Чему учит сказка лиса и волк? Сказка Как Лиса с Овцой Волка наказали. Русская народная сказка Герои сказки лиса и волк

Русские народные сказки известны не только детям, но и взрослым. Каждому из нас читали на ночь поучительные истории о людях и животных. Сказка «Лиса и Волк» написана в привычном фольклорном стиле, в ней соблюдены традиции русского народного повествования.

Хитрая «шуба»

Эта забавная история повествует нам о доверчивом волке и находчивой лисе. Свою хитрость плутовка проявила уже с первых минут.

Сказка «Лиса и Волк» начинается с того, как дед с бабкой решают полакомиться рыбкой. Для этого старик отправляется на реку за уловом. Поймав целую телегу рыбы, он возвращается домой. Вдруг его взору предстает мертвая лисица, свернувшаяся калачиком у дороги. Радости старика не было предела: теперь он не только угостит бабку рыбой, но и воротник шикарный привезет! Положил он находку в телегу и поторопился домой. Но не тут-то было. Плутовка оказалась живее живых! Мало того, еще и дедкину рыбу всю съела. Вернувшись домой, он с удивлением обнаружил, что «воротник» исчез. А с ним и рыба пропала.

Вот какой мы впервые встречаем нашу рыжую хитрюгу.

Сказка «Лиса и Волк» учит нас тому, что не стоит так сразу доверять своим глазам. А еще чудеса случаются не так часто, как хотелось бы.

Доверчивый волк

На этом проделки лисы не заканчиваются. Сидит она, украденную у деда рыбку доедает. Пробегал мимо волк, увидал лису и попросил угостить ее. Но наша плутовка не так проста! Не захотела она добычей делиться. И снова она идет на обман: предлагает волку самому на рыбалку сходить. И не просто на удочку, а на хвост в проруби половить, да подольше. Волк не понял ее издевки, оказался слишком доверчивым, за что и поплатился. Сидит он, мерзнет, хвост в прорубь опустил и приговаривает, чтоб ему и большая, и малая рыбка попалась. А рядом с ним плутовка бегает, да шепчет, чтоб мороз покрепче был. Целую ночь пришлось глупому волку так сидеть. Утром решил собрать улов, а встать не может! Подумалось ему, что это добыча у него великая. Но тут на его беду шли женщины за водой. Увидев такого зверя, стали они его колотить и прогонять. Насилу он, бедный, ноги унес.

Смысл сказки «Лиса и Волк» прост: среди друзей могут оказаться хитрецы. Стоит подумать и все взвесить, прежде чем слепо верить словам другого человека.

И снова обман

Но и после этого хитрая не жалеет своего товарища. Оказалось, что пока волка били из-за ее советов, лиса пошла воровать блины, да угодила головой в тесто. Бежит она навстречу волку и причитает, что ей плохо. Волк начал жаловаться, что получил после ее подсказок. Но лиса оказалась хитрее и повернула ситуацию в свою пользу. Наговорила ему, что ее тоже всю избили. Да так, что мозги потекли. Наш наивный герой и на этот раз поверил плутовке.

Сказка «Лиса и Волк» продолжается тем, что побитый бедняга посадил себе на спину хитрюгу и повез. Ей бы радоваться, а она еще и издевается. Сидит на волке и нашептывает, что битый волк ее небитую тащит. Переспросил он, что такое подруга тихонько говорит, а она его обманывает, что жалеет их, поколоченных.

Вывод

Чему же учит нас эта история? Во-первых, быть умнее. Не раз волк попался на удочку своей приятельницы, но так и не заметил подвоха. Дети, читая эту сказку, конечно, жалеют серого. Но все, что с ним происходит, довольно предсказуемо. Неизвестно, сколько раз он еще попадет на ее удочку.

Доверяй, но проверяй - пословица выражающая смысл сказки «Лиса и Волк».

В общении с людьми нужно быть предусмотрительнее и всегда обдумывать свои действия. Возможно, если бы волк не был так глуп, то понял бы, что никто на хвост рыбу ловить не пойдет. А когда мозги из головы текут, и лиса бегает при этом, серому точно нужно было догадаться о ее проделках.

Образ волка в этой сказке не совсем привычный для нас. Здесь он добрый, доверчивый. А лиса все та же хитрая плутовка!

