми и крепкими является одной из важнейших. Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, умственными способностями и физически развитыми. Одним из наиболее важных направлений физического воспитания, является потребность в двигательной активности детей .

1. СИСТЕМА РАБОТЫ :

Начала эту работу с изучения различных современных программ, таких как : «Основы безопасности детей дошкольного возраста » Н. Н. Авдеева, «Я – человек» С. Козловой, «Здравствуй» М. Лазарева, «Движение день за днём» М. Руновой, «Здоровый дошкольник » Ю. Змановского. Все программы направлены на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста . За основу взяла двигательную активность как источник здоровья детей .

Мною были определены основные направления работы :

Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей . В группе сделана «Тропа здоровья» , физкультурная зона, картотека подвижных игр, дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, пальчиковых игр.

Следующей задачей стала организация работы по двигательной активности детей в течение дня . В своей работе я исходила из того , что только двигательная активность , закаливание обеспечивают здоровье, энергию, не говоря уже о хорошем настроении.

Поэтому очень важно рационально организовать режим в группе для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

1-ый этап педагогического процесса - " Утро "- самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Утром стараюсь планировать игры малой или средней активности . Но в то же время при планировании подвижных игр обязательно учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, ИЗО, то планирую игры средней и большей подвижности. Если предстоит физкультурное занятие, то планирую более спокойную окончательную игру.

Для закаливания организма , повышения работоспособности детей после ночного сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата и дыхательной системы очень важна утренняя гимнастика. Её провожу в различной форме : традиционная, игровая, гимнастика с использованием различных предметов.

На занятиях по физической культуре планирую взаИмосвязь процесса обучения основным видам движений и развития потребности двигательных качеств и способностей детей .

детей практической целесообразности .

У старших активности

задач

формирование двигательной активности .

При разработке содержания воспитательных задач обращаю внимание на развитие самостоятельности, активности и общения , а также на формирование эмоциональной , моральной и волевой сферы .

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старшей группе является акцент на решение образовательных задач формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаю в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей , а также формированием потребности в двигательной активности . Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий по физической культуре программирую оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределяя её с учетом состояния здоровья детей и их физической готовленности, индивидуальных возможностей;

Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности провожу динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также провожу физкультминутки, пальчиковые и телесные игры.

2-ой этап педагогического процесса – "Прогулка". В течение дня прогулка организуется дважды : утром и вечером. Прогулка благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности .

Планируя прогулки, тщательно подбираю игры для прогулок с учётом возраста детей . В игры включаю различные виды движений бег, метание, прыжки и интересные двигательные игровые задания . Дети с удовольствием играют в сюжетные игры и игры с предметами. У старших дошкольников пользуются популярностью игры- эстафеты, игры с правилами, элементами соревнования.

Дозированные бег и ходьба на прогулке – один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки провожу пробежку, например, вокруг здания детского сада, после чего нужно перейти на ходьбу. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, в новых ярких впечатлениях, в свободных активных движениях в игре . В условиях прогулки осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным умениям.

2. ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ДВИГАЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной актив-ности (ДА) . Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биоло-гическую потребность в движениях . Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

К моменту поступления в школу у детей должны быть сформированы основные двигательные навыки в ходьбе , беге, прыжках, метании, лазании, некоторых видах спортивных упражнений и игр. Недостаточное развитие какого-либо двигательного качества у ребенка снижает его способность к усвоению новых двигательных действий , а также его двигательную активность . В связи с этим необходимо предусмотреть в планировании программного материала для занятий по физической культуре взаи-мосвязь процесса обучения основным видам движений и развития двигательных качеств и способностей детей .

Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность , интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей , дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

Каждое занятие для ребенка - это познание окружающей действительности через движения, которые должны приносить радость. Важным является обогащение детей представлениями и знаниями о назначении и способах применения разных видов движений, сходстве и различиях в силе, скорости, их практической це-лесообразности .

У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности , радости от занятий физическими упражнениями.

Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к детям с учетом их состояния здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности .

На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач : оздоровительных, воспитательных и образовательных.

Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного от-ношения к проявлению своей двигательной активности .

При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения , а также на формирование эмоциональной , моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности .

Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач : овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей , а также формированием оптимальной двигательной активности .

Эффективность занятий по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пони-манием их значимости, которое состоит в том, чтобы :

Удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении ;

Обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

сформировать навыки в разных видах движений;

Способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

Стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

Создать оптимальные условия для разностороннего развития детей : активизации мыслительной деятельно-сти, поиска адекватных форм поведения , формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей .

