Из какого дерева делают корабли на руси. Первые русские корабли. Различные классификации мачт

В этом материале я хочу охватить вопросы обработки древесины, ее распиловки и шлифовки, получения необходимых размеров для судомоделизма. Ниже дан перечень различных пород дерева, их характеристики и применяемости для постройки моделей кораблей. Используйте этот материал только как сборник советов, так как всегда есть исключения. Например, обычно дуб не рекомендуется для судомоделизма из-за его крупной структуры и пористой природы, однако я видел некоторые красивые модели, сделанные из дуба, который был тщательно отобран, чтобы избежать присущих ему недостатков. Я не претендую на 100% точность или полную подробность. Некоторые породы не были включены в обзор из-за недостатка информации или иных факторов.

При планировании модели корабля чрезвычайно важно определить породы дерева, которые будут использованы при ее постройке. Тут есть один критический аспект – наличие или доступность в продаже данных пород. Как повелось в судомоделизме, всегда был фаворитом самшит, вероятно, из-за своих выдающихся характеристик и использованию в старинных моделях парусников. Оригинальные Адмиралтейские модели являются своего рода шедеврами, и самшит очень подчеркивает их вид.

Однако в настоящее время действительно хороший европейский самшит очень трудно достать. Есть много других пород, которые выглядят столь же хорошо, как и самшит, и так же хорошо обрабатываются. Цвет, конечно, не всегда будет таким же, но почему он настолько необходим? Некоторые люди не любят желтоватый цвет самшита. Почему бы не попробовать местный клен, вишню, грушу, яблоню, кизил, и т.д.? Вы будете удивлены результатам.

Есть много источников для получения ценных пород дерева. Некоторые местные лесопилки используют вишню, орех, клен, липу, березу, сосну, дуб и красное дерево. Некоторые специализированные магазины продают более экзотические местные и импортные сорта дерева.

Абаши (Triplochiton scleroxylon) - очень светлая, бледная, соломенного цвета древесина, которая хорошо обрабатывается очень острыми инструментами и шлифуется. Торцы имеют тенденцию крошиться при резке. Структура грубая и содержит поры, которые быстро тупят инструмент. Видные, открытые поры обычно требуют заполнения.

Акация черная (Robinia pseudoacacia). Ранее использовалась для деревянных нагелей; хороша для ограждения. Твердая, плотная древесина, но слишком грубая для моделирования.

Атласное дерево (Fagara flava) Цвета от сливочного до золотого желтого. Имеет яркий, атласный блеск в отшлифованном состоянии. Прекрасная однородная структура, но волокна изменяются от прямых до волнистого состояния с образованием пятнистого эффекта. Хороша при токарной обработке, инкрустации, но редкая. Пыль может вызвать раздражение. Западноиндийское и флоридское атласное дерево лучше, чем цейлонское и восточно-индийское.

Бальза (Ochroma pyramidale) - как правило, гранулированная, с грубой текстурой, с цветом от белой до розовато-белой, является очень мягкой и легкой. При резке имеет тенденцию крошиться и не будет иметь ровный, острый край. Это не дает возможность гладкой шлифовки. Клеится хорошо. Хорошо режется острым инструментом и даже поддается под нажимом пальца. Эта порода занимает первую строчку в списке пород, которые "не используются", поскольку не годится даже в наибольших масштабах.

Применение: исключительно как наполнитель, применяется преимущественно для авиамоделей

Бамбук - подобное тростнику растение, включающее более чем 700 разновидностей, из которого получаются превосходные нагели методом дробления и протяжки. Используется для крепления планок или оснастки в виде гвоздиков диаметром 0,5мм или тоньше.

Применение: Каркас

Береза (Betula). Красная, белая и желтая береза одинаковы, если бы не цвет. Красная береза используется, чтобы сымитировать дуб в мелком масштабе. Желтая береза может использоваться как замена клена. Заболонь сливочно-белая, а сердцевина очень бледного коричневого цвета. Она имеет прямую текстуру, довольно прочная и гибка. Она упруга и имеет ровные края. Подходит для шпангоутов, киля и палуб. При работе необходим острый инструмент. Если не до конца выдержана, может деформироваться. Канадской и европейской березы нужно избегать из-за их склонности к скручиванию. Береза особо ценная в виде высококачественной авиационной фанеры. Идеал для зажимных приспособлений и шаблонов.

Применение: Каркас, палубные элементы, зажимные приспособления и шаблоны, обшивка корпуса

Бразильский клен (Balfourodendron riedelianum). Тяжелая, плотная лимонной окраски древесина из Бразилии и Аргентины. Прямая структура и высокая прочность. Не подходит для моделизма

Бук (Fagus americans) - белая или бледно-коричневая древесина с отличительным оттенком. Имеет прямую, но грубую текстуру со слабопористой, но хорошей структурой. Твердые и мягкие области мешают ей изгибаться. Влажность неблагоприятно влияет на это дерево. Кроме того, бук ломкий. Незначительная ценность для судомоделирования. Сердцевина и заболонь развиты по-разному, и поэтому не должны использоваться вместе.

Венге (Millettia) грубоволокнистая, тяжелая, с плотными прямыми волокнами древесина. Темный коричневый цвет с черными и светло-коричневыми полосами. Трудно обрабатывать. Не подходит для моделизма.

Вишня бразильская (Hymenaea courbaril) – красновато-коричневого цвета с текстурой, как у красного дерева. Хороша для механической и токарной обработки. Со временем имеет свойство темнеть.

Вишня черная (Prunus serotina) превосходная прочная, твердая и непористая древесина для моделизма. Лучше всего использовать вишню из государств центральной Америки. Имеет цвет от очень бледного к красновато-коричневому, который со временем усиливается. Когда она хорошо вылежанна, то не подвергается тресканию и деформации. Имеет прямую красивую шелковистую текстуру с легкой волной. Режется, обрабатывается и шлифуется хорошо, но будет гореть, если, к примеру, при распиловке используется тупая. Ее плотность и прочность делают ее подходящей для корпуса, обшивки, оснастки и оснащения палубы. Как правило, ломкая, так что с особой осторожностью следует подходить в изгибанию. Неплохой американский эквивалент самшиту, хотя не по цвету. Со временем цвет естественно темнеет. В масштабе хорошо имитирует тик. Красная ольха может использоваться как замена по внешности для черной вишни. Желтый тополь может использоваться как замена в текстуре для черной вишни.