Сегодня русская народная сказка «Лиса и волк» актуальна как никогда – в одном наиважнейшем её аспекте, мимо которого мы раньше проходили без серьёзного к нему внимания. Ибо разгула веры дураков в оккультизм во времена нашего детства ещё не было...

Я имею в виду ту (самую известную и любимую – кульминационную) часть сказки, где Лиса обманывает Волка и отправляет его на речку – ловить рыбу хвостом.

Кто такая Лиса? Репутация лисы в мировом фольклоре

Как теперь нам всем известно, любимый персонаж у китайского и японского (вообще, сибирского и дальневосточного) фольклора и мистических литературных легенд – это «Лиса-оборотень». Кицунэ...

И действительно, даже в русских народных сказках именно с лисой связано у народа представление об оборотничестве, о «нечистоте», о тёмной магической силе. Почему? Лиса настолько умна, что это вызывает подозрения. Как можно проникнуть в запертый курятник? Как-как – изучайте повадки животных! Но кому же это охота? Куда лучше – пофантазировать!

На шапке шамана часто красуется сильный колдовской артефакт – лисий хвост, да ещё и не один! Вообще, лисии хвосты и по-сегодня используются охотниками в их охотничьей магии (суевериях), да и не только охотниками... До сих пор в народе считается, что хвост лисы имеет силу «заметать следы», уходить от преследования, поэтому на антеннах некоторых автолюбителей, находящихся не в ладах с законом и часто улепётывающих от полиции, можно тоже увидеть хвост рыжей...

А как же любят изображать лису – художники, те, которые придают животным антропоморфные черты (сходство с человеком)? Те, у которых медведи одеты в косоворотки и лапти, а лиса в сарафан, а петух носит сафьяновы сапожки?

Если присмотреться – лиса одета как северная женщина-шаманка – вся обвешана оберегами, а глаза её – косые-раскосые, бурятские – ну, точно – ведьма из тёмных лесов, лопочущая не по-русски...

А кто же такой волк в сказке «Лиса и волк»?

Ловись рыбка, ловись, рыбка!
Ловись рыбка, большая-большая!
Мы устали, мы устали,
Мы устали по лесу шагая.
Настроенье у нас очень скверное,
Настроенье у нас очень скверное!
Ты ловись, ты ловись –
Ты ловись – безразмерная!

В рассматриваемой сказке Волк – это недалёкий мужик-крестьянин, который испытывает в чём-то нужду и со своей нуждой привычно идёт к ведьме. А куда же ещё – прости Господи? Не в библиотеку же, право?

Почему же волк жестоко посрамляется в сказке? (Ведь народная сказка посрамляет только анти-героев и всегда за дело!)

Да потому что он – неприятен! А чем же «неприятен» так волк? Тем, что просто глуп, наивен? Нет. Наивность и глупость – это никогда не повод обижать бедное существо! Сказки справедливы и ни в коем случае не жестоки.

Волк неприятен в своём неряшливом невежестве. Он неприятен и опасен – своим подлым, двойственным отношением к таким выше него стоящим по уму существам как Лиса.

И вот здесь мы подходим к наиважнейшей теме, которую не договаривает, но имеет в виду сказка.

Охота на ведьм

Ты чего там у меня под забором делаешь, кума? Порчу наводишь?

У глупых людей есть одна очень нехорошая привычка: они не любят объяснять трудные для них вещи естественными причинами.

Если глупые люди не могут объяснить чего-то своим умом (а он у них весьма мал, поэтому они не могут и не хотят трудиться объяснять – ничего!) глупые люди сразу же объявляют происходящее – мистикой, чудесами, колдовством, порчей, непознанным, сверхъестественным. И начинают коллективную истерию. То они колдуна превозносят, то жгут...

Такие вот глупые люди очень сильно вредят и портят репутацию – религиозным умным людям, которые чудес не отрицают, но не спешат, однако, объявить «чудом» каждый второй непонятный массам феномен.

При Ватикане существует даже целая комиссия – которая тщательно расследует каждый поступивший туда сигнал об очередном «чуде». Как правило, она бракует 99,9% поступивших сигналов. «Кажется – крестись» – как бы говорит Ватикан!

Особое же отношение у глупых людей – к «ведьмам», к «магам», особенно к односельчанам, к соседям. Они в них одновременно – и остро нуждаются и … боятся их, доходя в своих страхах до ненависти и до бессудной расправы!

