Гришка отрепьев. Галич костромской история

Григорий (Юрий) Богданович Отрепьев родился в конце XVI века. Время его появления на свет известно лишь приблизительно – по мнению историков, это 1580-й год. Считается, что именно Отрепьев был самозванным царём Лжедмитрием Первым. Так полагал Николай Карамзин (1766 – 1826), автор фундаментальной «Истории государства Российского». Александр Пушкин и Алексей Толстой (писатель, поэт и драматург середины XIX века) придерживались той же точки зрения и отразили её в своём творчестве. Советский и российский учёный-историк Руслан Скрынников (1931 – 2009) также утверждал, что Лжедмитрий I – это и есть Григорий Отрепьев.

Профессор Николай Костомаров (1817 – 1885) оспаривал мнение об идентичности Отрепьева и самозванца. Василий Ключевский и Сергей Платонов полагали, что за давностью лет установить истину уже практически невозможно. Платонов осторожно высказывал мнение, что воспользовавшийся поддержкой поляков Лжедмитрий I был на самом деле плодом антигодуновских интриг, «заквашенных в самой Москве».

Так или иначе, но наиболее распространено предположение, что Лжедмитрий Первый – это беглый монах Григорий Отрепьев.

Юность будущего самозванца

Настоящая фамилия предков авантюриста –Нелидовы. Род не принадлежал к числу богатых и знатных. Богдан Нелидов, отец Григория, владел имением в Галиче (современная Костромская область) площадью примерно 40 гектаров. Служил стрельцом в чине сотника, получал жалование –
14 рублей.

У Богдана Нелидова росло два сына – Юрий (Григорий) и Василий. К сожалению, их отец пристрастился к «зелёному змию» и погиб в кабацкой драке. Поэтому мальчиков воспитывала мать.

Первенец Юрий проявил недюжинную тягу к наукам и целеустремлённость. Ему удалось попасть в Москву, где он служил дяде и неполному тёзке будущего основателя царской династии – Михаилу Никитичу Романову. Это была знатная боярская династия.

Карьера юноши шла успешно, пока конкуренты не стали интриговать против представителей «романовского кружка». В то смутное время интриги для их объекта заканчивались обычно печально. Юрий сбежал в монастырь Железный Борок, принял монашество (это произошло в 1601 г.) и получил иноческое имя Григорий, под которым и вошёл в историю.

Монастырская жизнь показалась скучной и бесперспективной способному и амбициозному юноше, поэтому он часто переходил из одной обители в другую. В итоге дед будущего правителя Руси Михаила Фёдоровича Никита Захарьин помог ему попасть в кремлёвский Чудов монастырь, считавшийся в то время средоточием богословских и научных знаний. Позднее в стенах обители крестили царей Алексея Михайловича и Петра Алексеевича (Петра Первого).

Образованный монах был на хорошем счету у архимандрита Пафнутия, который восхитился составленной им «Похвалой московским чудотворцам». Так скромный инок превратился в «крестового дьяка» – переписчика книг (книгопечатание с трудом приживалось на Руси и в монастырях книги по старинке переписывали вручную).

Рождение заговора

Считается, что именно тогда в душе авантюриста поселилась мечта завоевать царский трон. Такого мнения придерживалось окружение Бориса Годунова, которому пришлось бороться с самозванцем в 1604 году.

Чудовские монахи на допросах утверждали, что Григория чрезвычайно интересовали подробности убийства несчастного царевича Дмитрия (сына Ивана Васильевича) в Угличе 15 мая 1591 года. Также он усиленно изучал придворный этикет и исторические хроники.

Митрополит ростовский Иона даже донёс Борису Годунову, что монах Гришка хвастался другим инокам, что обязательно займёт русский престол. Годунов якобы собирался сослать зарвавшегося «чернеца Гришку» в Кириллов монастырь – подальше от столицы, на север России.

