Для чего нужен воздушный фильтр? Когда его надо менять и как заменить? Как поменять воздушный фильтр в машине? Как понять что нужно менять воздушный фильтр

В автомобилях используется несколько разновидностей фильтрующего элемента. Но чаще всего владельцы транспортных средств часто сталкиваются с необходимостью замены воздушного фильтра двигателя.

Многие считают этот элемент не столь важным как узлы и агрегаты машины. Относятся к нему с пренебрежением, доводя до состояния половой тряпки.

Как классифицируется фильтрующий элемент

Производители используют несколько классификаций этих деталей. Они отличаются:

  • по форме выпуска: круглые элементы, квадратные, плоские;
  • по способу выполнения фильтрации: прямоточные, инерционно-масляные и циклонные;
  • по условиям эксплуатации: обычный вариант и тяжёлые элементы;
  • по уровню фильтрующих возможностей: 1 и 2 ступенчатые элементы.

Разнообразие деталей обусловлено постоянными новациями в автомобильной области. Эксперты, изучают проблему фильтрации силового агрегата. Не стоят на месте. Выискивают всё новые и новые варианты. Постоянно появляются новые разработки технологов. Автомобили, выпущенные раньше, продолжают колесить по дорогам со старыми вариантами фильтров.

Существующие сегодня виды фильтров

Фильтрующие элементы выпускаются и используются в автомобильной отрасли трёх видов:

  1. Фильтры, которые изготавливаются из бумаги.
  2. Инерционные.
  3. Инерционно-масленные.

Кратко остановимся на каждом виде.

Элементы, произведенные из бумаги

Вариант бумажного контролёра воздуха активно используется в современных моделях автомашин. Бумага складывается определённым способом.

Через её слой пропускаются потоки воздушных масс. Интересно, что бумажные волокна не пропускаю грязные микрочастицы размером до одного микрона.

Когда бумага приходит в негодность её меняют на новую. В производстве бумажных фильтров используют картон и синтетические материалы (пример производителей из Страны восходящего солнца – Японии).

Инерционный вид фильтра

В современном автомобилестроении этот элемент используется очень редко. Считается, что это устаревший вариант защиты двигателя. Внешне – это объёмный корпус из подушки с капроновой леской.

Очистка проводится в два этапа:

  1. Первичная очистка – это задержка пыли и её оседание.
  2. Вторичная – это подушка.

Эффективность работы данного элемента на низком уровне. Кроме того, необходимо периодически мыть воздушный фильтр.

Инерционно-масляный фильтр

Он тоже относится к прошлой эпохе и считается неэффективным фильтрующим элементом. В основном сегодня практикуется его применение в сельском хозяйстве. Он устанавливается на сельскохозяйственных машинах.

Если сравнивать этот элемент с инерционным фильтром, то можно увидеть разницу. Инерционно-масляный элемент подразумевает использование масла служащее дополнительной защитой от грязи и пыли.

Фильтр, о котором идёт речь, также нужно помыть и периодически проводить смену масла.

Какие функции выполняет воздушный фильтр, назначение элемента

Автомобильный фильтрующий элемент отвечает за чистоту воздушных потоков, поступающих в силовой агрегат. Блокирует (задерживает) попадание:

  • Микроскопических частиц пыли.
  • Препятствует проникновению грязи вовнутрь камеры сгорания автомобильного мотора.

При сгорании топлива потребляется кислород. Без него невозможен этот процесс. Для сведения: силовой агрегат попускает от 12 до 15 м3 чистого воздуха на 100 км пути.

Постепенно защитный элемент забивается грязью и дорожной пылью, в результате чего двигатель теряет часть своей мощности, а расход топлива при этом повышается.

Когда меняется воздушный фильтр

Вопрос неоднозначный. Не существует единого мнения. Специалисты рекомендуют прислушиваться к советам производителя.

Они сходятся в одном, что снятие воздушного фильтра и его замена обязательна два раза в год: перед началом зимнего и летнего сезона. И это, притом, что автомобиль эксплуатируется не регулярно.

Это нужно чтобы избежать увеличения расхода топлива, которое может повыситься до 15% и уберечь мотор от нарушений его работы. Если проигнорировать рекомендации производителя и длительное время не менять элемент, то силовой агрегат может преждевременно выйти из строя.

На отечественных машинах замена воздушного фильтра автомобильного двигателя может проводиться через 10 тыс. км пробега и совпадать с заменой масла.

Опять же, жители мегаполисов, активно эксплуатирующие транспорт, проводят смену фильтрующих элементов силового агрегата чаще, нежели сельские жители, или водители небольших городов.

