Чему учит сказка лиса и волк? Сказка Как Лиса с Овцой Волка наказали. Русская народная сказка Герои сказки лиса и волк
Русские народные сказки известны не только детям, но и взрослым. Каждому из нас читали на ночь поучительные истории о людях и животных. Сказка «Лиса и Волк» написана в привычном фольклорном стиле, в ней соблюдены традиции русского народного повествования.
Хитрая «шуба»
Эта забавная история повествует нам о доверчивом волке и находчивой лисе. Свою хитрость плутовка проявила уже с первых минут.
Сказка «Лиса и Волк» начинается с того, как дед с бабкой решают полакомиться рыбкой. Для этого старик отправляется на реку за уловом. Поймав целую телегу рыбы, он возвращается домой. Вдруг его взору предстает мертвая лисица, свернувшаяся калачиком у дороги. Радости старика не было предела: теперь он не только угостит бабку рыбой, но и воротник шикарный привезет! Положил он находку в телегу и поторопился домой. Но не тут-то было. Плутовка оказалась живее живых! Мало того, еще и дедкину рыбу всю съела. Вернувшись домой, он с удивлением обнаружил, что «воротник» исчез. А с ним и рыба пропала.
Вот какой мы впервые встречаем нашу рыжую хитрюгу.
Сказка «Лиса и Волк» учит нас тому, что не стоит так сразу доверять своим глазам. А еще чудеса случаются не так часто, как хотелось бы.
Доверчивый волк
На этом проделки лисы не заканчиваются. Сидит она, украденную у деда рыбку доедает. Пробегал мимо волк, увидал лису и попросил угостить ее. Но наша плутовка не так проста! Не захотела она добычей делиться. И снова она идет на обман: предлагает волку самому на рыбалку сходить. И не просто на удочку, а на хвост в проруби половить, да подольше. Волк не понял ее издевки, оказался слишком доверчивым, за что и поплатился. Сидит он, мерзнет, хвост в прорубь опустил и приговаривает, чтоб ему и большая, и малая рыбка попалась. А рядом с ним плутовка бегает, да шепчет, чтоб мороз покрепче был. Целую ночь пришлось глупому волку так сидеть. Утром решил собрать улов, а встать не может! Подумалось ему, что это добыча у него великая. Но тут на его беду шли женщины за водой. Увидев такого зверя, стали они его колотить и прогонять. Насилу он, бедный, ноги унес.
Смысл сказки «Лиса и Волк» прост: среди друзей могут оказаться хитрецы. Стоит подумать и все взвесить, прежде чем слепо верить словам другого человека.
И снова обман
Но и после этого хитрая не жалеет своего товарища. Оказалось, что пока волка били из-за ее советов, лиса пошла воровать блины, да угодила головой в тесто. Бежит она навстречу волку и причитает, что ей плохо. Волк начал жаловаться, что получил после ее подсказок. Но лиса оказалась хитрее и повернула ситуацию в свою пользу. Наговорила ему, что ее тоже всю избили. Да так, что мозги потекли. Наш наивный герой и на этот раз поверил плутовке.
Сказка «Лиса и Волк» продолжается тем, что побитый бедняга посадил себе на спину хитрюгу и повез. Ей бы радоваться, а она еще и издевается. Сидит на волке и нашептывает, что битый волк ее небитую тащит. Переспросил он, что такое подруга тихонько говорит, а она его обманывает, что жалеет их, поколоченных.
Вывод
Чему же учит нас эта история? Во-первых, быть умнее. Не раз волк попался на удочку своей приятельницы, но так и не заметил подвоха. Дети, читая эту сказку, конечно, жалеют серого. Но все, что с ним происходит, довольно предсказуемо. Неизвестно, сколько раз он еще попадет на ее удочку.
Доверяй, но проверяй - пословица выражающая смысл сказки «Лиса и Волк».