Применение: Корпус, оснастка, обшивка, палубные элементы, рангоут и др.

Вяз (Ulums). Настоящий скальный вяз - один из лучших материалов для судомоделизма, но не путать с серым вязом. Древесина белая с длинной прямой текстурой. Прочный, имеет вязкую структуру, легко гнется. Вяз идеален для шпангоутов, киля, форштевня, книц и обшивки.

Граб (Carpinus caroliniana) является твёрдой породой дерева. Древесина от белой до легкого желто-коричневого цвета. Прочная, тяжелая и твердая, в отшлифованном состоянии очень гладкая. Имеет плотную, прекрасную структуру с редкими неравномерными волокнами. Хорош при токарной обработке, в том числе и в мелких масштабах. Превосходная замена самшиту, особенно когда цвет самшита нежелателен. Является чрезвычайно редким.

Применение: Оснащение

Груша плодовая (Pyrus communis) красивая, густоволокнистая древесина с выраженными порами. Подходит для изготовления мелких деталей, хорошо гнется и шлифуется. Хороша при токарной обработке. Режется с ровными аккуратными краями, но оказывает "затупляющее" воздействие на инструмент. Хорошо гнется под воздействием сухой высокой температуры или пара. Используется для обшивки, палуб, оснастки и оборудования, резьбы, блоков и юферсов. Превосходная древесина для моделирования, но относительно дефицитная. По цвету груша от сливочного до розовато-коричневого. Груша, как правило, однородна по цвету и может имитировать красное дерево по структуре, если немного затонировать и вскрыть лаком. Это обеспечивает хороший контраст в неокрашенных моделях.

Применение: Обшивка, оснащение, палубные элементы

Диера тонкоребристая (Dyuera costulata), произрастает в Малайзии, на Суматре и Борнео, с древесиной от сливочно-белой до ярко-соломенной, довольно мягкой и с красивой структурой. Используется как альтернатива желтой сосне. Имеет прочные, прямые волокна. Режется хорошо даже на мелкие детали с превосходным сохранением кромок с некоторой ворсистостью. Является плотной, но недостаточно прочна. Может использоваться для твердых корпусов и резьбы. Легкий вес делает ее подходящей для радиоуправляемых моделей. Но лучше выбрать липу, тополь или сахарную сосну.

Применение: Твердые корпуса

Дуб (Quercus) растет в больших количествах. Обычно не рекомендуется для судомоделизма из-за грубой структуры и заметных отметин. Очень плотная древесина, подходящая для внутреннего каркаса модели. Хорошо шлифуется. Красный (Quercus rubra) и белый дуб (Quercus alba) применимы для подставок моделей кораблей. Белый ясень может использоваться как замена для красного дуба.

Ель (Abies), включая ель Дугласа. Красно-желтая древесина, как и сосна, не рекомендуется для моделирования. Имеет грубую текстуру и чередующуюся твердую и мягкую структуру. Выделяет смолу.

Применение: Нет

Ель ситкская (Picea sitchensis) или Серебряная от сливочного-белого к бледно-желтому с небольшим розовым оттенком цвету. Имеет прекрасную, однородную структуру и прямые волокна в зависимости от возраста. Хорошо гнется, обрабатывается и шлифуется. Применяется для мачт и рей из-за длинных, прямых волокон и жесткости. Перед изготовлением мачт сначала расколите древесину по волокнам.

Применение: рангоут

Железное дерево - См. Граб.

Ива (Salix) бледная с красивой, почти невыраженной структурой. Легкая, но прочная. Легко обрабатывается и шлифуется. Рекомендована для радиоуправляемых моделей.

Камедное дерево красное (Liquidambar styraciflua) Цвет имеет от белого до золотого и упоминается иногда как ореховая сосна. Подобно груше, но немного более темное. Превосходно имитирует тик и красное дерево. Сердцевина от коричневого до красновато-коричневого цвета и часто называется атласным орехом. Имеет вязкую структуру, красивую и нерегулярную текстуру, яркий атласный блеск. Может использоваться для обшивки, палуб и оснастки. Превосходный материал для судомоделизма. Опилки могут использоваться как заполнитель.

Кедр испанский (Cedrela odorata). Легкий красноватый от темного коричневого цвета с текстурой, подобной красному дереву. Прочный, легкий и хорошо обрабатывается.

Кедр красный (Thujaplicata, западный; juniperus virginiana, восточный) - прямая текстура, не смолистая, прекрасно текстурированная ломкая мягкая древесина, изменяющаяся в цвете от бледного розовато-коричневого цвета до темного коричневого цвета со своеобразным ароматом. Обрабатывается и шлифуется легко. Для зажимов использовать только латунь или медь, так как слишком мягкая и волокнистая. Восточный красный кедр имеет аромат.

Кизил (Cornus florida) - чрезвычайно твердая, плотная древесина с густой и очень красивой текстурой. Немного сложна в обработке из-за вязкости и твердости. Обычно цвет сливочно-белый, но может быть и цвета от бледно-желтого до розовато-коричневого. Чрезвычайно гладкая в отшлифованном состоянии. Не тонируется, сложна в обработке, но можно изготовить очень тонкие детали. Горит при обработке тупыми фрезами. Замена самшиту, но не совсем доступная.

Применение: Оснастка, резьба, мелкие детали

Клен "птичий глаз" (Acer saccharum). Глазки придают этой древесине интересный эффект, делающий эту древесину обособленной, но не подходящий для естественного вида деталей модели.