На периодичность замены воздушного фильтра влияет загрязнённость воздуха, которая в больших количествах концентрируется в городах, нежели сёлах. На сроки влияет время года. Зимой, когда пыли практически нет, смену проводят реже, чем скажем летом. В это время года в воздухе больше всего пыли.

По каким признакам можно определить, что пора распрощаться со старым фильтром

Если замечено, что расход топлива превышает рекомендуемые нормы или % содержание углекислого газа высокое. Когда мощность силового агрегата ниже. В этих случаях необходима срочная смена воздушного авто фильтра.

Так сказать, сигнал о том, что пришло время замены фильтрующего элемента. Да, эти признаки указывают на запущенность обслуживания элемента. До этого доводить не стоит.

Нужно периодически менять фильтр иначе придётся заняться техническим лечением двигателя. Регулярное обслуживание воздушного фильтра позволит продлить нормальную работу мотора и сэкономит ваши деньги.

Как поменять воздушный фильтр

Существует два пути:

  • Обратиться на СТО.
  • Установка воздушного фильтра может быть выполнена самостоятельно.

Если срок действия элемента истёк его следует заменить. Многие считают, что продув фильтр или помыв, его, он может с таким же успехом, задерживать грязь и пыль как новый. Это мнение ошибочное.

Чистка элемента – мера вынужденная, эффект непродолжительный. Если в дороге резко сокращается мощность мотора, а при этом повышается расход топлива, то можно прибегнуть к чистке.

Для этого необходимо извлечь его из корпуса и продуть, используя сжатый воздух. Очистить воздушный авто фильтр можно щёточкой с мягкой щетиной. Но, доехав на СТО, следует его заменить.

Тем более фильтр не стоит слишком дорого. И на СТО всегда есть запас. Вопрос только в том, подходит ли элемент для вашего автомобиля.

Чистка воздушного фильтра не даст положительного эффекта. Производителем указан срок эксплуатации, после чего требуется замена.

Даже почищенный, и внешне пригодный фильтр, не способен задержать не видимые глазу частички пыли.

Ремонт воздушного фильтра и или повторное использование элемента неизбежно приведёт к потере мощности машины и преждевременному входу из строя мотора.

Как заменить воздушный фильтр без посторонней помощи? Всё просто. Необходимо открыть крышку капота. В подкапотном пространстве его устанавливают сбоку или поверх силового агрегата. Фильтр изготавливается из тёмной пластмассы.

Корпус закрепляется с помощью клипс или шурупов. Нужно открыть крышку и извлечь элемент. Фильтр имеет яркий цвет.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Работа двигателя внутреннего сгорания (ДВЗ) основывается на сгорании топливно-воздушной смеси, поэтому без очищенного воздуха, который попадает в камеру сгорания вместе с топливом, о полноценной работе двигателя не может быть и речи. Поэтому на все автомобили устанавливается воздушный фильтр, а на некоторые модели даже несколько. Он нужен для стабилизации температуры топливной смеси, поглощения шума во время впускного такта и, разумеется, для очистки воздуха от мелких частиц и пыли. Но фильтрующий элемент со временем выходит из строя (загрязняется или спрессовывается), поэтому водителям нужно знать, как поменять воздушный фильтр.

Несвоевременная замена воздушного фильтра приводит к неправильной работе двигателя – неравномерная работа на холостом ходу, плохой запуск и т.д. Все эти сбои вызваны снижением количества подаваемого воздуха. К тому же присутствие мелких частиц в топливной смеси не позволяет ей сгореть полностью, поэтому повышается вероятность образования опасных примесей в выхлопных газах. Все эти проблемы можно устранить, выполнив замену воздушного фильтра своими руками. Подробнее об этом процессе и пойдет речь в данной статье.

Все люди, изучающие устройство автомобиля, понимают, что он работает не только за счет бензина, газа или дизельного топлива, но также и за счет обычного воздуха, которого, кстати, для полноценной работы транспортного средства должно быть в 15 раз больше. Но благодаря неблагополучном состоянии атмосферы в состав топливной смеси, помимо самого топлива и воздуха, входят различные примеси в виде частиц масла, семян растений и пыли. Все эти элементы, попадая в двигатель, снижают его работоспособность.

Чтобы предотвратить поломки двигателя и сэкономить целое состояние на его ремонте, необходимо своевременно менять данный фильтрующий элемент. Для тех автомобилистов, кто не знает, где находится топливный фильтр, ответ очень простой – над карбюратором (читайте также: ), то есть, внутри воздухозаборника. Это касается практически всех моделей, начиная от ВАЗ 2101, 2105, 2108, и заканчивая Део Ланос или Рено Меган.