В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия. Возможно, если бы волк не был так глуп, то понял бы, что никто на хвост рыбу ловить не пойдет. А когда мозги из головы текут, и лиса бегает при этом, серому точно нужно было догадаться о ее проделках.
Образ волка в этой сказке не совсем привычный для нас. Здесь он добрый, доверчивый. А лиса все та же хитрая плутовка!
Сегодня русская народная сказка «Лиса и волк» актуальна как никогда – в одном наиважнейшем её аспекте, мимо которого мы раньше проходили без серьёзного к нему внимания. Ибо разгула веры дураков в оккультизм во времена нашего детства ещё не было...
Я имею в виду ту (самую известную и любимую – кульминационную) часть сказки, где Лиса обманывает Волка и отправляет его на речку – ловить рыбу хвостом.
Кто такая Лиса? Репутация лисы в мировом фольклоре
Как теперь нам всем известно, любимый персонаж у китайского и японского (вообще, сибирского и дальневосточного) фольклора и мистических литературных легенд – это «Лиса-оборотень». Кицунэ...
И действительно, даже в русских народных сказках именно с лисой связано у народа представление об оборотничестве, о «нечистоте», о тёмной магической силе. Почему? Лиса настолько умна, что это вызывает подозрения. Как можно проникнуть в запертый курятник? Как-как – изучайте повадки животных! Но кому же это охота? Куда лучше – пофантазировать!
На шапке шамана часто красуется сильный колдовской артефакт – лисий хвост, да ещё и не один! Вообще, лисии хвосты и по-сегодня используются охотниками в их охотничьей магии (суевериях), да и не только охотниками... До сих пор в народе считается, что хвост лисы имеет силу «заметать следы», уходить от преследования, поэтому на антеннах некоторых автолюбителей, находящихся не в ладах с законом и часто улепётывающих от полиции, можно тоже увидеть хвост рыжей...
А как же любят изображать лису – художники, те, которые придают животным антропоморфные черты (сходство с человеком)? Те, у которых медведи одеты в косоворотки и лапти, а лиса в сарафан, а петух носит сафьяновы сапожки?
Если присмотреться – лиса одета как северная женщина-шаманка – вся обвешана оберегами, а глаза её – косые-раскосые, бурятские – ну, точно – ведьма из тёмных лесов, лопочущая не по-русски...
А кто же такой волк в сказке «Лиса и волк»?
Ловись рыбка, ловись, рыбка!
Ловись рыбка, большая-большая!
Мы устали, мы устали,
Мы устали по лесу шагая.
Настроенье у нас очень скверное,
Настроенье у нас очень скверное!
Ты ловись, ты ловись –
Ты ловись – безразмерная!
В рассматриваемой сказке Волк – это недалёкий мужик-крестьянин, который испытывает в чём-то нужду и со своей нуждой привычно идёт к ведьме. А куда же ещё – прости Господи? Не в библиотеку же, право?
Почему же волк жестоко посрамляется в сказке? (Ведь народная сказка посрамляет только анти-героев и всегда за дело!)
Да потому что он – неприятен! А чем же «неприятен» так волк? Тем, что просто глуп, наивен? Нет. Наивность и глупость – это никогда не повод обижать бедное существо! Сказки справедливы и ни в коем случае не жестоки.
Волк неприятен в своём неряшливом невежестве. Он неприятен и опасен – своим подлым, двойственным отношением к таким выше него стоящим по уму существам как Лиса.
И вот здесь мы подходим к наиважнейшей теме, которую не договаривает, но имеет в виду сказка.
Охота на ведьм
Ты чего там у меня под забором делаешь, кума? Порчу наводишь?
У глупых людей есть одна очень нехорошая привычка: они не любят объяснять трудные для них вещи естественными причинами.
