Русско-суахили онлайн-переводчик и словарь. Русско-суахили онлайн-переводчик и словарь Kiswahili язык


Танзания
Коморы (коморский язык) Регулирующая организация BAKITA (Танзания), CHAKITA (Кения) Общее число говорящих Классификация Категория Языки Африки Бенуэ-конголезская семья Бантоидная ветвь Группа банту Письменность латиница Языковые коды ГОСТ 7.75–97 суа 631 ISO 639-1 sw ISO 639-2 swa ISO 639-3 swa, swc, swh WALS swa Ethnologue swa Linguasphere 99-AUS-m IETF sw Glottolog См. также: Проект:Лингвистика

Суахили является государственным языком в Танзании , Кении и Уганде .

Суахили - единственный африканский язык, получивший статус рабочего языка Африканского союза (с 2004 года) [ ] и официальный язык Восточноафриканского Сообщества .

Современный суахили использует для письма латиницу .

Самоназвание

Название Kiswahili происходит от множественного числа арабского слова sāhil ساحل: sawāhil سواحل со значением «побережье». С префиксом wa- слово используется для обозначения «жителей побережья », с префиксом ki- - их языка (Kiswahili - «язык жителей побережья»).

Классификация

Лингвогеография

Социолингвистическая ситуация

На суахили говорит примерно 90 % жителей Танзании (примерно 39 миллионов). Большинство образованного населения Кении может свободно говорить на нём, поскольку он является обязательным предметом в школе с первого класса. Суахилиязычными являются 5 провинций . Он также используется относительно небольшими группами населения в Бурунди , Руанде , Мозамбике , Сомали , Малави [ ] и северной части Замбии .

Диалекты

Современный стандартный суахили основан на диалекте Занзибара . Отделить диалекты друг от друга, с одной стороны, и диалекты от языков, с другой, довольно непросто и насчёт их списка имеется ряд расхождений:

  • киунгуджа : диалект города Занзибара и его окрестностей;
  • кутумбату и Кимакундучи : диалект областей Занзибара ;
  • кисетла : Сильно пиджинизированный вариант суахили. Используется для бесед с европейцами;
  • найробийский суахили : диалект Найроби ;
  • кипемба : местный диалект Пембы ;
  • кингвана : диалект Демократической Республики Конго .

Письменность

Современный суахили пользуется латинской графикой (введённой европейскими миссионерами в середине XIX века). Ранее, с X в., использовалась арабица (старосуахилийское письмо), крупнейший памятник которого - эпос «Книга об Ираклии » XVIII века. Первый памятник датируется 1728 годом .

В современном алфавите 24 буквы, не используются буквы Q и X , а буква C используется только в сочетании ch .

История языка

Формирование суахили относится к периоду интенсивной торговли между народами, населявшими восточное побережье Африки и острова Занзибар , Пемба (и другие близлежащие), и арабскими мореплавателями. Сегодня в лексике и грамматике суахили очевидно арабское влияние, размеры которого объясняются мощным культурным и религиозным влиянием арабов. Предки этнических суахили (или так называемых waswahili ), по-видимому, были потомками арабских и индийских переселенцев (главным образом, торговцев) и жителей внутренних областей Восточной Африки , принадлежавших к различным племенам банту . Две мощных волны переселений относятся соответственно к VIII - вв. и XVII -XIX вв., что позволяет назвать ориентировочную дату начала развития языка.

Этнические суахили восточноафриканского побережья создали в XIII -XIX вв. свою культуру, являющуюся сплавом местных африканских традиций и восточных (прежде всего, арабо-мусульманских) влияний; они пользовались письменностью на арабской основе. Памятники этого времени (стихи , песни , исторические хроники и другие документы, самые ранние из которых относятся к XVIII в.) отражают так называемый старосуахилийский язык (представленный целым рядом диалектных разновидностей; некоторые возникшие в ту эпоху варианты суахили теперь рассматриваются как самостоятельные языки, как, например, коморский - язык Коморских Островов в Индийском океане). Формирование современного общераспространённого стандартного суахили происходило на основе диалекта киунгуджа (остров Занзибар ; занзибарский вариант суахили традиционно считается одним из наиболее «чистых» и «правильных»).

С расширением континентальной торговли суахили постепенно становится языком межэтнического общения. Эта важнейшая социальная роль суахили ещё более усилилась в постколониальный период, когда независимые государства Африки стали рассматривать суахили как настоящую альтернативу языкам бывших метрополий (прежде всего, английскому). Успешному распространению языка суахили способствует то, что большинством говорящих он воспринимается как «общеафриканский», но при этом также как нейтральный язык, не связанный ни с какой узкой этнической группой ; таким образом, по крайней мере в Танзании (населенной преимущественно народами банту), языку суахили удалось стать своего рода символом национального единства.

Лингвистическая характеристика

Слог открытый. При этом [m] и [n] могут быть слоговыми. Наиболее частотные слоговые структуры: 1) С m/n , 2) V, 3) CV, 4) CCV/C m/n V, 5) CCCV/C m/n CC y/w V.