Инструкция по эксплуатации транспортного средства содержит в себе информацию о рекомендуемых сроках замены всех видов фильтров, в том числе и воздушного. Но эти сроки могут немного корректироваться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Например, если авто использовалось исключительно на чистых асфальтовых дорогах, то замену нужно проводить каждые 10 000-15 000 км. При эксплуатации на запыленных дорогах замена проводится гораздо чаще (примерно через 7 000-8 000 км пробега).


Как выглядит грязный воздушный фильтр

Существуют факторы, появление которых является поводом для замены воздушного фильтра. К ним относится:

  • снижение мощности двигателя;
  • частый перегрев мотора;
  • изменение состава выхлопных газов (количество углекислого газа увеличивается);
  • увеличение расхода горючего.

На заметку! Некоторые автомобилисты могут ошибочно принять засоренность воздушного фильтра за какой-нибудь другой сбой в работе топливной системы. Поэтому перед проведением замены необходимо провести диагностику авто.

Вовремя произведена замена обеспечивает подачу очищенного воздуха в цилиндры двигателя, поддерживает нормальную реакцию горения и защищает детали поршневой группы от негативного воздействия разных элементов (органических и неорганических). Провести проверку состояния и замену воздушного фильтра можно как самостоятельно, так и в станциях специализированного обслуживания. В первом случае вы сможете сэкономить немного денег на услугах работников СТО. Но если у вас нет свободного времени или вы просто не хотите этим заниматься, то лучше доверить это дело квалифицированным специалистам.


Если же вы планируете ремонтировать свое авто сами, тогда следует учесть несколько нюансов. Например, снимать старый фильтр, чистить его от пыли и грязи, а затем устанавливать обратно, нельзя. Все детали имеют свой срок службы, поэтому «профилактическая чистка» не поможет защитить двигатель от возможных неисправностях, о которых говорилось ранее. Также необходимо правильно подобрать фильтрующий элемент. Это касается не только производителя, но также способа очистки и особенностей конструкции.

Определяемся с выбором

Воздушные фильтры, устанавливаемые на автомобили, классифицируются по нескольким признакам, например, по методу очистки и по конструктивным особенностям. Если рассматривать первый критерий, то фильтрующие элементы делятся на 3 вида: бумажные, инерционные и «нулевики» (фильтры, обладающие нулевым сопротивлением). Рассмотрим каждый из этих видов отдельно.

Бумажные

Данный вид фильтров является самым распространенным среди автомобилистов, так как в качестве фильтрующего материала производители используют специальную плотную бумагу, которая обладает пористой структурой. Такая бумага способа задерживать даже самые маленькие частицы величиной от одного микрона. Особенность фильтрующей бумаги заключается в наличии специальной пропитки, благодаря которой фильтр не потеряет своих очищающих свойств даже при контакте с топливом, смазочными материалами или даже с водой.


Бумажный воздушный фильтр из автомобиля Москвич

Чтобы увеличить площадь рабочей поверхности, конструкторы сложили многослойный материал в форме гармошки. После исчерпывания своего ресурса, бумажные фильтры меняются, ведь они восстановления не подлежат.

Инерционные

Как правило, данный вид фильтров используется только на старых моделях. Их работа заключается в наличии специального элемента внутри корпуса – мочалки из лески. При попадании в фильтр, воздух резко меняет траекторию движения. При этом мелкие частицы пыли остаются внутри этой мочалки, а более крупные – падают на дно. Если бумажные фильтрующие элементы нужно периодически менять, то с инерционными фильтрами такой необходимости не было. Достаточно разобрать фильтр и почистить мочалку от скопившейся грязи. После такой процедуры можно было дальше ездить.


На заметку! Более современные варианты инерционных воздушных фильтров наполняли маслом, которое находилось на дне корпуса. Его задача состояла в более качественном улавливании частиц пыли, что положительно сказывалось на работе двигателя.

«Нулевики»

По конструкции эти фильтры практически ничем не отличаются от бумажных, за исключением материала фильтрующего материала. В фильтрах с нулевым сопротивлением используется поролон или марля, пропитанная специальными средствами. Такие фильтры можно использовать повторно, только перед установкой необходимо провести чистку с помощью шампуней.

Стоимость нулевых фильтров на порядок выше бумажных, поэтому они редко используются на обычных автомобилях. Но на спорткарах эти фильтры устанавливаются часто, что связано с минимальным сопротивлением и хорошей пропускной способностью.