Если глупые люди не могут объяснить чего-то своим умом (а он у них весьма мал, поэтому они не могут и не хотят трудиться объяснять – ничего!) глупые люди сразу же объявляют происходящее – мистикой, чудесами, колдовством, порчей, непознанным, сверхъестественным. И начинают коллективную истерию. То они колдуна превозносят, то жгут...
Такие вот глупые люди очень сильно вредят и портят репутацию – религиозным умным людям, которые чудес не отрицают, но не спешат, однако, объявить «чудом» каждый второй непонятный массам феномен.
При Ватикане существует даже целая комиссия – которая тщательно расследует каждый поступивший туда сигнал об очередном «чуде». Как правило, она бракует 99,9% поступивших сигналов. «Кажется – крестись» – как бы говорит Ватикан!
Особое же отношение у глупых людей – к «ведьмам», к «магам», особенно к односельчанам, к соседям. Они в них одновременно – и остро нуждаются и … боятся их, доходя в своих страхах до ненависти и до бессудной расправы!
Хуже всего, когда глупость у глупых людей – прогрессирует! Тогда они усваивают себе самый простой принцип восприятия действительности:
– «Если у кого-то что-то получается ЛУЧШЕ, чем у меня, значит этот человек использует чёрную магию! Ведь ни у кого из моих знакомых ничего не получается? Значит тот, у кого получается – колдун (колдунья!). Значит, его следует наказать!»
Так, любой, кто «вырос выше» над общей массой хоть на один вершок – рискует получить репутацию «ведьмы». Красивая? Прирождённая ведьма! Везёт с мужчинами? Она их, конечно же, привораживает страшными обрядами! А как же иначе? Вот никому из нас, баб, не везёт с мужчинами, а ей везёт!
Водятся деньги? Дак чёрту они душу продали – однозначно! Вот и деньги лопатой гребут! Разгадывает загадки, распутывает интриги? Ворожит на воду! Удачлив на охоте? Пули у него, стало быть, заговорённые!
Пятёрку получил на экзамене? Небось всю ночь стоял у окна с зачёткой в руках и орал: «Ловись, ловись, халявка». Ну, не учил же вопросы к экзамену весь семестр, ей-богу!
Присмотритесь к своим современникам... Ведь и сегодня многие всерьёз рассуждают точно так же! В особенности когда встаёт вопрос: почему мой мужчина «вдруг» ушёл к другой женщине и вообще – почему он любит её, а не меня?
Проблема лисы в русской деревне
Лиса никакая, конечно, не ведьма... Может быть, она травница, знахарка... Не более того! Она просто очень умная баба! Знающая! Опытная! Талантливая! Умная и хитрая! Как мы помним из сказки, именно своей находчивостью и знанием человеческой психологии лиса сумела обвести всех вокруг пальца! Но народу реализм неинтересен! Ему подавай – магический реализм!
Серая масса людей в человеческий ум – не верит. Зато верит в колдовство. Поэтому, если у лисы «получилось», значит знает «заговорённое слово».
Умные люди, которые живут бок о бок с глупыми, отлично знают – чего стоят их заискивания и просьбы о помощи, когда эта помощь – им бывает крайне необходима. «Пойдём к ведьме», а если что – «На колья её поднимем!»
Вот и наш волк, наш глуповатый недалёкий волк...
Ему никак не объяснить, что лиса добыла рыбу своим умом. Он верит только в мантры и в заклинания, в магические обряды. Поэтому, уставшая от людской глупости умная баба – Лиса, издевается над соседом-волком, подсовывая ему в качестве «волшебной мантры» глупый, на ходу выдуманный ею текст:
– «Ловись рыбка, большая и маленькая!»
Экстрасенсы и мы
Вот мы с вами и подошли к объяснению причины крайней актуальности этой сказки – именно сегодня!
Учёные говорят, что мы сейчас живём в новые «Тёмные Века», в новое «Средневековье». Нам охота верить в то, что какая-нибудь мантра, обряд сделают нас богачами и решат все наши проблемы.