Но судьба улыбнулась опальному монаху – дьяки Смирной-Васильев и Семён Ефимьев не спешили исполнять царский приказ. Григория кто-то успел предупредить о грозящей ему ссылке, и он сбежал в родной Галич, а потом в Муром. Там беглец ненадолго поселился в Борисоглебском монастыре, который покинул на подаренном настоятелем коне. Пройдя всю Россию, опальный инок попадает в Речь Посполитую, где представляется чудом выжившим царевичем Дмитрием.

Историки полагают, что в то же время происходил разгром «романовского кружка». Возможно, у Гришки Отрепьева имелся сильный покровитель, потому юноша и смог спастись от ареста и выиграть время для побега. Считается, что помощником будущего Лжедмитрия был дьяк по имени Василий Щелкалов, также попавший в немилость к Борису Годунову.

Польская шляхта, искавшая любые предлоги, чтобы насолить восточному соседу, с восторгом встретила нежданный подарок судьбы. Отрепьев стал желанным гостем на великосветских приёмах в Варшаве, его принимали в королевском дворце и замках вельможных панов.

Современники отмечали с одной стороны нескладность царевича Дмитрия (одна рука его была короче другой, большая голова с рыжей шевелюрой сидела на короткой «бычьей» шее, на лице выделялись крупные бородавки), а с другой – его превосходное образование, живой ум, сексуальную неутомимость, физическую силу, умение прекрасно ездить верхом, что для русских было не характерно. Некоторые западные историки приписывали Лжедмитрию польское, шведское и даже португальское происхождение, но оснований этому нет никаких.

Завоевание московского престола

Настал 1604 год. Лжедмитрий Первый перешёл границу России вместе с поляками и бросил вызов царю Борису. Причём окружение Годунова прекрасно знало и официально заявляло, что «царевич» – самозванец, сбежавший монах по имени Гришка Отрепьев. Расстриге даже объявили анафему.

Позже сторонники сына Бориса Годунова – Фёдора (погибшего в 1605 году во время «зачистки» родственников прежнего царя), внесли в текст присяги обязательство не признавать царём Гришку – того, кто именует себя Дмитрием» (на ум сразу же приходит современное «человек, похожий на…»). Такая формулировка укрепила скептически настроенный народ во мнении, что перед ними не беглый монах, а действительно выживший царевич. Как известно, чем больше нас в чём-то уверяет пропаганда непопулярной власти, тем больше мы уверены, что дело обстоит с точностью до наоборот. Это и помогло самозванцу занять московский трон в качестве сына покойного Ивана Грозного.

Отлучение от церкви не опечалило проходимца. Он нашёл человека, который согласился прилюдно называть себя Григорием Отрепьевым, а Лжедмитрия-Гришку – подлинным царевичем. Эту роль сыграл другой беглый монах по имени Леонид. Хотя его называли старцем, истинный возраст сообщника Гришки неизвестен. Ведь в шестнадцатом-семнадцатом веках старцами именовались все без исключения монахи без обозначения возраста.

На фоне недовольства народа правлением Бориса Годунова, скончавшегося в марте 1605 года, у его сына Фёдора шанса унаследовать престол не было. Протестные настроения толпы и интриги противников Годуновых привели к ожидаемому результату. 1 июня 1605 года самозванец Лжедмитрий был возведён на русский престол в качестве царя Дмитрия Иоанновича.

Ни монашеские обеты, ни анафема не помешали проходимцу обвенчаться с обворожительной полькой Мариной Мнишек. Свадьба состоялась 8 мая 1606 года. Для этого жених принял католичество. Дочь польского воеводы Ежи Сандомирского теперь стала гордо называть себя русской царицей.


Справедливости ради заметим, что гордая панночка с большой неохотой согласилась на брак с безродным, не отличавшимся физической красотой, но невероятно падким до женщин Гришкой. По легенде, в бытность царём он содержал гарем из боярских жён и дочерей, причём в списке наложниц состояла даже дочь Бориса Годунова Ксения – сластолюбивый самозванец вырезал практически всех родственников своего предшественника на престоле, но красавицу пощадил.