Также классификация воздушных фильтров проходит и по особенностям конструкции. Здесь выделяются панельные, кольцевые и цилиндрические фильтра. Все они отличаются между собой только по конструкции, технология замены везде одинаковая. Эта информация поможет выбрать подходящий тип фильтра для вашего авто. Разумеется, при выборе бренда экономить не рекомендуется, так как дешевый элемент не будет должным образом очищать воздух, что приведет к быстрому износу двигателя.

Инструкция замены

С заменой фильтра воздушного сможет справиться даже начинающий автомобилист, который до этого видел эту деталь только на рисунке. Нужно лишь подготовить крестовидную и плоскую отвертку, гаечный ключ и, соответственно, новый фильтр. Далее необходимо следовать пошаговой инструкции, приведенной ниже.

Шаг 1. Поставьте автомобиль на стояночный тормоз, припарковав его перед этим на ровной поверхности. При необходимости можно использовать противооткатные клинья или обычный кирпич для фиксации колес. Если у вас модель с автоматической КПП, тогда нужно поставить рычаг в режим «Р» и выключить зажигание.



Шаг 2. Вам нужно добраться к двигателю автомобиля, поэтому для работу потребуется поднять капот. Как правило, нужный рычаг находится на водительском месте, где-то под приборной панелью или в боковой части водительского сидения. Подняв капот, зафиксируйте его в таком положении.



Шаг 3. Отыщите под капотом блок воздушного фильтра. На большинстве моделей он расположен сверху на моторе, хотя могут быть исключения. На старый советских моделях фильтрующий элемент спрятан под большой круглой крышкой, выполненной из металла. На более современных моделях фильтр смещен немного в сторону.



Шаг 4. Открутив все крепежные элементы, снимите крышку воздушного фильтра. В зависимости от модели транспортного средства, в качестве элементов крепления могут выступать шурупы, болты или обычные гайки-барашки.



Шаг 5. Достаньте фильтрующий элемент. После того, как вы снимите крышку, сам фильтр уже ни к чему не будет крепиться, поэтому аккуратно извлеките его из корпуса.



Шаг 6. Очистите внутреннюю часть корпуса фильтра от грязи и пыли, которая скопилась там за время эксплуатации транспортного средства. Но перед чисткой вентиляционный канал, ведущий к двигателю, нужно закрыть от попадания пыли. Это можно сделать при помощи обычного скотча.



Шаг 7. Установите новый фильтр на место, слегка приподняв резиновый ободок.



Шаг 8. Поставьте крышку фильтра на место и закрепите ее шурупами и зажимами, которые вы ранее снимали. Все крепления должны быть надежно зафиксированными. После этого аккуратно покачайте корпус воздушного фильтра руками, чтобы убедиться, что крышка была прикручена правильно. Регулярно проводите чистку корпуса от грязи

Шаг 10. Проводите замену воздушного и других видов фильтров согласно руководству по эксплуатации. Это позволит избежать возможных поломок в будущем.



Замену выполняйте согласно руководству по эксплуатации

Некоторые модели автомобилей с полным приводом, помимо обычного воздушного фильтра, имеют еще и промасленный. Также эти два фильтра могут стоять одновременно, поэтому если вы не уверены, тогда лучше обратиться к специалистам. В специализированных магазинах можно найти все необходимое для чистки фильтрующего элемента и корпуса фильтра от грязи и пыли.

На заметку! Очистка старого фильтра от пыли – это не более, чем временная мера, так как потом вам все равно придется устанавливать новый элемент. Специалисты не рекомендуют долго эксплуатировать авто со старым воздушным фильтром, пусть даже и прочищенным от грязи.

Теперь вы можете заменить воздушный фильтр своими руками, не обращаясь за помощью к сотрудникам СТО. Это позволит не только сохранить свои кровные, но и получить хороший опыт в с плане техобслуживания автомобиля. Если возникли какие-либо вопросы – задавайте их в комментарии. Мы с радостью ответим на них!

Видео – Замена воздушного фильтра на Лада Калина

Климатические условия России приводят к тому, что автомобиль нуждается в довольно частой замене воздушного фильтра. Если же этого не сделать вовремя, то возникает риск преждевременной поломки двигателя.

Чтобы понять, зачем менять воздушный фильтр в автомобиле, рассмотрим процесс работы внутренних узлов транспортного средства. Когда неочищенный воздух попадает в мотор, происходит следующее: твердые частицы попадают в трущиеся соединения и начинают выступать в роли абразивного вещества. Как результат происходит преждевременный износ.