Гласные

Согласные

Губно-губные Губно-зубные Зубные Альвеолярные Постальвеолярные Палатальные Велярные Глоттальные
Назальные смычные m n ny ng’
Преназализованные смычные mb nd nj ~ ng
Имплозивные смычные b d j [ʄ ] g [ɠ ]
Взрывные смычные p t ch k
Придыхательные смычные p t ch k
Преназализованные фрикативные mv [ v ] nz
Звонкие фрикативные v (dh ) z (gh )
Глухие фрикативные f (th ) s sh (kh ) h
Дрожащие r
Боковые l
Аппроксиманты y w

Преназализация является типичным явлением для африканских языков. Придыхательные велярные являются заимствованиями из арабского.

Морфология

Суахили обладает очень богатой именной и глагольной морфологией . Для него, как и для большинства банту , характерна сложная система именных согласовательных классов .

Имя

Система согласовательных классов суахили претерпела значительные изменения за время своего существования, во многом потеряв изначальную семантическую мотивацию. Исходная система содержала 22 согласовательных класса. Исследователи выделяют от 16 до 18 оставшихся в настоящее время. В принятой на сегодняшний день трактовке шесть из них обозначают существительные в единственном числе , пять - во множественном, один класс для абстрактных существительных, класс для глагольных инфинитивов и три локативных класса.

Существительные 1 и 2 классов , в основном, обозначают одушевлённые предметы и, в особенности, людей: mtu watu , mtoto - watoto ;

классы 3 и 4 - так называемые классы «деревьев», однако помимо деревьев и растений в него попадают также и такие физические объекты как mwezi - « луна», mto - « река», mwaka - « год», в результате чего семантическая мотивация класса ставится под вопрос;

15 класс на ku - - класс инфинитивов; класс 7 часто называют классом «вещей», так как в него часто попадают такие предметы как kitu - « вещь» и kiti - « стул», однако он содержит и такие слова как kifafa - « эпилепсия»; u - - префикс абстрактных классов, не имеющих множественного числа.

Пространственные отношения в суахили выражаются при помощи локативных классов.

Критерием определения именного класса, к которому относится словоформа, является согласовательная цепочка, состоящая из префикса класса, адъективного показателя для данного класса, приглагольного согласователя, согласователя указательных местоимений и согласователя посессива .

Например, сравним цепочки 3 и 1 классов:

Указанный метод позволяет выделить 18 согласовательных классов и показывает нарастающую десемантизацию согласовательного класса в суахили.

Синтаксис

Стандартный порядок слов в синтагме SVO. Определение стоит в постпозиции к определяемому слову.

Тип ролевой кодировки в предикации - аккузативный.

Обилие пассивных конструкций также говорит в пользу аккузативности языка.

Описание языка

Суахили вошёл в научный обиход сравнительно поздно - со второй половины XIX в., когда были предприняты первые попытки описания его грамматического строя. К концу XIX в. уже существовали первые практические грамматики и словари.

В XX в. интерес к суахили существенно возрос. В настоящее время суахили преподается и изучается почти во всех крупных университетах и научно-исследовательских центрах Германии, Англии, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Китая, США и др. стран. Африканские учёные также занимаются его исследованиями. В Танзании существует Институт исследования суахили при Дар-эс-Саламском университете , издающий журнал научных работ по различным вопросам языка, литературы и культуры суахили.». Например, Отче наш, Е. Б. Деминцева. М.: Институт Африки РАН, 2007. С. 84-93.

  • Н. В. Громова, Н. В. Охотина Теоретическая грамматика языка суахили. // Московский государственный университет. Факультет стран Азии и Африки. М.:1995
  • Громов М. Д. Современная литература на языке суахили. - М. : ИМЛИ РАН, 2004.
  • Жуков А. А. Культура, язык и литература суахили. - СПб. : ЛГУ, 1983.
  • СУАХИЛИ, самый известный язык Африки; его самоназвание, kiswahili "язык побережья" (от араб. sawahil "прибрежные селения, гавани"; ki- – это показатель именного класса, к которому относятся названия языков), указывает на первоначальную территорию распространения этого языка – узкую прибрежную полосу Восточной Африки (входящую ныне в состав Сомали , Кении и Танзании) с прилегающими к ней островами (Занзибар, Пемба, Мафия, Коморские, архипелаг Ламу), где под влиянием арабских торговцев-мигрантов (в 9–10 вв. н.э.) зародилась и развилась уникальная для Африки мусульманская цивилизация суахили.

    Язык суахили возник предположительно в 12–13 вв. как комплекс городских койне, сложившихся в результате креолизации местных языков банту в условиях тесного контакта с арабским языком и обслуживавших разнородные в языковом отношении торговые центры побережья Восточной Африки. До начала 19 в. за пределами собственного ареала суахили не использовался.

    Исконные носители суахили – смешанное исламизированное афро-арабское население восточно-африканского побережья. Какого-либо местного народа (автохтонного этноса), родным языком которого был бы суахили, в Африке никогда не существовало. В силу этого суахили оказался этнически и, как следствие, политически нейтральным, что в конечном итоге и обусловило его уникальное для местного языка положение доминирующего межэтнического и надэтнического средства общения в Восточной и Центральной Африке.