Польские аристократы и духовенство посулили Марине золотые горы в виде необозримых русских земель. 8 мая 1606 года в Москве состоялась пышная свадьба и коронация. Увы, в Москве Марину встретили неприветливо. Особое раздражение бояр вызвала привычка утончённых поляков трапезничать с помощью ножа и вилки. До этого пищу на Руси ели руками или хлебали ложками.

Вместе с Мариной на свадьбу прибыли несколько сотен польских дворян и наёмников-гайдуков, которые принялись творить пьяные безобразия. Царю неоднократно жаловались на грабежи и насилие, но он отмахивался от доносчиков. В народе зрело недовольство, которым решил воспользоваться Василий Шуйский.


Через две недели после женитьбы Лжедмитрий Первый был убит во дворце людьми Шуйского. Окончательным поводом к убийству стало то, что вдовствующая царица Марфа отказалась признавать в притворщике родного сына. Самозванец пытался спастись через окно, но упал с высоты 15 саженей. Уже еле живого Лжедмитрия вытащили во двор и добили с помощью огнестрельного и холодного оружия.

17 мая 1606 года по Москве прокатилась волна резни – убивали сторонников Лжедмитрия, поляков и вообще иностранцев. Марине Мнишек удалось спастись. Это положило начало её восьмилетним скитаниям по Руси, в ходе которых она успела выйти замуж за нового самозванца (Тушинского вора Лжедмитрия Второго) и родить ему сына Ивана Ворёнка. В 1615 году эпопее, которая достойна отдельного рассказа, пришёл конец – Марину с малолетним сыном тайно казнили в Москве.

Обнаженные трупы Лжедмитрия и его ближайшего соратника и телохранителя Петра Басманова три дня лежали в грязи и на специально сколоченных прилавках на Красной площади – такая посмертная экзекуция называлась торговой казнью.


После публичного поругания тела похоронили. Но буквально на следующий день на Москву обрушился небывалый заморозок, погубивший урожай пшеницы. По народу прошёл слух, что это происки нечистой силы. Могилу разрыли, останки извлекли и сожгли, прах развеяли по ветру.

После гибели Лжедмитрия Первого Василий Шуйский и его придворные вновь стали утверждать: погибший был Григорием Отрепьевым, а не спасшимся сыном Ивана Грозного. Причём после воцарения династии Романовых эта версия также считалась официальной. И анафема с Гришки не снималась и читалась ежегодно в первую неделю Великого поста. Снять церковное проклятие с Лжедмитрия Первого решились только при Александре Втором (правил с 1855 по 1881 год).

Однако история «выжившего царевича» на этом не заканчивается.

Второе пришествие Дмитрия Иоанновича

Поляки не отказались от идеи посадить на русский престол человека, которого народ считал бы спасшимся царевичем Дмитрием. Спустя семь дней после смерти Отрепьева по Руси вновь поползли слухи, что «царь Дмитрий Иоаннович» жив.

При польской поддержке часть России взял под контроль ещё один проходимец, известный в истории как Лжедмитрий Второй. Двор Шуйского называл его «царьком» и «Тушинским вором».


Происхождение мошенника неизвестно, как и дата его рождения. Различные источники называют его то евреем-выкрестом из Шклова, то боярским сыном (отпрыском Андрея Курбского), то литовским дьяком, то сыном православного священника из-под Новгорода Северского Матвеем Верёвкиным. Также встречается версия, будто аферист был поповским сыном из Москвы, и его действительно звали Дмитрием. Сомнению не подлежит лишь одно: авантюрист знал грамоту, прекрасно владел русским и польским языками. Руслан Скрынников полагает, что второй «Дмитрий Угличский» знал ещё и иврит, поскольку был евреем по происхождению и иудеем по вероисповеданию.