Обычно производители автомобилей в манулах указывают, когда нужно менять воздушный фильтр. Но не всё так просто. Если вы проживаете в климатических условиях с высокой запылённостью воздуха. Замену нужно осуществлять в 2-3 раза чаще.

Замена воздушного фильтра не представляет собой что-либо сверхсложное. С ней может справиться каждый автолюбитель. К тому же стоимость процедуры намного дешевле, чем капитальный ремонт двигателя.

Внимание! Для того чтобы сжечь один литр бензина двигателю нужно не менее 15 литров воздуха. Поэтому неисправность устройства напрямую влияет на работоспособность всего автомобиля.

ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Перед тем как приступить к замене воздушного фильтра своими руками нужно побольше узнать об этом устройстве и условиях его эксплуатации. Главное назначение детали - очистка воздуха от разнообразных вредоносных частиц перед попаданием в двигатель.

По внешнему виду воздушный фильтр напоминает собой гармошку, состоящую из специального материала, который способен эффективно задерживать микрочастицы. Естественно, что со временем на нём накапливается слишком много грязи. Из-за этого воздух начинает хуже поступать внутрь мотора.

По краям гармошки располагаются уплотнители. Они не дают воздуху попадать внутрь двигателя, минуя воздушный фильтр. Если вы упустите момент, когда нужно провести замену данного устройства, то рискуете не только получить рост скорости износа, но и серьёзно навредить мотору в краткосрочной перспективе.

Многие водители во время замены устанавливают себе в автомобиль так называемый воздушный фильтр нулевого сопротивления. Подобные устройства часто используют на спортивных соревнованиях, когда машинам нужно ездить по запыленным трассам.

Само собой, что эффективность воздушных фильтров нулевого сопротивления на раллийных гонках уже не раз была доказана. Но на обычных автомобилях подобное устройство в большинстве случаев будет просто бесполезным.

Без специальной форсировки не стоит даже думать о том, как поменять воздушный фильтр на устройство с нулевым сопротивлением. Во-первых, его цена довольно высока, а во-вторых, коэффициент полезного действия без дальнейших манипуляций по тюнингу стремится к нулю.

Внимание! Спортсмены проводят замену воздушного фильтра после 1-2 гонок.

КАК ЧАСТО НУЖНО МЕНЯТЬ ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР?

Каждый водитель задаётся вопросом через сколько необходимо менять воздушный фильтр? К сожалению, однозначный дать ответ нельзя. Ведь каждый производитель устанавливает свои нормативы. К тому же нужно учитывать особенности внешней среды.

Если же попробовать вывести определённую закономерность, то проводя замену хотя бы один раз на 10 000 километров, вы убережёте свой автомобиль от преждевременного износа. В любом случае есть ряд признаков, которые укажут вам на то, что нужно провести замену:

  • Автомобиль стал больше расходовать топлива.
  • Существенно упала мощность двигателя.
  • Количество CO2 в выхлопных газах выросло.

КАК ПОМЕНЯТЬ ВОЗДУШНЫЙ ФИЛЬТР?

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ. Многих людей интересует, как заменить воздушный фильтр, к счастью сам по себе данный процесс не представляет особенной сложности. Есть общий алгоритм, который позволит вам быстро провести замену.

Но вы должны учитывать, что каждый автомобиль имеет уникальную конструкцию. Производители стараются сделать всё возможное, чтобы добиться максимальной эффективности от каждой детали. Они экспериментируют над системами крепления, внутренним устройством и расположением. Поэтому при замене для каждого автомобиля есть свои тонкости.

Если же говорить о схеме действия, то начать стоит с открытия капота. Потом вам нужно найти воздушный фильтр. В большинстве случаев он крепится на защёлках. Их открепление не займёт много времени. Дальше вам понадобится оценить состояние детали и при необходимости произвести замену.

Внимание! Лучше всего проверять состояние воздушного фильтра при проверке уровня масла.

Иногда водители для профилактики загрязнения или для того, чтобы не проводить замену воздушного фильтра, используют пылесос. Поток воздуха позволяет немного очистить засорившийся элемент. К сожалению, подобную методику нельзя назвать крайне эффективной, но в случае, когда других вариантов не остаётся, можно применить и её.

В некоторых случаях водители не хотят проводить замену воздушного фильтра. Они просто промывают его водой и устанавливают обратно. К сожалению, подобные манипуляции полностью бесполезны. Ведь это никак не помогает удалить впитавшуюся грязь.