Хуже всего, когда глупость у глупых людей – прогрессирует! Тогда они усваивают себе самый простой принцип восприятия действительности:

«Если у кого-то что-то получается ЛУЧШЕ, чем у меня, значит этот человек использует чёрную магию! Ведь ни у кого из моих знакомых ничего не получается? Значит тот, у кого получается – колдун (колдунья!). Значит, его следует наказать!»

Так, любой, кто «вырос выше» над общей массой хоть на один вершок – рискует получить репутацию «ведьмы». Красивая? Прирождённая ведьма! Везёт с мужчинами? Она их, конечно же, привораживает страшными обрядами! А как же иначе? Вот никому из нас, баб, не везёт с мужчинами, а ей везёт!

Водятся деньги? Дак чёрту они душу продали – однозначно! Вот и деньги лопатой гребут! Разгадывает загадки, распутывает интриги? Ворожит на воду! Удачлив на охоте? Пули у него, стало быть, заговорённые!

Пятёрку получил на экзамене? Небось всю ночь стоял у окна с зачёткой в руках и орал: «Ловись, ловись, халявка». Ну, не учил же вопросы к экзамену весь семестр, ей-богу!

Присмотритесь к своим современникам... Ведь и сегодня многие всерьёз рассуждают точно так же! В особенности когда встаёт вопрос: почему мой мужчина «вдруг» ушёл к другой женщине и вообще – почему он любит её, а не меня?

Проблема лисы в русской деревне

Лиса никакая, конечно, не ведьма... Может быть, она травница, знахарка... Не более того! Она просто очень умная баба! Знающая! Опытная! Талантливая! Умная и хитрая! Как мы помним из сказки, именно своей находчивостью и знанием человеческой психологии лиса сумела обвести всех вокруг пальца! Но народу реализм неинтересен! Ему подавай – магический реализм!

Серая масса людей в человеческий ум – не верит. Зато верит в колдовство. Поэтому, если у лисы «получилось», значит знает «заговорённое слово».

Умные люди, которые живут бок о бок с глупыми, отлично знают – чего стоят их заискивания и просьбы о помощи, когда эта помощь – им бывает крайне необходима. «Пойдём к ведьме», а если что – «На колья её поднимем!»

Вот и наш волк, наш глуповатый недалёкий волк...

Ему никак не объяснить, что лиса добыла рыбу своим умом. Он верит только в мантры и в заклинания, в магические обряды. Поэтому, уставшая от людской глупости умная баба – Лиса, издевается над соседом-волком, подсовывая ему в качестве «волшебной мантры» глупый, на ходу выдуманный ею текст:

«Ловись рыбка, большая и маленькая!»

Экстрасенсы и мы

Вот мы с вами и подошли к объяснению причины крайней актуальности этой сказки – именно сегодня!

Учёные говорят, что мы сейчас живём в новые «Тёмные Века», в новое «Средневековье». Нам охота верить в то, что какая-нибудь мантра, обряд сделают нас богачами и решат все наши проблемы.

А люди умные, но цинично-насмешливые, уставшие от нашей тупости и жестокой неблагодарности (ведь нуждаясь в них, мы их же и готовы будем утопить, когда начнёится «охота на ведьм») или просто расчётливые и циничные – продают нам магию оптом и в розницу – какая кому нравится!

Иногда издеваясь над нами просто в открытую, как делала это с Волком Лиса.

Русский народ – не дурак!

Напомню, что сказка «Лиса и волк» – старинная, русская народная. Она была актуальна всегда: и сегодня, и 200 лет тому назад. Неправильно думать о русском народе в духе поздних декадентских выдумок, как о некоем «полусонном зачарованном народе-сказочнике», который по-детски наивно верил в русалок, леших и ведьм, летающих на метле, в ступе, над бором...

Напротив, русский народ был очень практичен и реалистичен. В этом смысле он вёл себя как тот самый «Ватикан», занимая примерно аналогичную – недоверчивую позицию по отношению к «чуду». В чудеса народ, конечно же, верил, но дурить себя задёшево – не давал!

С прекрасной ясностью, в разбираемой нами сказке, народ сформулировал чудесную правильную мысль:

– «Если случилось так, что кто-то немножечко поумнее тебя, это ещё не значит, что она – «ведьма» и что ей «помогает» чёрт!»

Вот как был посрамлён грубый мужик Волк русской сказкой, дошедшей до нас в пересказе Алексея Толстого!

Елена Назаренко

Разделы: Начальная школа

Технологическая карта урока

Предмет: Обучение грамоте.