Применение: Подставки

Клен, твердый или каменный (Acer saccharum) – тяжелая, с красивыми волокнами белая древесина, довольно доступная, прочная и одна из наиболее твердых материалов для судомоделизма. Отлично подходит для маленьких деталей. Его чрезвычайная твердость и случайная нерегулярная волокнистость делают работу непростой. Волокна изменяются от видимого с большого расстояния числа до прямолинейных. Цвет может быть от бледно-желтого к темно-медовому. Имеет высокую плотность, красивую структуру. Твердый и упругий. Легко обрабатывается вручную и хорошим инструментом. Хорошие гибкостные свойства, аккуратные кромки при резе и хорошо шлифуется. Подходит для токарных работ, шпангоутов, обшивки и палуб из-за цвета меда, отличных шлифовальных свойств, красивого внешнего вида. Может также использоваться для подставок. Мягкий, или серебряный, клен, а также красный клен не столь хороши для судомоделизма. Можно использовать для замены клена желтую березу.

Применение: Корпус, оснащение, палубные элементы, обшивка, зажимные приспособления и инструменты

Кокоболо (Dalbergia) - темная коричневая древесина с нерегулярной текстурой и средней красивой структурой. Хороша для юферсов, блоков и штаг-юферсов. Цвет изменяется от фиолетово-красного к желтому и становится глубоким оранжево-красным под воздействием воздуха и света.

Красное дерево (Sequoia sempervirens) красновато-коричневая древесина с открытыми порами. Очень мягкая и крошится при резке. Шлифуется хорошо. Если не защитить, сереет с возрастом. Не подходит для моделизма.

Красное дерево, Гондурас (Swietenia macrophylla) - с древесиной от средней до глубокой красно-коричневой, которая хорошо обрабатывается, хорошо шлифуется, но относительно ломкая. Явные и заметные волнистые волокна ограничивают его использование для судомоделиста. Тяжелее, чем сосна. Превосходный материал для деталей относительно больших моделей. Легкий вес, древесина со средней плотностью и с умеренной прочностью. Идеальна при использовании в комбинации с липой для полумоделей.

Красное дерево, Филиппины . Может использоваться как замена (по внешнему виду) для гондурасского красного дерева. Более мягкое, менее плотное и прочное, чем гондурасское красное дерево. Не рекомендовано для моделизма.

Лимон (Oxandra lanceolata). Цвет от бледного, сливочно-желтого до легкого коричневого. Твердая древесина с очень красивой структурной и прямой текстурой. Сердцевина темная. Хорошо обрабатывается, режется и вообще отлично подходит для деталей. Превосходный выбор для маленьких частей, мачт и рангоута. Непросто найти (ареал произрастания - Карибское море).

Применение: Оснастка, рангоут, обшивка

Липа (Tilia americans), также известная как американская липа (универсальная древесина резчиков по дереву). Европейские разновидности более твердые. Бледный, от почти белого к бледно-сливочному коричневому цвету, с прямой текстурой и прекрасной однородной структурой, которая делает ее идеальной, чтобы морением имитировать в масштабе другую древесину. Обладает довольно острым краем, но осыпается при сверлении и распиливании. Гнется относительно легко, лучше под воздействием пара, так как недостаточно прочна. Шлифуется хорошо, но поверхность требует лакирования. Липа - превосходная со всех сторон древесина, рекомендуемая для моделей с обшивкой по шпангоутам. Используется для постройки корпуса производителями наборов и моделистами, поскольку очень хорошо режется. Используется для корпусов-сэндвичей, составных шпангоутов, изогнутых шпангоутов, обшивки корпуса, настила и оснащения палуб. Необходима аккуратность, чтобы сохранить ровные грани. Не столь тяжела, как европейская липа и является хорошей заменой для сахарной сосны.

Применение: Остов корпуса, палубы.

Лиственница (Larix laricina). Цветом от бледного к средне-коричневому с явными годичными слоями. Твердая, жесткая древесина используется для обшивки моделей кораблей в больших масштабах. Не имеет значительного применения.

Маклюра (Maclura pomifera) - средне- и грубоволокнистая древесина с ярким от апельсинового к золотому желтому цвету, хорошо поддающаяся машинной обработке.

Ольха красная (Alnus rubra) легче, чем вишня, но почти такая же прочная. Приблизительно вдвое дешевле вишни. Красная ольха может использоваться как замена (по внешнему виду) вишни.

Орех (Juglans nigra). Американский черный орех имеет однородный темный фиолетово-коричневый цвет. Ровные, но грубые открытые волокна ограничивают применения в моделировании. Может использоваться для шпангоутов, киля и некоторой обшивки, если тщательно отобрана структура. Обрабатывается легко, является твердым, крепки и плотным. Не подвержен деформации или раскалыванию. Легко гнется при нагреве. Отлично шлифуется. При резке и резьбе ведет себя прекрасно, но не всегда удается получить прекрасную мелкую деталь. Для замены черного ореха можно использовать желтый тополь.

Орех бразильский (Phoebe porosa). От желтого до маслинового и даже шоколадно-коричневого цвета с ровной и красивой структурой. При механической обработке возможно раздражение.

Орех-пекан (Carya illinoensis) относится к семейству гикори, но имеет лучший цвет. Сердцевина от слабо- к среднебледному цвету. Заболонь сливочного цвета. Имеет густые и часто волнообразные волокна. По рабочим свойствам напоминает клен. Твердый и плотный, требует острых инструментов. Гнется хорошо и шлифуется до очень гладкой поверхности.

Орех серый калифорнийский (Juglans cinerea). Прямая текстура, по структуре грубая древесина коричневого цвета. Не подходит для моделизма из-за вида текстуры.

Падуб (Ilex opaca) Цвет от слоновой кости до серо-белого (иногда зеленоватого) с прямыми, густыми, очень красивыми волокнами. Иногда волокна неоднородны. Качественная древесина с красивой текстурой и красивым видом. Требует острых инструментов. Гнется хорошо из-за низкой жесткости и высокой прочности. Превосходный материал для моделизма, который непросто найти, но с которым хорошо работается. Хорошо клеится. Легко режется и имеет торцы лучше, чем большинство других пород. Довольно устойчив к скалыванию. Падуб может использоваться для корпуса, украшений, резьбы, блоков, мелких дельных вещей, оружия, и др. Есть определенные сложности в станочной обработке, но в шлифованном состоянии имеет отличную поверхность. На него влияет влага, поэтому храниться должен в соответствующей среде. Дорогой, поэтому желательно искать необходимого размера рейки и заготовки. Убедитесь, что цвет именно такой, как необходим для применения, так как он очень приметный, особенно в окружении более темных деталей.