Важно! Не стоит промывать воздушные фильтры водой. Из-за этого они лишаются своей пропускной способности.

ЗАМЕНА ВОЗДУШНОГО ФИЛЬТРА НА ПРИМЕРЕ АВТОМОБИЛЯ KIA RIO

Безусловно, общий алгоритм замены для всех автомобилей похож. Но чтобы вы имели лучшее представление о том, как это происходит, проведём данную манипуляцию на примере конкретного автомобиля.

Внимание! Если брать во внимание технические рекомендации корейских производителей, то замену нужно проводить каждые 45 тысяч километров.

В некоторых случаях элемент приходится менять досрочно. Подобная щепетильность допустима в тех случаях, когда деталь была повреждена или деформирована. Мало того, ездить с неисправным фильтром нельзя. Это крайне негативно влияет на эксплуатационные качества авто.

Важным признаком того, что нужно провести замену является сильное понижение мощности мотора. Если подобное произойдёт, не забудьте провести проверку устройства, к тому же это не займёт много времени, если следовать этому алгоритму:

  • Отстегните две пружинные защёлки.
  • Приподнимите крышку.
  • Извлеките сменный элемент.
  • Очистите корпус от грязи и пыли.
  • Установите новый расходный элемент.

Процесс не отличается особенной сложностью. Всё что вам нужно для его осуществления - это приобрести деталь и следовать инструкции по её установке.

ИТОГИ

Как видите, замена не представляет собой чего-либо сверхсложного. Достаточно найти деталь в подкапотном пространстве, снять крышку, извлечь старый и установить новый элемент. Обычно эти манипуляции не занимают более 20 минут.

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Залог долголетия мотора Вашего автомобиля напрямую зависит от того чем мы его будем «кормить». Сейчас многие подумали, что речь пойдет о бензине: какой заливать, и так далее. А вот и нет! Напомню, что двигатель потребляет не только бензин, а рабочую смесь, состоящую из воздуха и паров топлива. Причем воздуха в ней гораздо больше. Сегодня поговорим о том, как часто менять воздушный фильтр.

Нельзя пренебрегать заменой столь на первый взгляд простого и ненужного элемента. Среди всех фильтров, которые есть на авто, этому мы уделяем всех меньше времени:

  • Масляный мы меняем при смене масла, то есть раз в 7–15 тысяч км (более подробно о периодичности читайте ). И даже если водитель забудет о замене, то на станции технического обслуживания ему обязательно напомнят про это и попросят купить не только канистру масла, но и в обязательном порядке новый фильтрующий элемент.
  • Салонный фильтр, то есть тот, который заботиться о чистоте воздуха в салоне. Необходимость замены водитель в прямом смысле чувствует на себе. Характерными признаками являются:
  1. Быстрое запотевание стекол;
  2. Снижение эффективности обдува (подачи воздуха через дефлекторы), так как загрязненный фильтр обладает повышенным сопротивлением;
  3. Неприятный запах в салоне.

А о необходимости замены «воздухана» никто не подскажет, двигатель автомобиля молчалив и не умеет говорить.

Рабочая смесь, которая подается в цилиндры, имеет одну часть бензина и порядка 20 частей воздуха. Среднестатистическая малолитражка с объемом двигателя 1,6 литра потребляет его примерно 20 кубических метров на 100 километров пробега. И этот воздух нужно очищать. Если этого не делать, то все твердые частицы (пыль, грязь, песок), коих очень много, попадут внутрь силового агрегата. И это явление естественно негативным образом скажется на работе, а в последствие и на ресурсе двигателя.

Преградой между дорожной пылью и недрами двигателя выступает воздушный фильтр.

Засоренный фильтр из друга двигателя превращается в его врага. Увеличивается сопротивление во впускном коллекторе, а это ведет к уменьшению количества подаваемого воздуха, а это приводит к снижению мощности силового агрегата.
Еще от потока воздуха частицы пыли, уже содержащиеся в фильтре попадают в двигатель.

Какие бывают разновидности?

Фильтрующие элементы обычных «гражданских» автомобилей, отличаются в основном лишь по форме:


Конечно, геометрические размеры и конструктивные особенности вносят вклад в уменьшение или увеличение сопротивления во впускном тракте. Но этот вклад настолько незначителен, что мы, не являясь владельцами спорткаров и болидов Формулы 1, этого просто не почувствуем.

В основном для изготовления фильтра используется картон. На спортивных машинах можно встретить элементы, изготовленные из нескольких слоев марли, со специальной пропиткой, которые имеют несколько меньшее сопротивление, чем картонные. Также не раз Вы могли слышать формулировку фильтр нулевого сопротивления, но об этом в .