    Проникновение суахили в глубь африканского континента, населенного многочисленными этносами с собственными языками, начинается в первой четверти 19 в. стараниями сначала купцов и работорговцев с побережья, а позднее миссионеров и колониальных чиновников и осуществляется относительно быстро (весь процесс занял около века). Местные этносы охотно принимали суахили как средство межэтнического общения, язык ислама, христианизации, колониальной администрации, поскольку он, во-первых, воспринимался как «ничей» язык, использование которого не ущемляло самосознания местных племен, а во-вторых, обладал в глазах местных этносов высоким социальным престижем.

    В настоящее время ареал распространения суахили охватывает всю Танзанию, Кению, значительные территории Уганды и Заира, отдельные районы Руанды и Бурунди, север Мозамбика, Замбии, Малави, южное побережье Сомали и северо-запад острова Мадагаскар. Общее число говорящих на суахили колеблется по разным источникам от 35 до 70 млн. Из них те, для кого суахили является исконно родным, составляют немногим более 2 млн.

    По классификации М.Гасри, суахили входит в зону G языков банту. К.Док считал его основным языком северо-восточной подзоны языков банту. Согласно классификации Дж.Гринберга, суахили – один из многочисленных языков банту; он относится к бантоидной ветви бенуэ-конголезских языков, входящей в нигеро-конголезскую языковую семью.

    Суахили является общегосударственным (или «общенациональным») и первым официальным языком в Объединенной Республике Танзания и в Кении (второй – английский). Пользуется официальным статусом в Заире и Уганде как один из крупнейших языков межэтнического общения. На остальных территориях Восточной и Центральной Африки суахили – это прежде всего лингва франка.

    Наибольшее распространение суахили получил в Танзании, где он функционирует в качестве надэтнического средства общения с максимально широким диапазоном: служит рабочим языком парламента, местных судов и органов власти, армии, полиции, церкви; на нем ведется радиовещание, формируется национальная литература, развивается пресса; суахили – единственный язык обучения в начальной школе. Языковая политика в Танзании направлена на превращение суахили в универсальную систему, сопоставимую по объему выполняемых функций с государственными языками высокоразвитых стран.

    Реально в настоящее время суахили в Танзании исключен из традиционных сфер общения, обслуживаемых местными этническими языками (их в стране более 100), и сосуществует с английским, которому принадлежит ведущая роль в «высших» сферах коммуникации (средняя и высшая школа, наука, техника, международные контакты). В Кении суахили, наряду с этническими языками (их чуть менее 40) и английским, обслуживает все сферы коммуникации. Его основная функциональная нагрузка – обеспечить общение представителей разных этносов.

    В 1930-е годы усилиями Восточноафриканского языкового суахилийского комитета был создан «стандартный суахили». Это нормированная и кодифицированная форма языка с единым, зафиксированным нормативными грамматиками и словарями стандартом, употребление которого официально предписывается в Танзании и поощряется в Кении. На нем функционирует современная художественная литература, развивающаяся вне всякой связи с классической литературой на суахили.

    Литературный («классический») суахили в своем исконном ареале исторически существовал в двух вариантах. Один из них, сложившийся в 17–18 вв. в султанатах Пате и Ламу на основе вариантов кипате и киаму, обслуживал жанр эпических и дидактических поэм (тенди). Второй вариант сформировался к началу 19 в. на базе койне г.Момбаса, известного как кимвита. На нем создавались стихотворения (машаири). Классическая литература на суахили неразрывно связана с арабскими династиями, правившими на побережье, и пользовалась основанной на арабской графике старосуахилийской письменностью, плохо приспособленной для передачи звукового строя. В начале 20 в. колониальные власти заменили ее латинским письмом, ныне общепринятым. Африканское население материковой части Восточной Африки ни классической литературы на суахили, ни старосуахилийской письменности не знает.

    На основе имеющихся данных можно предположить, что на протяжении всей своей истории суахили представлял собой комплекс территориальных вариантов, каждый из которых имел статус наддиалектного «торгового языка» или общегородского койне, а не диалекта в обычном смысле этого слова. В основу территориальных вариантов легли, вероятно, креолизованные под сильным арабским влиянием местные языки банту (а возможно, лишь какой-то один язык). Близость этнических языков и диалектов прибрежных племен банту, единое для всего региона воздействие арабского языка, сходство коммуникативных функций и условий функционирования, широкие контакты вдоль всего побережья способствовали сближению территориальных вариантов суахили. Постепенно они стали выполнять для исламизированного афро-арабского населения побережья роль первого языка и впоследствии получили общее название «язык суахили», хотя каждая локальная разновидность имела и собственное именование, например кипате – язык г.Пате и т.п. Европейские исследователи в 19 в. назвали эти идиомы диалектами языка суахили и объединили их в три пучка – северный (киаму, кипате и др.), центральный и южный (образуемый вариантом киунгуджа на о.Занзибар и его континентальной разновидностью кимрима); промежуточное положение между северными центральным пучками занимает кимвита. Особую подгруппу образуют варианты, используемые суахилиязычным населением Коморских островов.