Литература :

1. Антонов, Ю. Е., Кузнецова, М. Н., Саулина, Т. Ф. Здоровый дошкольник .

Социально-оздоровительная технология 21 века : Пособие для

исследователей и педагогических работников . - М.: Аркти, 2000.

2. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного

возраста /М . А. Доронина //Дошкольная педагогика . – 2007. - №4. –

3. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования

самооценки /М. Н. Емельянова //Ребенок в детском саду. – 2007. - №4. -

4. Здоровьеформирующее физическое развитие . Развивающие

двигательные программы для детей 5-6 лет . - М.: Владос, 2001.

5. Кожухова, Н. Н. и др. Воспитатель по физической культуре в

дошкольных учреждениях : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед.

учеб. заведений. Под ред. С. А. Козловой. – М.: Издательский центр

Академия, 2002.

6. Корепанова М. В., Харламова Е. В. Диагностика развития и воспитания

дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» . – М., 2005.

7. Кудрявцев, В. Т., Егоров, Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления

/дошкольный возраст/ . - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

8. Литвинова, М. Ф. «Русские народные подвижные игры» . - М.: Айри-

Дидактика , 2003.

болеющих детей . - М.: Владос, 2002.

10. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. -

11. Ноткина, Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического

развития детей дошкольного возраста . - Санкт-Петербург :

Детство- Пресс, 2000.

12. Потопчук, А. А., Овчинникова, Т. С. Двигательный игротренинг для

дошкольников . - С. -Пб.: Речь, 2002.

Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности

В нормативных документах дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребён­ка и его психологическом благополучии. Педагоги в дошкольных образовательных учреждениях, создают условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и пси­хического здоровья воспитанников.

Педагог дошкольного образования должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие.

Под эмоциональным благополучием дошкольника мы понимаем положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризующееся ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающее на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви, самовыражении и общении.

В настоящее время многими учёными фиксируются у детей повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни. Все эти признаки свидетельствуют о том, что многие дети не испытывают эмоционального комфорта, эмоций удовольствия, как содержания преимущественно положительного фона настроения, состояния безопасности, переживания успеха в достижении целей, т.е. не испытывают эмоционального благополучия.

Между тем, от эмоционального благополучия зависит насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова и др.). Именно это эмоциональное состояние является основой для развития ребёнка дошкольного возраста.

По мнению Е.П. Арнаутовой, И.Ю. Ильиной, А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, Г.А. Свердловой и др., в развитии детей дошкольного возраста достижение эмоционального благополучия выступает одним из ключевых моментов, являющимся основой всего отношения ребенка к миру. У эмоционально благополучного ребенка высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, сформированный самоконтроль, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Достижение эмоционального благополучия или неблагополучия влияет на развитие познавательных способностей ребенка, его отношения со сверстниками, эмоциональное развитие и достижение успеха в любой деятельности.

Многие исследователи подчеркивают, что потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников - одна из необходимых в дошкольном детстве. Когда эта потребность реализовывается, тогда она вызывает положительные эмоции, закрепляет чувства радости, переживание удовольствия.

В связи с этим возникла необходимость организации двигательной деятельности, направленной на создание эмоционального благополучия дошкольников.

Мы широко используем различные виды двигательной деятельности, в которых дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт.

Первым компонентом методики организации двигательной деятельности является утренняя гимнастика, которая направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности, а также на создание положительного эмоционального фона в группе. В содержание утренней гимнастики помимо общеразвивающих упражнений, проводимых ранее, мы включили танцевальные упражнения; кинезиологические упражнения, дыхательные упражнения; игровые имитационные упражнения; игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения; игры на развитие умения чувствовать настроение, распознавать эмоции и сопереживать окружающим; сюжетные корригирующие упражнения. Часто используем бодрую, веселую музыку из детских мультфильмов, что способствует радостному положительному настрою детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что современный образовательный процесс характеризуется и современными формами, методами и приемами взаимодействия с детьми, одним из наиболее эффективных методов при этом становится именно метод проектов, как метод максимально обеспечивающий субъектные проявления ребенка, такие как активность, инициативность, коммуникативность, самостоятельность, эмоциональность, проявление творчества.

В работе мы активно используем экологические акции, детско-родительские оздоровительные проекты.