Периодичность замены

А теперь перейдем к самому интересному и важному – периодичности замены. Помимо того что фильтр меняется по регламенту, необходимость его обновления можно выявить визуально. Темный цвет, большое количество твердых частиц грязи в складках картона, первый признак необходимости замены. Также забитый грязью «воздушник» можно выявить по снижению динамических характеристик автомобиля.

Чтобы узнать интервал замены именно на Ваш автомобиль то, как всегда, первым делом обратимся к руководству по эксплуатации на машину. И здесь может быть всего лишь два варианта развития событий:

  1. Менять при каждом техническом обслуживании, а обычно это 10–15 тысяч км;
  2. Менять при каждом четном техническом обслуживании. Если ТО‑1 необходимо проводить на 15 тысячах пробега, то четное ТО‑2 на 30, и так далее (ТО‑4, ТО‑6…).

Причем, если в руководстве фигурирует межсервисный интервал в 10000 км., то вероятнее всего фильтр надо менять на четных ТО.

Исходя из этого, получаем необходимость замены через каждые 15 - 30 тысяч километров (зависит от конкретной марки и модели авто).

Воздушный фильтр для большинства автомобилей не такой дорогой элемент, поэтому лично я меняю все фильтры при каждой замене масла.

У дизельных двигателей, к чистоте подаваемого воздуха более жесткие требования. Но у дизелей и меньше межсервисный интервал, поэтому все написанное выше относится и к силовым агрегатам, работающим на тяжелом топливе.

Теперь мы внесли ясность в вопрос периодичности замены этой нехитрой детали. На этом будем прощаться, до встречи на страницах блога.

Воздушный фильтр - это важный элемент системы двигателя внутреннего сгорания. Хоть некоторые автовладельцы и не придают ему большого значения, но он может значительно влиять на работоспособность мотора и на его срок службы.

Дело в том, что главная задача воздушного фильтра, это задержка мелких частиц грязи и пыли в воздухе, попавшие внутрь двигателя, выступающие в роли мелкого, но твердого абразивного материала. Что приведет к преждевременному износу всех трущихся деталей. Соответственно. Если бы в конструкции автомобиля отсутствовали фильтры, то его срок сократился бы до нескольких тысяч километров.

Также, забившийся воздушный фильтр не способен пропускать достаточный объем воздуха. Это приводит к снижению мощности, увеличению расхода топлива и увеличению выброса вредных веществ в отработанных выхлопных газах.

Теперь становится понятным, что состояние воздушного фильтра - это важный момент в эксплуатации автомобиля, и требующий постоянного контроля. Тут есть несколько нюансов, каждый автопроизводитель, в инструкции к своей модели автомобиля, указывает рекомендуемый срок замены фильтра, ориентированный на количество пройденных километров. Но в расчете рекомендаций по замене, принято учитывать усредненные условия эксплуатации машины. Поэтому, правильнее будет самостоятельно следить за состоянием данного элемента, а замену проводить чаще рекомендуемой. Тем более, стоимость воздушного фильтра очень низкая, относительно других запчастей, а замену способен провести любой автовладелец.

Особенности работы воздушного фильтра

Прежде всего, воздушный фильтр - это элемент очистки воздуха перед смешиванием его в камере сгорания. Позволяющий исключить все твердые частицы, присутствующие в уличном воздухе.

Внешне, фильтр может иметь различную форму. Он может быть выполнен в виде прямоугольника, круга или напоминать консервную банку. Но специальный фильтрующий материал напоминает сложенную гармошку, это сделано для увеличения фильтрующей поверхности и повышения производительности.

Естественно, что со временем работы, на поверхности фильтрующего материала скапливается масса загрязнения, уменьшающая пропускную способность фильтра. А учитывая тот факт, что для нормального горения бензина в двигателе, необходимо соотношение 1 к 15. Или другими словами, на 1 литр бензина, тратится от 15 литров воздуха. А уменьшение количества поступившего кислорода, компенсируется увеличением топлива, что приводит к увеличению расхода, снижению мощности и соответственно к большему количеству вредных веществ в выхлопе.

Также, из-за длительной эксплуатации фильтра по времени, может усохнуть уплотнительная резинка, расположенная на нем, и не дающая просачиваться воздуху мимо фильтра. В данном случае, вся функциональность фильтра пропадает, а двигатель начинает ускоренно изнашиваться, приближая время к .