    Все разновидности суахили демонстрируют явную общность грамматического строя, располагают значительным общим бантуским словарем и общим слоем арабизмов; различия между ними обычно не настолько значительны, чтобы целиком исключить взаимопонимание. Диалектного континуума эти идиомы не составляют, так как непосредственное окружение каждого из них состоит из этнических языков автохтонного африканского населения этого региона – преимущественно банту. В Танзании в настоящее время исконные территориальными варианты суахили вытесняются стандартным вариантом.

    Особое место в системе прибрежных территориальных вариантов суахили принадлежит занзибарскому койне киунгуджа – единственному из «диалектов» суахили, вышедшему за пределы побережья и превратившемуся в доминирующее средство межэтнического общения в Восточной и Центральной Африке. Именно за ним на континенте закрепилось наименование «язык суахили», и он же впоследствии был положен в основу литературного стандарта. На основе киунгуджа на территории распространения этнических бантуских и небантуских языков сформировались также вторичные «континентальные диалекты» суахили. В своем большинстве они носят пиджинизированный характер, представляя собой крайне обедненные разговорные формы с разрушенной морфологией. На территории Танзании они не известны, поскольку 94% этнических языков этой страны – банту, демонстрирующие структурную близость с киунгуджа. Напротив, Кения стала родиной таких разговорных пиджинизированных вариантов суахили, как кисетла, возникший при контактах между европейцами и африканцами; «внутренний» суахили, используемый при общении африканцами различной этнической принадлежности; найробийский суахили, имеющий широкое хождение среди этнически пестрого населения Найроби и др. Многочисленные варианты суахили, бытующие на территории Заира, имеют общее название «кингвана», при этом очевидное сходство с киунгуджа обнаруживает лишь собственно кингвана (букв. "язык свободнорожденных"), на котором как на исконно родном говорят проживающие в Заире потомки суахилийских купцов, пришедших сюда еще в начале 19 в. Очевидным функциональным преимуществом перед остальными вариантами, обслуживающими в Заире лишь межэтнические связи, обладает тот вариант суахили, который становится ныне родным и функционально первым для деэтнизирующихся жителей крупнейшего промышленного города Лубумбаши, в котором, таким образом, наблюдается процесс креолизации одного из пиджинизированных вариантов суахили.

    Подавляющее большинство носителей суахили владеют более чем одним языком. При этом представлены как диглоссия (в Танзании и Кении, где она проявляется во владении первичным территориальным вариант суахили, используемым лишь в бытовом общении, плюс киунгуджа или стандартным суахили, употребляемым в более официальных ситуациях), так и билингвизм (у огромного числа автохтонных жителей Восточной и Центральной Африки, что проявляется во владении родным языком плюс используемым для межэтнического общения суахили, степень владения которым варьирует в широких пределах). В Танзании в настоящее время растет число жителей, для которых общегосударственный суахили стал родным и функционально первым; помимо ассимилированных в языковом отношении носителей первичных территориальных вариантов суахили, они представлены утратившим племенное и этническое самосознание населением городов и полиэтнических сельскохозяйственных поселений, а также мигрантами, потерявшими связь с родным этносом.

    По своим внутрилингвистическим свойствам суахили – типичный язык банту с характерной фонетикой и развитой системой именных классов, но при этом с большим слоем арабской лексики и заимствованными фонемами (только в корнях арабского происхождения). В процессе кодификации и нормализации многие арабские слова были заменены английскими и бантускими, язык подвергся значительному лексическому обогащению, под определенным влиянием синтаксических норм английского языка усложнился и его синтаксис.

    «Джамбо» – одно из наиболее употребительных слов в Кении. Это самое простое приветствие на суахили, а также первое слово, которое, как правило, узнают туристы.

    Суахили (или Kiswahili, как его называют сами жители) является национальным языком Кении. Суахили возник на восточноафриканском побережье как язык торговли, используемый как арабами, так и прибрежными племенами.
    Язык, включающий в себя элементы классического арабского языка и диалектов банту, стал родным языком народа суахили, который произошел от смешанных браков между арабами и африканскими народностями.

    Слово «суахили» произошло от арабского слова «sahel», что означает «берег». Язык начал быстро распространяться и, превратившись в региональный язык межэтнического общения, стал широко использоваться в Кении и Танзании.

    Сегодня на суахили, который является самым распространенным языком Африки, говорят в Эфиопии, Судане, Уганде, Руанде, Бурунди, ДР Конго и Замбии. Большинство жителей Кении говорят на языке своего племени у себя дома, используют суахили в качестве языка повседневного общения, а для делового общения используют английский язык.

    Суахили – относительно простой язык, отличающийся высокой степенью фонетичности и жесткой грамматической системой. Единственная трудность в изучении суахили связана с широким использованием префиксов, суффиксов и инфиксов, а также системой классов имен существительных.

    Остров Занзибар считается родиной суахили, а местный диалект – наиболее чистым. Чем дальше вы удаляетесь от побережья, тем менее сложным становится язык, а его грамматический строй – более гибким. В Найроби недавно появился Sheng – модный диалект, представляющий собой смесь суахили, кикуйю, английского языка и местного сленга.