Применение: Обшивка, оснастка, дельные вещи

Падук африканский (Plerocarpus) - необычная древесина для моделизма, но его красный цвет делает его пригодным в случаях, когда требуется красный цвет отделки. Однако цвет со временем будет стареть к глубокому оранжево-коричневому цвету. Имеет довольно красивую структуру, подобную структуре ореха. Многочисленные поры открыты, делая ее непригодной для больших деталей типа внутренней обшивки.

Палисандр боливийский (Machaerium acutifolium) твердая, тяжелая, с прекрасной текстурой и изменяющейся окраской древесина. Имеет глубокий от шоколадно-коричневого до фиолетово-черного цвет. Обрабатывается хорошо.

Палисандр гондурасский (Dalbergia stevensonii) твердая, тяжелая и плотная, от розового до фиолетово-коричневого цвета, древесина. Прямая структура.

Платан американский (Platanus occidentalis) имеет белые, твердые, густорасположенные волокна. Имеет среднюю структуру, умеренно легок и относительно прочен. Режется хорошо и с ровным краем. Требуются острые инструменты. Превосходен для обшивки, хорошо гнется, точится и принимает нужную форму. Широко используется в моделизме.

Платан английский относится к семейству кленовых и имеет сливочный цвет с прямыми, красивыми волокнами. Хорош при токарной обработке, режется и гнется легко. Не особенно рекомендуется для моделирования.

Самшит (Buxus sempervirens). Наиболее предпочтительны английский и европейский самшит. Это дерево и важно не перепутать с кустом самшита, типичным для США. Он достаточно дорог и редок. Прекрасная текстурированная древесина с сильным отличительным тусклым от сливочного к желтому цветом. Очень плотная, с почти отсутствующей текстурой. Используется на всех этапах судомоделизма, включая токарную обработку, каркас, обшивку, резьбу, оснащение палубы, художественное оформления, блоки, юфресы, нагеля и утки. Самшит относительно трудно резать, даже очень острым инструментом, но усилия стоят того. Отличная древесина для судомоделирования, поскольку сохраняет острые грани даже на мелких деталях.

Самшит, Южная Америка (Gossypiospermum praecox, Brazil) - не связанный ботанически с европейским самшитом, но имеет подобные свойства и на 20 % легче. Цветом от белого к лимонному и желто-коричневому, с прямой, компактной и однородной текстурой и структурой. Хорош при токарной обработке и шлифовке, однако не так поддается резке, как европейский самшит. Достаточно твердый и имеет свойство хорошо гнуться под воздействием высокой температуры. В амиаке может изменить цвет. Самшит из других мест, кроме Европы, нужно использовать с осторожностью, так как его качество и применяемость ограничены.

Применение: Корпус, мелкие детали, обшивка, палубные элементы, рангоут и любое другое применение, включая зажимные приспособления и инструменты.

Сосна белая (Pinus strobus). Восточная белая сосна, иногда называемая желтой сосной и сахарной сосной (pinus lambertiana) - лучшие из соснового семейства. Желтая сосна заменяет диеру из-за большей доступности. В настоящее время желтая сосна бывает очень разной по качеству. Древесина быстрорастущих деревьев по волокнистости и структуре нежелательным для моделизма. Сосна хорошего качества обычно от бледно-желтого до слабо-коричневого цвета с красивой однородной структурой и прямыми волокнами. Легко обрабатывается и шлифуется, имеет низкую усушку. Хороша для цельных корпусов и шаблонов. Не путать с сосной желтой, иногда называемой западной желтой сосной, которая используется как строительный материал. Другие сосны, кроме восточной белой и сахарной, также не применяются в моделизме.

Применение: Цельные корпуса

Тик (Tectona grandis) - легкая, золото-коричневая древесина с темными полосами. Волокна грубые и масляные, в следствии чего тик практически не применяется в моделизме. Абразивная характеристика сказывается на инструментах. Подходит для мачт из-за прямых, жестких волокон.

Тис (Taxus baccata) почти столь же тверд, как дуб, с красно-коричневыми цветными и довольно отчетливыми годичными слоями. Структура красивая с прямыми волокнами. Плохо гнется.

Тополь желтый (Liriodendron tulipifera), также называется тюльпановым тополем, цветом от светло-сливочного в заболони до бледно- коричневого цвета и слегка зеленого в сердцевине. Сердцевина более прочная, легче режется и предпочтительнее заболони. Прямые волокна с красивой однородной структурой. Требуется хорошие шлифовки. Не очень легко гнется, но при резке сохраняет ровные края. Более твердая и прочная, чем липа. Хороша для шпангоутов и цельных корпусов. Хорошая замена для более дорогой древесины. Желтый тополь может использоваться как замена внешнего вида черного ореха и черной вишни. Тополь - одна из самых распространенных пород дерева в Северной Америке и используется для кабинетов и фурнитуры для мебели.

Хурма (Diospyros virginiana). Ее также называют белым черным деревом. Цвет изменяется от серебристо-серого до сливочного или даже до легко-коричневый цвета со случайными темными полосами. Темная древесина ограничена маленьким ядром сердцевины. Быстро окисляется и принимает темный оттенок. Структура напоминает дуб. Исключительно прочная и твердая, но подвержена влажности. Не годится для обшивки или структурной работы, но неплоха в резьбе. При шлифовке можно достигнуть чрезвычайно гладкой поверхности. Очень быстро тупит инструменты.

Черное (эбеновое) дерево (Diospyros ebenum) - прекрасная текстура, очень тяжелое, цвет от темно-коричневого до черного как уголь. Требует очень острых инструментов. При шлифовке мелкая черная пыль может окрасить другие материалы. Сложное в обработке, но хорошо шлифуется. Применение ограничено, так как черное дерево ломкое. Хорошо гнется под воздействием высокой температуры и пара, но распадается в аммиаке. Может использоваться для планширей, оснастки палубы, ограждения и обшивки фальшборта, где необходимы черные полосы, для имитации железа. Нагеля имитируют железные шипы. Очень дорогой и, как правило, короткие по длине бруски.