Когда менять воздушный фильтр

Это самый важный вопрос в данной статье, но точного ответа никто не даст. Дело в том, что время замены воздушного фильтра полностью зависит от условий эксплуатации двигателя. Если автомобиль используется в сухой и пыльной местности, то следует проводить замену раза в 2-3 чаще от рекомендуемой, в других условиях, можно устанавливать новый фильтрующий элемент реже. Поэтому, стоит самостоятельно следить за степенью загрязнения, и самостоятельно принимать решение о замене.

Но если взять средние показатели, то можно ориентироваться на цифру в 10 000 километров. Или опираться на косвенные признаки загрязнения, которые описывались выше. Если точнее, то стоит обратить внимание на пониженную мощность и динамику автомобиля и повышенный расход топлива.

Как поменять воздушный фильтр автомобиля

Несмотря на то, что каждый автомобиль имеет свою индивидуальную конфигурацию, принцип расположения и замены воздушного фильтра не меняется уже много лет. А практически все производители автомобилей, пытаются облегчить доступ и сам процесс замены.

Поэтому, для замены фильтра, в первую очередь стоит приобрести новый у официального дилера или в специализированном магазине. Затем нужно заглянуть в подкапотное пространство Вашего автомобиля. Найдя там корпус воздушного фильтра (он должен соответствовать форме и иметь размеры позволяющим вместить фильтр, и чаще всего имеющий крышку с креплениями в виде защелок для быстрой замены), демонтировать отработавший свой срок старый, и установить недавно приобретенный. Затем возвращаем крышку фильтра и капот на свои места. Конечным этапом можно протереть тряпочкой фары автомобиля, ведь вся работа по замене фильтра уже выполнена.

Вся процедура по замене занимает не более пяти минут самостоятельной работы, что делает замену воздушного фильтра, самым простым видом ремонта автомобиля.

Воздушные фильтры нулевого сопротивления

В узких кругах автовладельцев, интересующихся тюнингом и форсированием силового агрегата автомобиля. Бытует мнение о способности фильтра нулевого сопротивления, значительно увеличивать мощность двигателя.

В своих рассуждениях они правы и не правы в одно и то же время. Дело в том, что такие фильтры уже давно и успешно применяются на спортивных автомобилях. И за долгий срок использования, уже доказали свою эффективность, даже в условиях пыльных пустынь.

Но стоит учитывать несколько факторов. Данные фильтры применяются в комплексе форсирования двигателя, и в том случае, когда была перенастроена система подачи топлива таким образом, что штатный фильтр не способен пропускать необходимое количество воздуха. Именно тогда, имеет смысл устанавливать воздушный фильтр нулевого сопротивления.

Также, мало кто изначально интересуется сроком службы таких фильтров. Ведь, из-за высокой эффективности и пропускной способности, приходится жертвовать сроком службы и ценой. На гоночных автомобилях, фильтр меняется через одну или две гонки, что может соответствовать одной или двум тысячам километров пробега в спокойном режиме. А стоимость может превышать в несколько раз от штатного фильтра.

Поэтому, использования «нулевика», на автомобилях без дополнительного тюнинга мотора, и тем более на автомобиле предназначенного для повседневных поездок - это нерациональная трата денег без видимого результата.

Ошибки при эксплуатации воздушных фильтров

Еще стоит обсудить несколько ошибок начинающих водителей. Некоторые автовладельцы, желающие сэкономить денежные средства, пытаются самостоятельно очистить воздушный фильтр. Сразу можно сказать - эта затея не приводит к видимы результатам в лучшую сторону, но может привести к полной порче детали.

Дело в том, что фильтрующий элемент улавливает даже самые маленькие частицы пыли и грязи, которые не видны невооруженным глазом, но качественно забивающие микро каналы в фильтре. Поэтому, обстукивание фильтра, или использование пылесоса, уберет только видимую верхнюю часть налета. Но видимого результата не приведет.

Также, некоторые пытаются «постирать» воздушный фильтр. При этом могут применять не только чистую воду, но и химические вещества. Данный способ не только бесполезен, но и повредит сам фильтр. После мойки при помощи воды, фильтрующий элемент теряет способность к пропусканию воздуха, что приведет к срочной покупке нового фильтра.

Вывод

Учитывая стоимость воздушных фильтров и простоту в замене, правильнее будет перестраховываться и чаще приобретать новые.



Но в случае, когда денег совсем не хватает, необходимо продолжить эксплуатировать автомобиль с тем, что есть. До момент покупки нового фильтра, а попытки очистки старого, могут привести к ухудшению ситуации.

Готовчик Дмитрий, 2017

Вверх