    Даже небольшое знание суахили сделает ваше путешествие по Кении более приятным. Поэтому стоит уделить немного времени его изучению, тем более что большинство жителей Кении с большим энтузиазмом воспринимают попытки туристов заговорить на суахили.
    Представленный ниже справочник поможет вам запомнить несколько простых фраз на суахили:

    Приветствие
    Jambo или Hujambo Здравствуйте! Добрый день! Как поживаете? (многоцелевое приветствие, буквально означающее «Проблемы?»)
    Jambo или Sijambo (ответ) Никаких проблем
    Habari? Как дела? (буквально «Есть ли новости?»)
    Nzuri Прекрасно, хорошо, потрясающе
    Hodi! Здравствуйте. Кто-нибудь дома? (используется при стуке в дверь или входе в помещение)
    Karibu Входите! Приветствую! Пожалуйста! (используется также при предложении чего-либо)
    Kwaheri/ ni До свидания! (одному человеку / нескольким людям)
    Asante/ ni Спасибо! (одному человеку / нескольким людям)
    Sana Очень (подчеркивание)
    Bwana Господин (аналогично обращению «месье» на французском языке)
    Mama Обращение ко взрослым женщинам (аналогично «мадам» или «мадемуазель» на французском языке)
    Kijana Молодой человек, подросток (мн. ч. vijana)
    Mtoto Ребенок (мн. ч. watoto)
    Jina lako nani? Как ваше имя?
    Unaitwaje? Как вас зовут?
    Основные фразы
    Мое имя / меня зовут Jina langu ni/ Ninaitwa
    Откуда вы? Unatoka wapi?
    Где вы остановились? Unakaa wapi
    Где вы остановились? Ninatoka
    Я остановился (остановилась) в Ninakaa
    До встречи! Tutaonana (букв. «увидимся»)
    Да Ndiyo (букв. «это так»)
    Нет Hapana
    Я не понимаю Sifahamu / Sielewi
    Я не говорю на суахили, но Sisemi Kiswahili, lakini
    Как сказать на суахили? Unasemaje na Kiswahili
    Не могли бы вы повторить? Sema tena (букв. «скажите еще раз»)
    Говорите медленно Sema pole pole
    Я не знаю Sijui
    Где? Wapi?
    Здесь Hapa
    Когда? Lini?
    Сейчас Sasa
    Скоро Sasa hivi
    Почему? Kwa nini?
    Потому что Kwa sababu
    Кто? Nani?
    Что? Nini?
    Который? Gani?
    Верно kweli
    И / с na
    Или au
    (Это) (эти)
    Ni (соединяющий элемент, когда вы не можете подобрать нужное слово)
    Не правда ли? Siyo?
    Я англичанин/ американец/ немец/француз/итальянец Mimi Mwingereza / Mwamerika / Mdachi / Mfaransa / Mwitaliano
    DAILY NEEDS
    Где я могу остановиться? Naweza Kukaa wapi?
    Могу ли я здесь остановиться? Naweza kukaa hapa?
    Комната(-ы) Chumba/vyumba
    Кровать(-и) Kitanda/vitanda
    Стул(-ья) Kiti/viti
    Стол(-ы) Meza
    Туалет, ванная комната Choo, bafu
    Вода для мытья Maji ya kuosha
    Вода для мытья Maji moto/baridi
    Я хочу есть Ninasikia njaa
    Я хочу пить Nina kiu
    Есть ли...? Iko… или Kuna…?
    Да, есть... Iko… или kuna…
    Этого нет Hakuna
    Сколько? Ngapi?
    Деньги Pesa
    Какая цена? Bei gani?
    Сколько это стоит? Pesa Ngapi?
    Я хочу... Nataka
    Я не хочу Sitaki
    Дайте мне / принесите мне (можно мне...?) Nipe/Niletee
    Снова Tena
    Достаточно Tosha/basi
    Дорогой Ghali/sana
    Дешевый (также «легкий») Rahisi
    Пятьдесят центов Sumni
    Снизьте цену, сбавьте немного Punguza kidogo
    Магазин Duka
    Банк Benki
    Почта Posta
    Кафе, ресторан Hoteli
    Телефон Simu
    Сигареты Sigara
    Я болею Mimi mgonjwa
    Доктор Daktari
    Больница Hospitali
    Полиция Polisi
    Транспорт и направления
    Автобус(-ы) Bas,basi / mabasi
    Автомобиль(-и), транспортное(-ые) средство(-а) Gari/ Magari
    Такси Teksi
    Велосипед Baiskeli
    Поезд Treni
    Самолет Ndege
    Лодка / судно Chombo / Meli
    Бензин Petroli
    Дорога, путь Njia/ ndia
    Шоссе Barabara
    Пешком Kwa miguu
    Когда он отправляется? Inaondoka lini?
    Когда мы прибудем? Tutafika lini?
    Медленно Pole pole
    Быстро Haraka
    Подождите! Секундочку! Ngoja!/ ngoja kidogo!
    Стоп! Simama!
    Куда вы идете? Unaenda wapi
    Куда? Mpaka wapi?
    Откуда? Kutoka wapi?
    Сколько километров? Kilometa ngapi?
    Я собираюсь Naenda
    Подвиньтесь вперед, потеснитесь немного Songa!/ songa kidogo!
    Пойдемте, продолжайте Twende, endelea
    Прямо Moja kwa moja
    Направо Kulia
    Налево Kushoto
    Вверх Juu
    Вниз Chini
    Я хочу сойти здесь Nataka kushuka hapa
    Машина сломалась Gari imearibika
    Время, дни недели и числа