Тема урока: Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя.

Тип урока: Решение частных задач с элементами моделирования.

Методы обучения: Частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).

Формы организации учебной деятельности:

  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

Средства обучения: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Структура и содержание урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Форма деятельности
1. Организационный момент Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу. Приветствую учителя и гостей Фронтальная.
2. Актуализация знаний 1. Предлагает отгадать загадки о животных.

2. Предлагает разбить рисунки с изображением животных на две группы.

Отгадывают загадки.

2. Предлагают свои варианты и называют признак

Фронтальная.
3. Постановка учебной задачи 1. Просит детей оценить знания на оценочной линейке.

2. Помогает сформулировать учебную задачу.

1. На оценочной линейке определяют уровень знаний сказок о лисе и знаний о лисе как лесном звере.

2. Формулируют учебную задачу урока.

Фронтальная
4. Решение учебной задачи Организует работу с использованием пословиц, энциклопедического материала и по акцентному вычитыванию текстов сказок с моделированием на каждом этапе урока.

Предлагает различные задания: вопросы по содержанию текста сказки, словарная работа, декодирование информации. Организует работу с текстом: выборочное чтение, чтение по ролям,

выборочный пересказ, выразительное чтение.

1. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом. Фронтальная,
парная работа,
групповая
5. Рефлексия. Помогает обобщить, сформулировать выводы, задавая вопросы. Формулируют выводы, опираясь на выведенную модель. Подводят итоги.
6. Домашнее задание. Предлагает самим сформулировать различные виды домашнего задания. Высказывают свои мнения и предложения

Цели урока:

1) создать условия для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса, и расширить представление о лисе как лесном хищном звере;

2) создать условия для развития речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

3) создать условия для совершенствования техники чтения, навыка пересказа, ролевого чтения, умения слушать друг другу, общаться.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных, книги со сказками о лисе, энциклопедии о животных, пословицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Ребята, я приготовила для вас несколько загадок. Послушайте их внимательно и разгадайте, о ком идёт речь:

На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

Вперевалку зверь идёт
по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.

Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
её боится мышка
И зайка – шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт,
Из деревни кур крадёт.

Это что за зверь лесной,
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.

На доске появляются рисунки этих животных в двух вариантах: животного и сказочного персонажа.

Ребята, разбейте предметы, изображённые на картинках, на две группы и назовите признак, по которому вы это сделали.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы поговорим только об одном из этих животных. А о ком, вы узнаете, разгадав ребус.

Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая…….

Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о лисице.

Как вы думаете, хорошо ли вы знаете русские народные сказки о лисе?

А что это за зверь на самом деле, вы хорошо себе представляете?

Давайте отметим свои знания на оценочной линейке.

Уже в 3-4 года малыши, увидев на картинке лису, называют её и даже могут рассказать сказку, в которой одним из персонажей является лиса.

А какие сказки о лисе читали вы? (Ответы детей)

  • Лиса и заяц.
  • Лиса и журавль.
  • Лиса и тетерев.
  • Лиса и дрозд.
  • Лиса и рак.
  • Лиса и козёл.
  • Кот, петух и лиса.
  • Лисичка со скалочкой.
  • Девочка и лиса.
  • Лисичка-сестричка и волк.
  • Петушок – золотой гребешок.

Сегодня мы с вами попытаемся проанализировать, а в сказке о лисе рассказывается всё так, как на самом деле или нет.

Для этого разделимся на две группы: сказочники и учёные. И будем внимательно выслушивать тех и других.

3. Этап решения учебной задачи.

На доске остаются два рисунки лисы. Учитель помещает между ними первую пословицу.

Характеристика лисы.

Есть такая поговорка у русского народа: Лисица семерых волков проведёт.

Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула?

Давайте вместе прочитаем сказку “Лиса и козёл”.

Какова лиса в этой сказке? А каков козёл?

Как удалось лисе заманить козла в колодец?

Как говорит она с ним в начале? А потом?

На доске появляется карточка со словами: хитрая, лживая, коварная, грубая, завистливая, льстивая.

У лисы в сказках часто есть даже отчество: Патрикеевна.

Давайте послушаем, откуда же оно взялось?

Учёный -

Лет примерно 600 назад жил князь Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зверем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

На доску выставляется карточка со словами: Патрикей – “хитрец”.

Но если говорить честно, не по праву носит лисица это имя: не такая уж она и хитрая.