Совместные с родителями физкультурные праздники дают ребятам возможность выплеснуть эмоции, подвигаться так, как им хочется, подурачиться, тем самым, создаётся непринужденная атмосфера, помогающая детям сбросить эмоциональное напряжение, способствующая увеличению активности и положительного фона настроения у дошкольников.

Игра является ведущей деятельностью дошкольников, а подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности.

В процессе подвижных игр дети дошкольного возраста в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт. Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

В подвижной игре каждый ребенок может на месте оценить себя, особенности своего взаимодействия с другими детьми, научиться справляться с неудачами и переживать успех. Удовлетворение, которое ребенок получает, когда чувствует, что может выполнить задание или что–то делает хорошо, становится основной позитивного образа себя.

Потребность в эмоциональных переживаниях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов - физического и психического развития ребенка.

Нам педагогам важно помнить, что душевная радость тесно связана с телесной, и они в равной степени важны для нормального развития ребенка.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определённые физические упражнения. Кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения: синхронизация работы полушарий головного мозга; развитие интеллектуальных и мыслительных способностей; дают как немедленный, так и накапливающий эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Требования к выполнению кинезиологических упражнений: точное выполнение движений; проведение в спокойной доброжелательной обстановке; продолжительность занятий 10-25 минут в день; заниматься необходимо ежедневно.

Реализация основных положений ФГОС по созданию условий для участия родителей воспитанников в образовательной деятельности в вопросах физического развития дошкольников

Цель: Создать условия для сотрудничества с семьей в процессе воспитания у детей интереса к занятиям физкультурой, повысить компетентность родителей в вопросах физического развития и здоровьесбережения дошкольников с учетом основных положений ФГОС.

родительские собрания с показом детской деятельности; анкетирование; индивидуальные консультации; ознакомление с результатами мониторинга; Вариативные формы сотрудничества с родителями дошкольников: совместные спортивные мероприятия; эколого-оздоровительные походы, природоохранные акции; помощь в изготовлении нестандартного оборудования;

обобщение и распространение семейного опыта физического воспитания дошкольника; организация предметно-пространственной среды и информационного поля для информирования родителей; сотрудничество в рамках проектной деятельности; преемственность в работе детского сада и детско-юношеской спортивной школы и других спортивных секций города.

Сотрудничество с социальными партнёрами как средство успешной социализации дошкольников

Цель: использовать возможность социума для создания единой воспитательной системы. Задачи: Выработать механизмы взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, спорта и медицины. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации. Воспитывать желание развивать активную гражданскую позицию, участвовать в жизни детского сада, родного города. Научить детей использовать навыки социального партнерства для гармоничного развития личности. Создать возможность обеспечения эмоционального благополучия детей. Создать социальные условия для обеспечения здоровья воспитанников.

Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; взаимодействие с учреждениями здравоохранения; взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада. Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Предполагаемый результат: Создание системы взаимодействия ДОО с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов для успешного воспитания личности каждого воспитанника. 2. Повышение уровня социальной компетенции участников образовательного процесса (дети-родители-педагоги), направленного на активное освоение мира. 3. Формирование желания повысить общекультурный уровень. 4. Формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств участников образовательного процесса. 4. Повышение качества условий для эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами города. 5. Использование социокультурного потенциала социума в создании единой воспитательной системы.

Сюжетная корригирующая гимнастика как одна из форм создания психоэмоционального комфорта в двигательной деятельности

Положительный эмоциональный тонус: является важной предпосылкой здоровья; предупреждает различные заболевания; поддерживает интерес к физическим упражнениям; способствует позитивной социализации.

Сюжетная корригирующая гимнастика оказывает: психокоррекционное, психотерапевтическое, оздоровительное, развивающее воздействие на развитие и воспитание ребёнка. У дошкольников: снижается психоэмоциональное напряжение, стабилизируется эмоциональное состояние, создаётся благоприятная предпосылка к сохранению и укреплению здоровья.

Цель: создание психоэмоционального комфорта для дошкольников через занятия сюжетной корригирующей гимнастикой. Задачи: профилактика психоэмоционального напряжения; положительное воздействие на определенные группы мышц; развитие творческого воображения при создании образа.



Ограничение двигательной активности ребенка. Если взрослые все время требуют от ребенка тихого поведения (например, чтобы он не бегал, не смеялся громко) или так организуют условия его жизни, чтобы у него не было возможности активно двигаться, то это может существенно навредить его развитию – не только физическому, но и психическому.