Применение: Обшивка, оснастка

Яблоня и дикая яблоня (Malus) изменяются в цвете от легкой сливочной заболони до бледно (к средне-розоватому) коричневому цвету сердцевины. Более темную древесину сложно найти больших размеров. Она тяжелая, хрупкая и имеет красивую, плотную структуру, легко сгибается, сопротивляется сколу. Хорошо подходит для резьбы и токарных работ, поскольку довольно твердая и гибкая. Отлично подходит для согнутых или составных шпангоутов, оснащения палубы, блоков и юферсов. Для нее требуется хорошая полировка. Поддается морению. В общем, одна из самых желательных пород для судомоделизма, однако следует избегать сучков и кривых участков.

Применение: каркас, обшивка, такелаж

Ясень (Fraxinus) древесина от сливочно-белой к коричневому. Длинные, прямолинейные волокна делают ее пригодной для шпангоутов и досок обшивки. Некоторые отрезы имеют грубую структуру. Легко гнется под паром или нагревом, но может принять волнообразную форму. Белый ясень может использоваться как замена (по внешнему виду) красного дуба.

Ясень горный (Sorbus americans). Плотная, твердая древесина, которая хороша при токарной обработке, для резьбы и шлифования. Быстро тупит инструменты.

Применение различных пород дерева

Обшивка : Яблоня, липа, вишня, вяз, падуб, лиственница, клен, груша, платан.

Шпангоуты : Яблоня, ясень, липа, береза, вишня, вяз, падуб, клен, груша.

Изогнутые шпангоуты : Яблоня, ясень, липа, вяз, падуб.

Мачты и рангоут : Береза, груша, сосна, ель и тик.

Оснащение палубы : Яблоня, липа, вишня, падуб, клен, груша, платан.

Блоки и юферсы : Яблоня, бук, падуб, гваяковое дерево, груша.

Цельные корпуса : Липа, кедр, диера, сосна (сахарная и белая), тополь.

Палубные надстройки : Яблоня, липа, береза, вишня, клен, красное дерево, груша, тополь, орех.

Деревянные нагели : Яблоня, бамбук, береза, вишня, падуб, клен, груша.

Резьба : Яблоня, вишня, кизил, падуб, диера, груша, хурма.

Токарные работы : Яблоня, вишня, кизил, падуб, груша, клен, тополь.


Литература

1. A Ship Modelmaker"s Manual, John Bowen, Conway Maritime Press Ltd., Chrysalis Books, 9 Blenheim Court, Brewery Road, London, N7 9NT.
2. Nautical Research Journal, Nautical Research Guild, 6413 Dahlonega Road, Bethesda, Maryland 20816. NOTE: There is a new address on this web site for the NRG
3. Scale Model Sailing Ships, John Bowen, Conway Maritime Press.
4. Ship Modelling Hints & Tips, J.H. Craine, Conway Maritime Press.
5. Ship Modeler"s Shop Notes, Nautical Research Guild.
6. The Fife Rail, Nautical Research and Model Ship Society, 620 Saddle Road, Wheaton, Illinois 60187.
7. The Main Wale, Great Lakes Society of Model Shipwrights, 2118 Belle Avenue, Cleveland, Ohio 44107.
8. Woodcraft, woodworker"s supply catalog, Web Site: http://www.woodcraft.com/
9. Wood Magazine, Better Homes and Gardens, 1716 Locust Street, Des Moines, Iowa 50336
10. Notes from Joe McCleary (former NRG Director) from presentation at the Second Nautical Research Guild/The Mariners" Museum Symposium, April 1999

из какого дерева делали корабли? и получил лучший ответ

Ответ от Лунная соната[гуру]
Из той породы которая была доступна в данном регионе.
Одной из ранних разновидностей египетских кораблей, появившихся около 5 тысяч лет до н. э. , была барка. Она известна современным ученым по нескольким моделям, установленным в древних храмах. Поскольку Египет очень беден лесом, для строительства первых кораблей широко применялся папирус. Особенности этого материала определили конструкцию и форму древнеегипетских судов. Это была серповидная, связанная из пучков папируса ладья с изогнутыми кверху носом и кормой. Для предания кораблю прочности корпус стягивался тросами. Позже, когда наладилась регулярная торговля с финикийцами и в Египет начал поступать в большом количестве ливанский кедр, дерево стало широко применяться при кораблестроении.


Раньше целиком из дуба строили даже самые большие корабли. Прочность и долговечность дубовых корпусов поразительна. Со дна Стокгольмской бухты удалось поднять 64 - пушечный фрегат "Ваза", затонувший здесь, кстати сказать - от потери остойчивости при шквале, в августе 1628 г. ! Пролежавший на дне 333 года дубовый корпус сохранился так хорошо, что корабль превратили в музей. В Центральном военно- морском музее в Ленинграде можно увидеть выдолбленный из дубового ствола челн, который раз в десять "старше". Русские корабли строились не из мореного дуба, а из лиственницы, она была тяжелой, сравнительно мягкой, но не гнила и служила в 10 раз дольше, чем дуб.
Из других лиственных пород и сейчас традиционно в судостроении используют вяз и ясень; их древесина имеет такую же прочность, как и древесина дуба. На верфях спортивного судостроения применяют легкую и очень красивую древесину красного дерева - мэхогони, привозимую из Африки и Южной Америки. С обшивкой из красного дерева строят яхты высшего качества, причем их надводную часть обычно не окрашивают, а только покрывают лаком. Древесина мэхогони коричневато - красного или бурого цвета; она почти не намокает, очень устойчива против гниения, почти не коробится и не растрескивается.
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: из какого дерева делали корабли?