Давайте послушаем мнение учёного …

Учёные, наблюдая за лисой, не нашли у этого животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает народ. При опасности лиса иногда паникует, попадает в несколько раз в одни и те же ловушки, и вообще её легко обмануть.

Да и в русских народных сказках лиса не всегда всех обманывает. Есть сказки, в которых и лису обманывают.

Давайте послушаем сказку “Лиса и рак” Расскажет её сказочник…

Роль лисьего хвоста.

Что вы можете сказать о хвосте лисы? (Красивый, пушистый, она им следы заметает, укрывается, когда спит).

А он ей чаще помогает или мешает?

У русского народа есть пословица:

Лисе хвост не для красы нужен. (На доске появляется вторая пословица.)

А для чего?

- Послушайте сказку “Лисичка со скалочкой” (читает учитель).

Так какова же роль лисьего хвоста? На доске появляется карточка: хвост - украшение, помеха, помело.

А что же скажут нам учёные по поводу лисьего хвоста?

Хвост лисы называют “правилом”. Выражение это очень меткое. Лисе, преследующей свою добычу, всё время приходится менять направление, и если бы не хвост-руль, ей ни за что не поймать бы даже самого неопытного зайца. Ещё хвост помогает лисе избежать опасности. Преследуемая собаками, лиса вдруг резко отводит хвост в сторону и поворачивает почти под прямым углом. Собаки проносятся мимо, и, пока они снова нападут на след, лиса уже далеко.

Где лиса живёт?

Что говорится в сказках о жилище лисы?

Какое оно?

Давайте послушаем героев следующей сказки и попробуем её отгадать.

Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку непростую, а избушку лубяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идёт дымок… Славный вышел теремок!
Всё разумно, всё толково и почти уже готово…

Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лёд… Пусть завидует народ!
Всё на солнышке искрится: я – Лисичка-мастерица!
“Заюшкина избушка”, “Заяц и лиса”, “Заячьи слёзы”.

А кто же помог бедному зайцу справиться с лисой?

Поработайте дружно в группе и восстановите ход событий.

Работа в группе.

На парте дети выкладывают правильны порядок событий сказки.

Карточки с предложениями:

  • Зайчик встретился с медведем.
  • Петушок выгнал лису.
  • У зайца была избушка лубяная, у лисы ледяная.
  • Зайчик встретился с собакой.
  • Лиса выгнала зайца.
  • Зайчик живёт с петушком.
  • Зайчик встретил петушка.

Проверка работы: группы по очереди называют предложение, учитель на доске выставляет порядок.

Что же мы скажем о жилище лисы в сказках? (На доске карточка: избушка, нора)

А сейчас давайте послушаем, где же на самом деле живёт лиса.

Учёные …

Весной лисы оборудуют нору под жильё. Чаще всего норы находятся на южных склонах оврагов и имеют несколько выходов. Лисицы очень нечистоплотны, они неряхи. Они захламляют объедками не только своё жилище, но и всё вокруг.

Зимой лисы норами не пользуются, разве что прячутся туда от преследователей, а спят в снежных постелях, свернувшись калачиком и прикрыв хвостом от мороза нос. У них отличный мех, и мороз им не страшен.

Так где же лиса живёт на самом деле? (На доске карточка: нора)

Чем лиса питается?

В народе существует пословица: Лиса всегда сытей волка живёт.

(Пословица появляется на доске)

Интересно, что же такое ест лиса?

Давайте по ролям прочитаем сказку “Лиса и журавль”.

А из других сказок, что мы можем узнать о вкусах лисы?

В сказках лиса гоняется то за зайцем, то за петухом, но так и не съедает их.

Она съела колобка, откусила блин, пробовала мёд…

То есть ест мучное и сладкое: (карточка появляется на доске)

Послушаем, что нам говорят об этом учёные …

1) Лиса – хищное животное.

Её считают злейшим заячьим врагом. Существовало, да и сейчас существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Лисицы действительно ловят слабых зайчат. Догнать зайца она не может – где ей, коротконогой, угнаться за таким бегуном!

2) Подсчитано, что в рационе лисицы более трёхсот самых разнообразных животных – от насекомых до крупных птиц. Лисы едят всё: от плодов и ягод, жуков и кузнечиков до зайцев и детёнышей косуль, но основа их питания – мелкие мышевидные грызуны. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием. Чтобы насытиться,лисице надо поймать и съесть не менее двух десятков мышей и полёвок в день. Этим она приносит пользу.