    Сколько времени?
    Saa ngapi
    Четыре часа Saa kumi
    Четверть... Na robo
    Половина... Na nusu
    Без четверти... Kaso robo
    Минуты Dakika
    Рано Mapema
    Вчера Jana
    Сегодня Leo
    Завтра Kesho
    День Mchana
    Ночь Usiku
    Рассвет Alfajiri
    Утро Asubuhi
    На прошлой/ на этой / на следующей неделе Wiki iliopita/ hii/ ijayo
    В этом году Mwaka huu
    В этом месяце Mwezi huu
    Понедельник Jumatatu
    Вторник Jumanne
    Среда Jumatano
    Четверг Alhamisi
    Пятница Ijumaa
    Суббота Jumamosi
    Воскресенье Jumapili
    1 Moja
    2 Mbili
    3 Tatu
    4 Nne
    5 Tano
    6 Sita
    7 Saba
    8 Nane
    9 Tisa
    10 kumi
    11 Kumi na moja
    12 Kumi na mbili
    20 Ishirini
    21 Ishirini na moja
    30 Thelathini
    40 Arobaini
    50 Hamsini
    60 Sitini
    70 Sabini
    80 Themanini
    90 Tisini
    100 Mia moja
    121 Mia moja na ishirini na moja
    1000 Elfu
    Слова, которые необходимо знать
    Хороший -zuri (с префиксом перед словом)
    Плохой -baya (с префиксом перед словом)
    Большой -kubwa
    Маленький -dogo
    Много -ingi
    Другой Ingine
    Неплохо Si mbaya
    Ладно, хорошо Sawa
    Прекрасно, здорово Safi
    Полностью Kabisa
    Только, просто Tu (kitanda kimoja tu - просто на кровати)
    Вещь(-и) Kitu/ vitu
    Проблемы, неприятности Wasiwasi, matata
    Без проблем Hakuna wasiwasi/ Hakuna matata
    Друг Rafiki
    Извините, простите Samahani
    Ничего Si kitu
    Извините (разрешите пройти) Hebu
    Что случилось? Namna gani?
    На все воля Божья Inshallah (часто используется на побережье)
    Пожалуйста Tafadhali
    Сфотографируйте меня! Piga picha mimi!
    Африканский Союз
    Кения
    Танзания
    Уганда Регулирует: Baraza la Kiswahili la Taifa Танзания Коды языка ISO 639 -1 sw ISO 639-2 swa SIL swa

    Суахили, самоназвание Кисуахили - язык , на котором говорит около 100 млн. человек в восточной Африке (Танзания , Кения и др.).

    Суахили - крупнейшая из языков банту и одна из крупнейших языков Африканского континента. Будучи языком межэтнического общения, суахили распространен на обширной территории Восточной и Центральной Африки, от побережья Индийского океана на востоке до центральных областей ДРК на западе, от Сомали на севере до Мозамбика на юге.

    Суахили является государственным языком в Танзании , Кении и Уганды . Она широко используется также в Руанде , Бурунди , Замбии , Малави , на Коморских островах и на Мадагаскаре . Суахили - единственная африканская язык, получила статус рабочего языка Африканского союза (с 2004).

    По разным данным суахили является родным для 2,5-5 млн человек. Еще 50-70 млн человек используют его как второй или третий язык общения.

    По генетической классификации Дж. Гринберга языки банту относятся к Бенуа-конголезской группы нигеро-конголезской семьи.

    По внутренней классификации М. Гаср язык суахили входит в группу G42: Бантоидни / Южные / Узкие банту / Центральные / G.

    Современная суахили использует латиницу .


    1. Самоназвание

    Название kiswahili происходит от множества арабского слова sāhil ساحل: sawāhil سواحل со значением "побережья", который использовался как прилагательное для "жителей побережья" или с добавлением префикса ki - их языка (kiswahili - "язык жителей побережья").

    2. Лингвогеография

    2.1. Социолингвистические ситуация

    В Танзании (1967) и Кении (1974) суахили является официальной. Правительство Уганды ввел ее как обязательный предмет для начальной школы в 1992 и также провозгласил официальной в 2005 году. Суахили используется также небольшими группами населения в Бурунди, Руанде, Мозамбике, Сомали, Замбии, а также большинством населения Коморских островов.

    На суахили говорит примерно 90% жителей Танзании (более 39 миллионов). Большинство образованного населения Кении может свободно говорить на языке суахили, поскольку она является обязательным предметом в школе с первого класса. Суахилимовнимы есть 5 провинций Демократической Республики Конго.