В фантастическом романе Бориса Акунина «Детская книга» Лжедмитрий Второй предстаёт вообще... советским школьником, попавшим через временной портал в далёкое прошлое и за счёт знаний XX века сумевшим организовать заговор.

Триумфальное шествие прохиндея началось со Стародуба – город присягнул самозваному «правителю» в 1607 году. Эстафету подхватили Севск, Чернигов, Путивль, пригороды Рязани, Калуга с Тулой и даже далёкая Астрахань.

Однако Тулу вскоре привели к покорности отряды Василия Шуйского. Также Лжедмитрию Второму отказались подчиняться Дедилов, Епифань и Крапивна.

На счету авантюриста осада Брянска, Тульский и Московский походы и другие успешные военные операции. Войска самозванца состояли из рокошей, казаков, татар, южнорусских дворян и польских шляхтичей, взбунтовавшихся против Сигизмунда Третьего – тогдашнего короля.

Причём от своего предшественника Григория Отрепьева авантюрист унаследовал не только власть над частью России и роль «сына Ивана Грозного», но и жену. Он тайно венчался с Мариной Мнишек – вдовой Гришки Отрепьева. От этого брака родился сын, которого прозвали Ивашкой Ворёнком. К сожалению, судьба мальчика и обоих родителей оказалась трагична: Лжедмитрия Второго в 1610 году убил крещёный татарин князь Урусов, о судьбе Марины сказано выше: она окончила свои дни в заточении в Москве (1614 или 1615), а трёхлетний Иван был повешен вблизи Серпуховских ворот в 1614 году…

Так любовь коварной польки и обоих её супругов-самозванцев к авантюрам и жажда власти привели к плачевному финалу. Наверное, власть важно не столько получить, сколько удержать. И обман не приносит счастья, хотя это не помешало через некоторое время возникнуть Лжедмитрию Третьему, но это новая страница в истории Смутного времени.

Русский беглый монах и один год - царь-самозванец.

Вероятно, юный Гришка Отрепьев был способным человеком, легко усваивал новые знания и занимался переписыванием книг на патриаршем дворе в Москве.

В 1601 году бежал из монастыря и объявился в Польше под именем сына Ивана IV – царевича Дмитрия.

Григорий Отрепьев был поддержан – в том числе иезуитами – и даже обещал им ввести католичество на Руси.

В 1604 году он перешёл с польско-литовским отрядом границу Руси, был поддержан запорожсими казаками и частью крестьян, которые легко поднимались на бунт в голодный год. Посылаемые против самозванца войска воевали вяло...

И небольшое войско Григория Отрепьева в 1605 году вступило в Москву.

Став русским царём, Григорий Отрепьев, передумал выполнять обещания, данные им полякам, которые помогли ем взойти на русский трон.

В 1606 года в Москве был заключен брак Григория Отрепьева с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек (считается, что вилку на Русь привезла именно она).

Воспользовавшись недовольством жителей Москвы, которых возмущало поведение польских гостей, приехавших на свадьбу, бояре во главе с Василием Шуйским убили Григория Отрепьева.

Народу было объявлено, что царь был самозванцем.

Тело Григория Отрепьева сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришёл...

«Русский сметливый расстрига - пройдоха между людьми, одураченными собственным тщеславием и властолюбием, великолепно играющий на их доминантах и доходящий в этой игре до «творчества», почти до вдохновения. Сам, впрочем, тоже не «прост человек», а из костромских и галицких дворянских детей, значит, тоже «с мечтою». Вот этот, столь понятный нам, русским людям, русский тип. И притом тип приманчивый и интересный для интеллигентных мыслителей! Они чуют в нём «своего»! Это, пожалуй, первый русский интеллигент!,

Григорий Отрепьев - великий насмешник над всеми «табу», этикетами и ритуалами, в которые кутались т.н. великие мира и в которые они отчасти и сами начинают верить. То, что Свифт, Салтыков делали на бумаге, великолепно сделано в лицах и на исторической арене Отрепьевым...