3) Где-нибудь в поле или у реки можно иногда наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и прислушивается, наклонив голову. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает рыть снег, размётывая кругом белую пыль.

Итог урока. Рефлексия.

Давайте подведём итог нашего исследования.

Узнали ли вы новые сказки о лисе?

Вам они понравились?

Можно ли сказать, что вы стали больше знать сказок о лисе?

А можно ли сказать, что вы теперь знаете все сказки про лису?

Отметим на оценочной линейке.

Узнали ли вы что-то новое о лисе, как лесном звере?

Вам это было интересно? А полезно?

Отметим на оценочной линейке свои новые знания.

Можно ли по русским народным сказкам судить о лисе, как о лесном звере?

Совпадает ли образ лисы сказочной и образ лисы настоящей?

Что бы вы еще хотели узнать про лису?

4. Творческое задание.

Давайте вместе подумаем, какое задание мы можем предложить друг другу

  • выполнить дома:
  • прочитать сказки,
  • прочитать в энциклопедии,
  • нарисовать рисунок,
  • составить ребус,
  • найти загадки, стихи о лисе.

Отзыв о прочитанном произведении «Лисичка-сестричка и серый волк»

Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.

Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально - ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка. Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка", "Колобок", "Теремок», «Курочка Ряба" и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.

Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование "наказаний" и "поощрений" героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки. Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.

Анализ русской народной сказки «Лисичка - сестричка и серый волк».

По жанру: «Лисичка - сестричка и серый волк» - русская народная сказка о диких животных.

Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.

Идея сказки : Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь - самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.

Главные герои сказки -- это лисичка - сестричка и серый волк.

Лисичка-сестричка:

  • - хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, - говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
  • - умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
  • - жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
  • 2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».

Волк:

  • - доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
  • - добрый: «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)

Художественное своеобразие произведения:

Композиция:

Присказка ("Жили себе дед да баба"), экспозиция ("Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз"), завязка ("А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла."), развитие действия (в данной сказке - это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) - “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать") и развязка ("…Так, сестрица, так!").

Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! - думает волк. - И не вытащишь!»

Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? - спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, - говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»

Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.

Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»

Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.

В русской народной сказке «Лиса и волк» в роли главной героини выступает лесная плутовка, рыжехвостая лисица. Чего только не выдумает хитрунья, чтобы и самой особо не утруждаться, и с добычей всегда быть.

Как-то раз углядела лиса, что мужик воз рыбы везет. Забежала она вперед, да и разлеглась на дороге, притворившись мертвой. Увидел мужик лису, обрадовался нежданному подарку и решил отвезти ее жене на воротник. Закинул лису в сани и поехал.

А лиса потихоньку всю рыбу из саней повыкидывала и сама была такова. Перетаскала добычу к себе домой и сидит, лакомится. Мимо волк пробегал, голодный и уставший. Стал он у лисы рыбу просить, а лиса ему отказывает. Да еще придумала пошутить над волком. Сказала ему, чтобы шел тот к проруби и хвостом рыбу ловил. Волк и послушался.

Пришел к проруби, опустил хвост в воду и ждет, когда рыба клюнет. А лиса вокруг вертится, не дает волку раньше времени хвост вытаскивать, ждет, когда примерзнет он получше. Дождалась этого момента и сказала волку, чтобы тот хвост тащил. Дернулся волк, а не получается. Подумал он, что рыбы много поймал и обрадовался. А лиса ему сказала, что побежит за помощью, а сама в деревне крик подняла, что у проруби волк сидит. Прибежали к проруби люди и отдубасили волка, чем придется. Насилу он ноги унес, да и хвост еще при этом потерял. А лиса ему вслед еще долго кричала, насмехаясь, что он рыбу у проруби забыл.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Лиса и волк» в том, что нельзя быть излишне доверчивым. Пострадавшими от хитрости лисы стали и мужик, и волк. Но если мужик просто рыбы лишился, то волк здоровьем своим заплатил за излишнюю доверчивость, без хвоста остался.

Сказка «Лиса и волк» учит нас быть осторожными и внимательными, не доверять первому встречному, а уж если знаешь, что кто-то хитростью своей славится, то и подавно такому плуту доверять не следует.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и волк»?

С хитрецом водиться – в оба глаза глядеть.
На хитреца простаки падки.
Хитростью поймаешь даже льва.

Вверх