    2.2. Диалекты

    Современная суахили основана на диалекте Занзибара . Различение статуса диалекта или языка не всегда является общепринятым, поэтому списки диалетив суахили время имеют некоторые различия:


    3. Письменность

    Современная суахили пользуется латинской графикой, введенной европейскими миссионерами в середине XIX века. Ранее использовалось арабское письмо (старосуахилийське письмо), наибольшая достопримечательность того времени - эпос "Книга о Ираклии" XVIII века. Первая достопримечательность языке суахили датируется годом.

    В таблице приведены графемы арабской и сегодняшний латинского алфавита суахили

    Арабский алфавит
    Суахили
    Латинский алфавит
    Суахили
    ا aa
    ب bp mb mp bw pw mbw mpw
    ت t nt
    ث th?
    ج j nj ng ng "ny
    ح h
    خ kh h
    د d nd
    ذ dh?
    ر rd nd
    ز z nz
    س s
    ش sh ch
    ص s, sw
    ض ?
    ط t tw chw
    ظ z th dh dhw
    ع ?
    غ gh g ng ng "
    ف f fy v vy mv p
    ق kg ng ch sh ny
    ك
    ل l
    م m
    ن n
    ه h
    و w
    ي y ny

    4. История языка

    С расширением континентальной торговли в XIX веке суахили постепенно становится языком межэтнического общения. Эта важнейшая социальная роль суахили особенно усилилась в постколониальный период, когда независимые государства Африки стали воспринимать суахили как реальную альтернативу языкам бывших метрополий (прежде всего, английского и французского). Успешному распространению языка суахили способствует то, что большинством говорящих она воспринимается как "общеафриканского", но одновременно этнически нейтральной языке, не связанной ни с одной узкой этнической группой. Поэтому по крайней мере в Танзании, населенной преимущественно народами банту, языке суахили удалось стать своеобразным символом национального единства. За своим извечным ареалом суахили выступает в различных формах - от национальных вариантов литературного языка в пиджинов , таких как кисетла, кихинди и др..

    Сегодня суахили функционирует наряду с небольшими родных языках местных этносов и европейскими языками бывших колониальных держав.


    5. Фонология

    Важнейшим отличием фонологической системы суахили от других языков ареала является отсутствие фонологических тонов. Исключение составляет частности диалект мвита. Состав открыт. При этом [m] и [n] могут быть составляющими. Найчастотниших составляющие структуры: 1) С m / n, 2) V, 3) CV, 4) CCV / C m / n V, 5) CCCV / C m / n CC y / w V.

    5.1. Гласные

    Литературный суахили содержит 5 гласных фонем:: / ɑ /, / ɛ /, / i /, / ɔ / и / u /. Звук, соответствующий фонеме / u / в алфавите международной фонетической ассоциации находится между [u] и [o] (как, например, в итальянском). Редукция отсутствует. Произношение не зависит от положения относительно ударного слога. Дифтонги отсутствуют. Зияние устраняются глоттализациею.

    5.2. Согласные

    Губно-губные Губно-зубные Зубные Альвеолярные Постальвеолярни Палатальный Велярный Глоттальни
    Назальные прорывные m / M / n / N / ny / Ɲ / ng " / Ŋ /
    Преназализовани прорывные mb / Mb / nd / Nd / nj / Ɲɟ / ~ / ndʒ / ng / Ŋɡ /
    Имплозивни прорывные b / Ɓ / d / Ɗ / j / ʄ / g / Ɠ /
    Собственно Прорывные p / P / t / T / ch / Tʃ / k / K /
    Придихальни прорывные p / P ʰ / t / T ʰ / ch / Tʃ ʰ / k / K ʰ /
    Преназализован и фрикативный mv / Ɱv / nz / Nz /
    Звонки фрикативный v / V / (Dh / ? / ) z / Z / (Gh / Ɣ / )
    Глухие фрикативный f / F / (Th / Θ / ) s / S / sh / Ʃ / (Kh / X / ) h / H /
    Дрожащим r / R /
    Боковые l / L /
    Аппроксимант y / J / w / W /

    Преназализация является типичным явлением для африканских языков. Придихальнисть велярный являются заимствованиями из арабского.


    6. Грамматика

    6.1. Морфология

    Суахили имеет очень богатую именную и глагольную морфологию . Для этого языка, как и для большинства языков банту , характерна сложная система именных согласовательных классов.


    6.1.1. Существительное

    Система согласовательных классов суахили претерпела значительные изменения за время своего существования, во многом потеряв первоначальную семантическую мотивацию. Исходная система содержала 22 согласовательных класса. Исследователи выделяют от 16 до 18 классов, оставшихся сейчас. В принятом на сегодняшний день трактовке шесть из них обозначают существительные в единственном числе, пять - во множественном, один класс для абстрактных существительных, класс для глагольных Инфинитив и три локативних классы.

    Существительные 1 и 2 классов в основном обозначают существительные-названия существ и особенно людей mtu watu, mtoto - watoto; классы 3 и 4 - так называемые классы "деревьев", однако кроме деревьев и растений в него попадают также и такие физические объекты как mwezi - месяц, mto - река, mwaka - год, в результате семантическая мотивация класса ставится под вопрос, 15 класс на ku - класс инфинитив; класс 7 часто называют классом "вещей", поскольку в него входят такие названия, как kitu - вещь и kiti - стул, однако он содержит и такие слова как kifafa - эпилепсия; u - префикс абстрактных классов, не имеющих множества.