От недостаточного использования жизненной энергии (из-за ограничения активных движений) в теле ребенка накапливается излишнее напряжение, что может проявляться в повышенном мышечном тонусе. Это, с одной стороны, является источником сравнительно быстрой усталости, а с другой, – движения его теряют естественность, спонтанность, становятся угловатыми. Со временем это порождает проблемы другого рода – на занятиях физкультурой, которые обязательны и в детском саду, и в школе, такой ребенок может быть неуспешным – это видят и сверстники, и сам ребенок это ощущает очень болезненно.


Негативные эмоции, связанные с ситуациями активного движения ещё больше вызывают у него нежелание двигаться (особенно на глазах у других людей); ребенок старается уклоняться от подобных ситуаций, что не только физически ослабляет его, но и способствует развитию застенчивости, препятствующей нормальному общению с окружающими людьми. Кроме того, подавление спонтанного проявления эмоций делают его неспособным полноценно выражать собственные эмоции: ребенок выглядит серьезным, «примерным», мало улыбается; не умея выражать себя, он испытывает трудности в понимании переживаний окружающих, в том числе близких людей. И этот клубок «скрытых» проблем в дальнейшем только разрастается.


Понимая важность этого, многие родители передают заботу о двигательном развитии ребенка специалистам – педагогам, хореографам, тренерам, оставляя для себя задачу найти, куда отдать ребенка (в спортивную секцию, танцевальную, театральную или другую студию), а также найти время, чтобы водить (возить) его туда. И довольно часто выбор делается по принципу «поближе к дому» (благо подобных студий и секций сейчас – в избытке: и в детском саду, куда ходит ребенок, и в соседнем доме, и на ближайшем стадионе).



Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.


Действие, активная практическая вовлеченность в процесс - единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него "живым действием", связаться с двигательным, телесным опытом.


Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.


Движения и музыка Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально- двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение


С помощью музыкального движения можно: - организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка; - дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна); - укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это можно делать и под "Раз, два, три, четыре", но получится неинтересно и быстро наскучит ребенку;


Развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.; - научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое; - развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках; - научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения; - создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения. Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка, сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых организовать такую работу ребенок не сможет.


Движения и физическая культура Систематические занятия физическими упражнениями помогут укрепить мышцы тела, сердце, человек станет сильнее, выносливее, стройнее. Утренняя гимнастика делает человека боле собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день. Кроме того, с ее помощью можно проверить, есть ли у Вас воля или нет. Неправильно думать, что 10 минут для занятий физкультурой мало и поэтому можно совсем не делать утреннюю гимнастику. Если минут ежедневных занятий помножить на 365 дней в году, то это равносильно тому времени, которое ученик тратит в течение всего учебного года на занятия физкультурой.


У детей, которые дружат с физкультурой, за какие-нибудь полгода регулярных занятий гимнастикой, играми, спортом значительно увеличивается сила, и они становятся быстрыми и ловкими. Как правило, хорошо учатся, меньше устают к концу учебного дня, недели и даже к концу учебного года сохраняют бодрость.


Зимние виды спорта, оказывающие благоприятное воздействие на общее развитие мышечной системы и на органы дыхания, влияют на развитие позвоночника, на формирование правильной осанки, закаливают организм. Ребенок может встать на лыжи уже в 4 года, а в школьные годы можно уже будет подумать и о серьезных занятиях лыжами. На коньки ставить ребенка можно также с 4-5 лет.




В выработке правильной осанки огромное значение имеют занятия плаванием и танцами. Осанка важна не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения. Она создает благоприятные условия для работы всего организма и даже косвенно влияет на общее развитие ребенка и на его работоспособность.


Ребенка ни в каком возрасте нельзя ругать за его подвижность. Движения и ребенок - вещи неразрывно связанные. Если ребенок не двигается больше 20 минут, значит, он заболел. Есть еще одна важная причина для поощрения активности вашего ребенка: при слишком неподвижном образе жизни у вас в семье вырастет маленький тиран, направивший всю свою нерастраченную энергию на отрицательные эмоции.















Прогулки дают новые впечатления и положительные эмоции, а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Прогулка – это время ребенка, пусть он сам выбирает, что делать, куда идти, сколько времени гулять. Будьте рядом, но не мешайте малышу познавать мир. Поощряйте совместные игры с другими детьми.


Когда гулять нельзя? Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль), тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей. Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!



Вверх