Первый император на Руси - Григорий Отрепьев! Пётр I лишь повторял его! Он же, Григорий, и первый великий русский сатирик, имевший геройство проводить сатиру не на бумаге, а в действии!»

Ухтомский А.А., Интуиция совести: письма. Записные книжки. Заметки на полях, СПб, «Петербургский писатель», 1996 г., с. 461.

Имя Гришки Отрепьева сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в церквах в Неделю торжества православия, вплоть до царствования

В июне 1605 года Григорий Отрепьев въехал в ворота Москвы под радостные крики горожан. Народ приветствовал своего освободителя - «выжившего царевича Дмитрия Ивановича». К этому моменту семья Годуновых, правившая Россией, была уже уничтожена. Через месяц молодой человек с сомнительной биографией сел на русский престол.

Его кампания, увенчавшаяся успехом, выросла из небольших восстаний, словно снежный ком. Простой монах из небольшого монастыря добился невероятных успехов.

Как непутёвому Гришке Отрепьеву удалось сесть на русский престол и положить конец одной из самых сильных династий? Фактрум собрал самые интересные факты о личности Лжедмитрия I.

«Младший сын» Ивана Грозного на «законном» троне

20 июня 1605 года в Москве обосновался новый правитель. Называл он себя сыном Ивана Грозного , Дмитрием Ивановичем. К тому моменту властный Борис Годунов скончался от подагры, а его жена и сын выказывали полную государственную апатию. Они не отдали приказов о защите Кремля и фактически добровольно пустили самозванца в столицу. Лжедмитрий умело воспользовался ситуацией. Жену Бориса и его сына заточили, а через несколько дней отравили. В живых из рода Годуновых осталась лишь его дочь Ксения, которая не по доброй воле стала наложницей Лжедмитрия.


«Последние минуты жизни Лжедмитрия I». Карл Вениг

Перед взятием Москвы самозванец проделал долгий путь. Методично и терпеливо он настраивал русские города против царствующего тогда Бориса Годунова . Как известно, Годунов был суровым монархом и предпочитал править с помощью устрашения подданных. Лжедмитрий, напротив, обещал всем, кто примкнёт к нему, привилегии. Со временем щедрость самозванца искусила даже приближённых Годунова.

К трону Лжедмитрий шёл с переменным успехом. Главным его преимуществом в борьбе с Годуновым стало то, что монарх недооценил хитрого Отрепьева. Пылкие речи одинокого самозванца быстро нашли поддержку. Его гарнизоны, с которыми он шёл на Москву, постоянно подпитывались новыми силами со всей России. Города сдавались на милость истинному государю. Даже поражения, которые Лжедмитрий терпел в самом начале от царской армии, не сломили восстания. Но кем же был столь талантливый и ловкий самозванец на самом деле?

Юрий Богданович Отрепьев- дворянин имонах

Портрет Лжедмитрия. Гравюра

Не был он ни царём, ни царской крови. В молодости Лжедмитрий носил имя Юрий и происходил из рода мелкопоместных дворян. Мальчик рано лишился отца и ради лучшей жизни мать направила его в услужение боярам Романовым. Кстати, именно служение в молодости в знатной семье открыло самозванцу путь в царский дворец. Там он подсмотрел основные придворные традиции, правила и церемонии. Впоследствии именно эта информация позволила ему убедить народ в своём царском происхождении.

Однако мечте его матери не суждено было сбыться. Юрий Отрепьев был нехорош собой: руки разной длины, неприятное лицо, невысокий рост, коренастое тело. Военная и придворная карьеры оказались недоступны. Юноше рекомендовали постричься в монахи, где он и получил имя Григорий. Особенного успеха монах Григорий добился в Чудском монастыре. Усердную работу юноши (Григорий обучился каллиграфии и писал каноны) заметил патриарх Иов. По его велению молодого монаха сделали дьяконом.