    Пространственные отношения в суахили выражаются с помощью локативних классов.

    Критерием определения именного класса, к которому принадлежит словоформа, является согласительным цепочкой, состоящей из префикса класса, адъективных показателя для данного класса, придиесливного согласователей, согласователей указательных местоимений и согласователей посессии (отношения принадлежности). Например, сравним цепочки 3 и 1 классов:

    Указанный метод позволяет выделить 18 согласовательных классов и показывает нарастающую Десемантизация согласующего класса в суахили.


    6.1.2. Прилагательное

    Глагол включает в себя однозначные и многозначные морфемы парадигматического и непарадигматичного порядке. Однозначные морфемы представлены Pr (hu - маркировка габитуалис) In (-ta,-li - показатели времени,-ji - показатель рефлексива), Sf (-ua/-oa - показатель Реверсивная, - e - показатель способа). Синкретические: Pr (-ha - показатель отрицания, времени и способа), Pr (субъектный согласователей - лицо, число, класс), In (-a,-na,-me,-ka-, nge,-ngali,-si - показатели времени, вида, способа, отрицание), In (объектный согласователей - лицо, число, класс; релятивный показатель - лицо, число, класс, релятивность), Sf (состояние глагола и вид), Sf (релятивный согласователей - лицо, число, класс, образ), Sf (- i - показатель отрицания, времени, способа, б только в циркумфикс ha ... - ... i).

    Таким образом, глаголам свойственны парадигматические характеристики лица, числа, класса, времени, вида, способа, состояния, релятивности, возражения. К непарадигматичних характеристик можно отнести грамматические характеристики значения всех суффиксов производных форм, кроме суффикса-wa, выражающий значение состояния.

    Суахили имеет развитую систему актантных дериваций и преобразований сословных конструкций:

    Они погибли за дрова

    Декаузатив:


    6.2. Синтаксис

    Стандартный порядок слов в Синтагме SVO. Определение стоит в постпозиции к определяемого слова. Маркировка в предикации вершинное, что типично для языков этого ареала. Согласование с объектом возможно, но не обязательно. В именной группе также наблюдается маркировки зависимости:

    Тип ролевого кодирования в предикации - акузативний.

    Большое количество пассивных конструкций также свидетельствует о акузативний характер языка.


    7. Лексика

    Лексика суахили богата заимствования, что связано как с интенсивными контактами говорящих суахили с другими народами, так и с колониальным прошлым этого региона. Как уже упоминалось, особенно во суахили арабизмив (до 40%), например, lugha, "язык", safari, "путешествие", saa, "час" или "часы", kufikiri, "думать", kitabu, "книга". Арабского происхождения и название языка - суахили. Для суахили также характерны многочисленные англицизмы , напр.: kompyuta, "компьютер", stampu, "почтовая марка", televisheni, "телевидение", penseli, "карандаш". Кроме того есть заимствования из португальского (meza, "стол", gereza, "тюрьма"), персидской (sheha, "вождь"), немецкой (shule, "школа"). Всего слова иностранного происхождения не подпадают под правила для удельных слов языков банту, так, например, заимствованные существительные не имеют типичных суффиксов для единственного и множественного числа.


    8. Исследование языка

    Язык суахили вошла в научный оборот сравнительно поздно - со второй половины XIX в., Когда были сделаны первые попытки описания ее грамматического строя. К концу XIX в. уже существовали первые практические грамматики и словари.

    В веке интерес к суахили существенно вырос. Сейчас суахили преподается и изучается почти во всех крупных университетах и ​​научно-исследовательских центрах Германии, Англии, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Китая, США и других стран. Африканские ученые также занимаются его исследованиями. В Танзании существует "Институт исследования суахили" при Дар-эс-Саламському университете, издает журнал научных работ по различным вопросам языка, литературы и культуры суахили.


    9. Суахили в популярной культуре

    Слово, ставшее международным - сафари - слово из языка суахили (в свою очередь заимствовано из арабского), что означает "путешествие", "поездка". Слова из суахили были использованы в именах главных героев диснеевского мультфильма "Король-лев". Например, Симба языке суахили - "лев", Рафика - "друг" (также арабское заимствование - - один), Пумба - "ленивый". Название известной песни из мультфильма - "Акуна Матата" (англ. Hakuna Matata) на суахили означает "нет проблем". В фантастическом фильме "Ангар 18" "язык пришельцев", который в фильме можно услышать из голосовой системы корабля, является отрывком текста из разговорника суахили, что был пропущен через голосовой преобразователь.

    В компьютерной игре Sid Meier"s Civilization IV на экране главного меню исполняется песня, текст которой является переводом "Отче наш" на суахили. Слово "Убунту" (человечность) стало названием популярной операционной системы.


    Примечания

    1. - wikisource.org / wiki / Baba_yetu
    2. Данные о формировании и развитие суахили по изданию: Лингвистический энциклопедический словарь, М. 1990, с. 493.
    3. Лингвистический энциклопедический словарь, там же.
    Вверх