Ответ от Алина [гуру]
тис. (красное дерево и не гниёт)


Ответ от Maks aka Huny [гуру]
В старину корабли делали из дуба


Ответ от Charm [активный]
Красное дерево


Ответ от Алексей Валяев [гуру]
из тика


Ответ от Ёибиряк [гуру]
А про сосну забыли!
В кораблестроении употреблялись три сорта Корабельной сосны:
1. Жёлтая сосна. Вследствие своей лёгкости прочности, крепости и упругости шла главным образом на части рангоута.
2. Красная (рудовая) сосна. Употреблялась на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил, внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты.
3. Белая сосна (мендовая) . Употреблялась на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости, на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы.. .
Ну, и конечно, Корабельная сосна шла на МАЧТЫ!


Ответ от Иван Тормашев [новичек]
из красного дерева дуба и сосны


Ответ от Варвара Барбашова [активный]
В кораблестроении употреблялся преимущественно дуб, растущий в западных губерниях России и дуб итальянский (адриатический) . Как самое прочное и крепкое дерево, дуб служил для основных частей корпуса судна: киля, штевней, шпангоутов, привальных брусьев, ватервейсов, бинсом и т. д. ; для погибистых частей шел дуб итальянский, который доставлялся преимущественно в кривых кряжах. Вследствие присутствия в древесине дубильной кислоты железное крепление в дубе скоро ржавело и разъедалось, поэтому в деревянных судах дубовые части крепились медными или цинкованными болтами; в железном же судостроении он употребляется в основном лишь на поделки внутри судна; на ватервейсы в батарейных и жилых палубах, на подушки и пяртнерсы вокруг мачт при деревянных мачтах; на фундаменты предметов, устанавливаемых на палубах, начиная с батарейной и ниже; на карнизы и пороги каютных переборок, рундуков и различных других помещений; на трапы ниже жилой палубы; на выделку анкерштоков (исключительно дуб западных губерний) .
Тик растет в Индии (на Малабарском и Мульмейском берегах) , юго-восточной Азии и на островах Яве и Цейлоне. Прочность и крепость такая же, как и дуба; недостаток его - подвергается червоточине. Дубильной кислоты в себе не содержит, потому употребляется вместо дуба на внешних частях корпуса железных судов: на деревянные кили, ватервейсы верхней палубы, наружные буртики; на подушки по наружному борту; на настилку под орудиями, шпилями, битеньгами и стопорами цепных канатов; на пяртнерсы железных мачт во всех палубах, на сходные трапы верхней палубы и проч. В Англии тик употребляется для подкладки за броней.
Сосна. В кораблестроении употребляются три сорта: 1) желтая сосна, растущая в средней части России. Вследствие своей легкости прочности, крепости и упругости идет главным образом на части рангоута. 2) Красная (рудовая) сосна употребляется на деревянную обшивку, как деревянных, так и железных судов, на палубный настил (кроме мест, показанных выше, см. Тик и Дуб) , внутреннюю обшивку бортов и трюмных отделений, каютные щиты и т. д. 3) Белая сосна (мендовая) растет на местах болотистых и заливаемых водой. Употребляется на временные работы, не требующие особенной прочности и крепости; на временные леса, рыбины, шергеня, шаблоны, подставы и т. п.
Лиственница крепость большая, чем у сосны; не подвергается червоточине, долго сохраняется от гниения и возгорается труднее других пород. В деревянных судах заменяла иногда дуб в прямых частях корпуса судна: киле, киллоне, бимсах и т. д. В броненосных судах употребляется для подкладки за броней; затем служит для поделок внутри судна: ватервейсов, платформ, внутренней обшивки бортов и трюмных помещений, для стапель-блоков и т. п.
Ель легче сосны и имеет меньшую крепость. Употребляется для обшивки речных судов и на различные принадлежности шлюпок: весла, шесты, мачты и т. д.
Красное дерево растет в Вест-Индии (испанское красное дерево) и Центральной Америке (гондурасское красное дерево) . Второе более крепкое, первое более красивое. Употребляется для поделок на верхней палубе: комингсы люков, рамы светлых люков, сходные и парадные трапы, сходные рубки и на отделку столярства и мебели в офицерских каютах. При постройке шлюпок употребляется для отделки шлюпок императорских яхт и на обшивку минных катеров.
Акация - растет в южной России и Северной Америке. Употребляется преимущественно для производства нагелей, для крепления деревянной обшивки.
Ясень - растет в Европе и северной Азии; отличается гибкостью и упругостью, но непрочен. Употребляется при постройке шлюпок на внутреннюю отделку (банки, заспинники, решетки, планширы, пиллерсы) , на весла, флагштоки, тентовые стойки и т. п.) ; на каютные и столярные работы.
На внутреннюю же отделку судов, кроме поименованных, идут самые разнооб


Среди всего прочего там есть такие фотографии


Хочу сказать честно - это не сушка леса, это сушка дров.
Вообще, первыми о сушке леса перед постройкой кораблей задумались испанцы. До освоения Нового Света леса у них было мало, а флот даже для перевозки награбленного из Америки требовался большой. Первые ордонансы по сушке издал еще Филипп II, дерево должно было складироваться под крышами, и лежать минимум два года, причем раз в год дерево перебиралось и переворачивалось.
Эта мера потом сыграла с испанцами злую шутку, ибо Голландия, строя корабли из сырого леса, смогла просто задавить противника количеством.
Примерно с времен Карла I проблема с лесом возникла и в Англии. Голландия, как самая скупая нация в мире, по окончании войны так же задумалась о том, как продлить жизнь кораблей. Задумались об этом и Франция времен Кольбера, и Россия позднего Петра I.
Какие меры только не предпринимали! Среди них были и экзотические - например, топить бревна в навозе, который сохраняет довольно долгое время тепло, чтобы высушить дерево. Варить в слабом растворе соли. Сушить комели над углями. Всего не перечислишь.
К середине XVIII века сошлись на объединении английского и голландского методов.
Итак, деревья рубили в октябре или марте. Предварительно, примерно за 2 недели у корневища снимали кору, чтобы из земли перестали поступать соки, и дерево немного подсохло.
Далее дерево топили, привязав к нему груз, в проточной воде, чтобы не получилось такого:

и оставляли на полгода. Правда проточная вода вымывая древесный сок снижала прочность и эластичность, но зато дерево становилось более однородным и более пригодным для сушки.
Далее дерево лишали коры и выкладывали на сушку.
Существовали два типа выкладки.
Английский:

Голландский


Каждый имел свои плюсы и свои минусы.
При выкладке в английском варианте бревно меньше деформировалось во время сушки.
При выкладке в голландском варианте бревно получалось более сухим, особенно если почва для выкладки была песчаная. Очень часто так же голландцы делали выкладку на пожарищах, особенно торфяниках, ибо жар и уголь помогают эффективно убрать влагу из дерева.
Каждые три месяца бревна перекладывались, чтобы сушиться более равномерно.
Весь процесс сушки в Голландии занимал 2 года, в Англии - 5 лет. При этом по крепости и прочности бревно было примерно одинаковым.
При постройке набора корабля учитывали следующее - дереву надо усесться, поэтому собранный киль и шпангоуты оставляли примерно на полгода для дополнительной сушки и усадки.
Что касается мачтового дерева и мачт.
Их замачивали в соляном растворе, и возили в нем.
Употребление мачтового дерева планировалось примерно за год, комели вытаскивали из соляного раствора, снимали кору, шкурили, обрабатывали морилкой и дегтем и ставили на сушку.

Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.

Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут - опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.

Впервые челн-однодеревку на берегу Ладожского озера нашла в 1878-1882 гг. экспедиция А. А. Иностраицева. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м, огромен - около 4,5 тысячи лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Видоизмененные челны с обшивкой и больших размеров - насады - плавали в русских водах вплоть до конца XV в. Позже их вытеснили наборные корабли.

Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное - ее грузоподъемность. Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком. Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.

В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов. В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.

В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу - потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно. Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.

Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в. поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.

Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом. Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище. С их помощью карбас легко передвигался по льду.

В дальних морских скитаниях поморы использовали коч - однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты. Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым. На корме этого судна делали казенку - небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии - холщовый. Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.

Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом. Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.

Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах, считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза. В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
«Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцовой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В переднем обитала команда, в среднем размещался грузовой трюм, а кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Первый «корабль» из гибких прутьев, обшитый корой, а затем кожей, предназначался для небольших путешествий и, по мнению ученых, издревле был знаком восточным славянам. На смену плетеной корзине быстро приходит более удобный для плавания челн-однодеревка. На Руси его строили так. Срубленному огромному дереву, чаще всего осине, дубу или липе, придавалась вытянутая форма. Чтобы окончательно скорректировать обводы судна, получившуюся колоду распаривали и «разделывали» кольями.

Иногда сердцевину колоды предварительно стесывали на треть толщины. Существовал и другой способ изготовления колоды. Корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно, год за годом, вбивая в нее клинья и распорки так, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали, а излишняя древесина выжигалась или выдалбливалась.

Изнутри колоду заливали водой и держали ее в таком состоянии примерно неделю. После «водных процедур» вдоль колоды раскладывали огонь. Дерево упревало, становилось гибким. Теперь внутрь корпуса уже можно было вставить так называемые опруги - примитивные облегченные шпангоуты. Основу опруги составляла кокорда - обтесанный еловый кряж, имевший природную кривизну. На кропотливую работу над корпусом челна иногда уходило до пяти лет!

Первый русский челн-однодеревка был найден в 1878-1882 гг. экспедицией А.А. Иностранцева на берегу Ладожского озера. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5м и шириной 0,86м, огромен - около четырех с половиной тысяч лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Находки археологов подтверждают, что и в новое время предки россиян продолжали строить челны «по старинке», правда, как минимум вдвое увеличив их размеры. Шпангоуты, получившие право на жизнь лишь в X в., позволили нарастить борта челна обшивкой, а значит, сделать его вместительнее. Русский челн, обшитый вгладь досками, которые были посажены на шипы, стал называться насадой. Старинная насада плавала в русских водах аж до конца XV в., пока окончательно не была вытеснена наборными кораблями.

Челн-однодеревка

Обшивка вгладь - способ обшивки деревянных судов, при котором стыки между досками были гладкими.

Третьим по времени типом судна Древней Руси была «набойная лодья» - преемница челна, созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов. По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта. К бортам крепились стойки, а к ним, в свою очередь, прибивалось несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры ладьи, и главное - ее грузоподъемность и остойчивость. Легкое судно длиной не более двадцати метров могло взять на борт ни много ни мало 15 тонн груза. После достройки «набойные лодьи» снаряжались веслами (для гребли и рулевыми), якорями, мачтой с небольшим прямым парусом и простым такелажем. Пороги Днепра, через которые ладьи перетаскивались волоком, не позволяли мастерам-корабелам ощутимо увеличить длину этих судов. Несмотря на это ладьи русских, вдоль и поперек бороздившие воды Черного моря, были отлично приспособлены для далеких плаваний.

Русская ладья

В IX в. русские торговцы становятся частыми гостями на Константинопольском рынке. Законы конкуренции, судя по всему, действовали и тогда. Весной 860г. в Константинополе были схвачены несколько русских купцов. История с заложниками быстро получила дальнейшее развитие. Собрав мощную флотилию из 250 различных кораблей, русские немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: шли долгие годы, а торговля русских купцов с Востоком и Западом оставалась беспошлинной.

В набиравшей силу Киевской Руси XII в. повсеместное распространение получают крупные палубные ладьи. В отличие от других типов славянских судов они имели сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. На одинаково заостренных оконечностях находилось по рулевому веслу - потеси, что позволяло, не разворачивая ладьи, быстро изменить ее курс. В древних летописях русское судно такого типа именовалось не только «лодьей», но и кораблем, скедией, наседой. Конечно, двадцать метров в длину, три в ширину и сорок человек команды - совсем немного для корабля, и все-таки это был настоящий корабль.Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвигается «Господин Великий Новгород». И неудивительно: именно через него проходил славный путь «из варяг в греки» (из

Балтийских вод по системе рек в Черное - арабы называли его Русским - море). Мета и Тверца связывали великий город с Волгой и Каспием, Шелонь - с Псковом, а Свирь и водные пути Онежского озера - с северо-восточными странами. В середине XI в., когда государство Ярослава Мудрого распалось на враждовавшие между собой княжества, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. С этого момента новгородское судостроение начинает развиваться самостоятельно, независимо от Киева.