А люди умные, но цинично-насмешливые, уставшие от нашей тупости и жестокой неблагодарности (ведь нуждаясь в них, мы их же и готовы будем утопить, когда начнёится «охота на ведьм») или просто расчётливые и циничные – продают нам магию оптом и в розницу – какая кому нравится!
Иногда издеваясь над нами просто в открытую, как делала это с Волком Лиса.
Русский народ – не дурак!
Напомню, что сказка «Лиса и волк» – старинная, русская народная. Она была актуальна всегда: и сегодня, и 200 лет тому назад. Неправильно думать о русском народе в духе поздних декадентских выдумок, как о некоем «полусонном зачарованном народе-сказочнике», который по-детски наивно верил в русалок, леших и ведьм, летающих на метле, в ступе, над бором...
Напротив, русский народ был очень практичен и реалистичен. В этом смысле он вёл себя как тот самый «Ватикан», занимая примерно аналогичную – недоверчивую позицию по отношению к «чуду». В чудеса народ, конечно же, верил, но дурить себя задёшево – не давал!
С прекрасной ясностью, в разбираемой нами сказке, народ сформулировал чудесную правильную мысль:
– «Если случилось так, что кто-то немножечко поумнее тебя, это ещё не значит, что она – «ведьма» и что ей «помогает» чёрт!»
Вот как был посрамлён грубый мужик Волк русской сказкой, дошедшей до нас в пересказе Алексея Толстого!
Елена Назаренко
Разделы: Начальная школа
Технологическая карта урока
Предмет: Обучение грамоте.
Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.
Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.
Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).
Формы организации учебной деятельности:
- Парная
- Групповая
- Фронтальная
Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
Структура и содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма деятельности |
1. | Организационный момент | Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. | Приветствую учителя и гостей | Фронтальная. |
2. | Актуализация знаний | 1. Предлагает отгадать загадки о
животных. 2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы. |
Отгадывают загадки. 2. Предлагают свои варианты и называют признак |
Фронтальная. |
3. | Постановка учебной задачи | 1. Просит детей оценить знания на
оценочной линейке. 2. Помогает сформулировать учебную задачу. |
1. На оценочной линейке определяют
уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как
лесном звере. 2. Формулируют учебную задачу урока. |
Фронтальная |
4. | Решение учебной задачи | Организует работу с использованием
пословиц, энциклопедического материала и по
акцентному вычитыванию текстов сказок с
моделированием на каждом этапе урока. Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям, выборочный пересказ, выразительное чтение. |
1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. | Фронтальная, парная работа, групповая |
5. | Рефлексия. | Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. | Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. | Подводят итоги. |
6. | Домашнее задание. | Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. | Высказывают свои мнения и предложения |
Цели урока:
1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;
2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.
Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:
На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.
Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….
Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.
Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?
А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?
Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.
Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.
А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)
- Лиса и заяц.
- Лиса и журавль.
- Лиса и тетерев.
- Лиса и дрозд.
- Лиса и рак.
- Лиса и козёл.
- Кот, петух и лиса.
- Лисичка со скалочкой.
- Девочка и лиса.
- Лисичка-сестричка и волк.
- Петушок – золотой гребешок.
Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.
Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.
3. Этап решения учебной задачи.
На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.
Характеристика лисы.
Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.
Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.
Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?
Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.
Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?
Как удалось лисе заманить козла в колодец?
Как говорит она с ним в начале? А потом?
На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.
У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.
Давайте послушаем, откуда же оно взялось?
Учёный -
Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.
Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.
Давайте послушаем мнение учёного …
Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.
Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.
Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…
Роль лисьего хвоста.
Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).
А он ей чаще помогает или мешает?
У русского народа есть пословица:
Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)
А для чего?
- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).
Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.
А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?
Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.
Где лиса живёт?
Что говорится в сказках о жилище лисы?
Какое оно?
Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.
Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…
Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.
А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?
Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.
Работа в группе.
На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.
Карточки с предложениями:
- Зайчик встретился с медведем.
- Петушок выгнал лису.
- У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
- Зайчик встретился с собакой.
- Лиса выгнала зайца.
- Зайчик живёт с петушком.
- Зайчик встретил петушка.
Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.
Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)
А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.
Учёные …
Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.
Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.
Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)
Чем лиса питается?
В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.
(Пословица появляется на доске)
Интересно, что же такое ест лиса?
Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.
А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?
В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.
Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…
То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)
Послушаем, что нам говорят об этом учёные …
1) Лиса – хищное животное.
Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!
2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.
3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.
Итог урока. Рефлексия.
Давайте подведём итог нашего исследования.
Узнали ли вы новые сказки о лисе?
Вам они понравились?
Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?
А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?
Отметим на оценочной линейке.
Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?
Вам это было интересно? А полезно?
Отметим на оценочной линейке свои новые знания.
Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?
Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?
Что бы вы еще хотели узнать про лису?
4. Творческое задание.
Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу
- выполнить дома:
- прочитать сказки,
- прочитать в энциклопедии,
- нарисовать рисунок,
- составить ребус,
- найти загадки, стихи о лисе.
Отзыв о прочитанном произведении «Лисичка-сестричка и серый волк»
Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка. Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.
Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки. Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.
Анализ русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк».
По жанру: «Лисичка - сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.
Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь - самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Главные герои сказки -- это лисичка - сестричка и серый волк.
Лисичка-сестричка:
- - хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
- - умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
- - жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
- 2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
Волк:
- - доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
- - добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
Художественное своеобразие произведения:
Композиция:
Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) - “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»
Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»
Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.
В русской народной сказке «Лиса и волк» в роли главной героини выступает лесная плутовка, рыжехвостая лисица. Чего только не выдумает хитрунья, чтобы и самой особо не утруждаться, и с добычей всегда быть.
Как-то раз углядела лиса, что мужик воз рыбы везет. Забежала она вперед, да и разлеглась на дороге, притворившись мертвой. Увидел мужик лису, обрадовался нежданному подарку и решил отвезти ее жене на воротник. Закинул лису в сани и поехал.
А лиса потихоньку всю рыбу из саней повыкидывала и сама была такова. Перетаскала добычу к себе домой и сидит, лакомится. Мимо волк пробегал, голодный и уставший. Стал он у лисы рыбу просить, а лиса ему отказывает. Да еще придумала пошутить над волком. Сказала ему, чтобы шел тот к проруби и хвостом рыбу ловил. Волк и послушался.
Пришел к проруби, опустил хвост в воду и ждет, когда рыба клюнет. А лиса вокруг вертится, не дает волку раньше времени хвост вытаскивать, ждет, когда примерзнет он получше. Дождалась этого момента и сказала волку, чтобы тот хвост тащил. Дернулся волк, а не получается. Подумал он, что рыбы много поймал и обрадовался. А лиса ему сказала, что побежит за помощью, а сама в деревне крик подняла, что у проруби волк сидит. Прибежали к проруби люди и отдубасили волка, чем придется. Насилу он ноги унес, да и хвост еще при этом потерял. А лиса ему вслед еще долго кричала, насмехаясь, что он рыбу у проруби забыл.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Лиса и волк» в том, что нельзя быть излишне доверчивым. Пострадавшими от хитрости лисы стали и мужик, и волк. Но если мужик просто рыбы лишился, то волк здоровьем своим заплатил за излишнюю доверчивость, без хвоста остался.
Сказка «Лиса и волк» учит нас быть осторожными и внимательными, не доверять первому встречному, а уж если знаешь, что кто-то хитростью своей славится, то и подавно такому плуту доверять не следует.
Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и волк»?
С хитрецом водиться – в оба глаза глядеть.
На хитреца простаки падки.
Хитростью поймаешь даже льва.