Новгородское судно

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота, хотя славяне и не отличались агрессивностью, свойственной многим северным народам. Так, на протяжении всего X в. военные действия славян на море заняли в общей сложности не более 9-10 лет. Но вот в середине XII столетия шведскому королю Эрику, завоевавшему Финляндию, удается проникнуть в устье Волхова и осадить город Ладогу.

Недолго продолжались бесчинства захватчиков. Князь Святослав с подоспевшей морской дружиной разбил шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. Впоследствии новгородцы жестоко отомстили чужакам за этот дерзкий набег. Через проток Стокзунд, у которого позднее вырос Стокгольм, они, войдя в озеро Меллар, напали на богатый прибрежный город Сигтуну. Знаменитый сигтунский трофей - роскошные бронзовые ворота - и сегодня стоят в Новгороде, у юго-западного фасада Софийского собора.

Кочмара

Новгородцы, долгое время державшие в руках ключевые выходы к Белому морю, вынуждены были плавать в экстремальных условиях, защищая от соперников свои морские пути и промыслы. Постепенно формируется новый тип сколоченных из досок судов, удобных к перемещению волоком из одной реки в другую. Ими стали плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Молва о речных ушкуях пошла с XIII в., когда новгородская вольница начала баловаться частыми набегами на соседей-славян.

Это были легкие мелкосидящие гребные плоскодонки, способные вместить до 30 воинов. Морской ушкуй длиной до 14 метров строился более основательно. Набор и обшивка судна выполнялись из прочной сосновой древесины. Брусковый киль корабелы вытесывали из одного ствола дерева. Судно имело штевни - прямые вертикальные или с небольшим уклоном наружу (форштевень был выше ахтерштевня). Шпангоуты составлялись из двух-трех ветвей, стесанных по плоскости прилегания к обшивке. В носу и корме переборками были выгорожены трюмы с люками, где хранилось продовольствие и ценная кладь. Средняя часть ушкуя оставлялась открытой для гребцов.

Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей.

Поморский карбас

Прямой парус - парус, который при помощи реев укреплен поперек судна.

Косой парус - парус, который крепится вдоль судна.

Постепенно поморы становятся такими же хозяевами Балтики, как и норманны. Начиная с XII в. поморы, промышлявшие песцами, доходили до Груманта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии. Суровый Север диктовал корабелам свои условия, и поморы начинают строить новые, не похожие на другие, суда: осиновки, раныпины, кочмары, шняки. У рыбацких шняков не было общей палубы. К носу от поперечной переборки ставилась мачта высотой около 6м с прямым или шпринтовым парусом.

Самые большие (около 12м) шняки несли на корме низкую вторую мачту с гафельным парусом. Судно оснащалось навесным рулем с длинным румпелем. Быстрые лодки-осиновки, снаряжаемые экипажем шняков, перевозили богатый улов на побережье. Наибольшей популярностью среди мелких судов пользовались парусно-гребные карбасы. Карбас мог иметь палубу, а мог и обходиться без нее, но обязательным атрибутом этого судна всегда оставались полозья, крепившиеся по обеим сторонам днища параллельно килю. С помощью полозьев корабль легко передвигался по льду.

В изобретении ветромета, старинного прибора для определения курса корабля, историки отдают пальму первенства поморам. Устройство ветромета было несложным: в деревянный диск вставлялись стержни - один в середине и 32 по окружности. Главные румбы назывались сродни четырем сторонам света. Пеленгуя ветрометом специально установленные на берегу знаки, поморы определяли курс судна. При отсутствии ориентиров курс устанавливали в полдень по солнцу, а ночью - по Полярной звезде.

Коч поморский

Шпринтовый парус - четырехугольный парус, растягиваемый по диагонали реем - шпринтовом.

Гафельный парус - косой парус, крепившийся к гафелю.

ли варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна имела округлую форму, нос и корма были несколько приподняты. Благодаря обтекаемой форме, коч, попавший в ледяные тиски, как бы «выдавливался» на поверхность, оставаясь при этом невредимым. Якорь поднимался с помощью ворота, установленного на палубе. В корме устраивали казенку - маленькую каюту для капитана и приказчика. Команда судна, состоявшая всего из 10- 15 человек, не считая промысловиков, размещалась в трюме. Незамысловатое парусное вооружение включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кож, а затем - холщовый. Весла, парус и попутный ветер позволяли кочу достичь скорости 6-7 узлов. Для связи с берегом на кочах всегда имелись одна-две небольшие лодки.

Поморское судно

Поморские кочи, много веков остававшиеся «в строю», заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда, в XVIII в. окончательно покорившие водное пространство вдоль северных берегов Европы и Азии, стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре I. Значительную роль сыграли они и в географических открытиях XVI-XVII вв. (вспомним хотя бы СИ. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи).

Но самым быстрым судном, плававшим на дальние расстояния в северных водах, специалисты считают морскую (в летописях XIII в. «заморскую») ладью, вооруженную тремя мачтами. Первые две из них несли прямые рейковые паруса, а последняя - гафельный. Попутный ветер, надувавший почти полтысячи кв. метров парусного снаряжения морской ладьи, заставлял ее проходить до 300 км в сутки. При этом она могла унести на себе до 200 тонн груза. (Кстати, по водоизмещению и грузоподъемности славянские морские ладьи значительно превосходили другие северные суда. Так, «Сан-Антонио» знаменитого Ф. Магеллана мог принять на борт всего 120 тонн.)

В длину ладья достигала 18-25м, а в ширину - 5-8м. «Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцевой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В носовом отсеке обитала команда. Здесь же стояла кирпичная печь для приготовления пищи. Кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого. Посредине между носом и кормой размещался грузовой трюм. Набор корпуса крепился нагелями или гвоздями, после чего обшивался досками вгладь.

Ладья поморская

Транцевая корма - корма в виде плоского среза.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей - семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминающая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта - со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля. Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

Вверх