Рождение царя-самозванца

Биография Григория Отрепьева вновь делает крутой поворот. В 1600 году ему пришлось бежать из Чудского монастыря на юг из-за годуновских репрессий. После нескольких месяцев скитаний Григорий попал в Киев, где ему и внушили идею о том, чтобы назваться Дмитрием Ивановичем. Григорий подходил для этой роли по возрасту и хорошо знал придворные обычаи. Руку к созданию образа Лжедмитрия приложил сам польский король Сигизмунд, который втайне ненавидел Бориса Годунова. Смута была крайне выгодна польскому монарху, мечтавшему взойти на русский трон. Несколько лет Лжедмитрий прятался в Польше, рассылая по России «разоблачительные» грамоты. Конечно, Сигизмунд никогда открыто не признавался в помощи самозванцу.

С этого момента Гришка Отрепьев исчезает, а на свет появляется царевич Дмитрий. За несколько лет активной пропаганды самозванец сумел собрать на своей стороне приличное ополчение. Были среди его «подданных» и польские воины, и донские казаки. Осенью 1604 года войско Лжедмитрия численностью более 3 000 человек пересекло Днепр и двинулось на Москву.

Лжедмитрий I

Установленные факты

Юрий (в иночестве - Григорий) Отрепьев принадлежал к знатному, но обедневшему роду Нелидовых, выходцев из Литвы, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектар) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей - Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью, и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин а также одного холопа с пищалью з долгою, которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт, доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чье имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же, показал себя с хорошей стороны, и дослужился до высокого положения - что едва не погубило его во время расправы с «романовским кружком». Спасаясь от смертные казни он постригся в монахи в том же монастыре Железный Борок под именем Григория. Однако, простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего деда Елизария Замятни, поступает в аристократический Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» - занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе»..

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущей претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее - на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».

Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.

Проблема отождествления

Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I) перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия - не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 г.) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» - а не «Отрепьеву». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве - ложь, а царевич Дмитрий - настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.

После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I - Григория) Отрепьева» сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев - одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича.

Оба эти мнения воплощены в написанных в XIX веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина обессмертил А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А. К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу».

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

«Произведем несложный арифметический подсчёт. Отрепьев бежал за рубеж в феврале 1602 г., провёл в Чудове монастыре примерно год, то есть поступил в него в самом начале 1601 г., а надел куколь незадолго до этого, значит, он постригся в 1600 году. Цепь доказательств замкнулась. В самом деле, Борис разгромил бояр Романовых и Черкасских как раз в 1600 году. И вот ещё одно красноречивое совпадение: именно в 1600 году по всей России распространилась молва о чудесном спасении царевича Дмитрия, которая, вероятно и подсказала Отрепьеву его роль».

«По-видимому, Отрепьев уже в Киево-Печерском монастыре пытался выдать себя за царевича Дмитрия. В книгах Разрядного приказа находим любопытную запись о том, как Отрепьев разболелся „до умертвия“ и открылся печерскому игумену, сказав, что он царевич Дмитрий».

Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I)

Далекие предки Григория Отрепьева жили в Литве. Прибыв на Русь, одни из них поселились в Галиче, а другие – в Угличе, резиденции погибшего царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного. В 1577 году Смирной-Отрепьев и его младший брат Богдан, которому к тому времени исполнилось всего лишь 15 лет, получили поместье в Коломне. Через несколько лет у Богдана родился сын, которого назвали Григорием. Приблизительно в то же время у царя Ивана появился сын Дмитрий.

Богдан Отрепьев дослужился до чина стрелецкого сотника. Погиб он очень рано. В те времена в Немецкой слободе в Москве иноземцы свободно торговали вином. Нередко там случались пьяные драки. Наделенный от природы буйным характером, Богдан зачастую становился их участником. В одной из таких стычек его зарезал некий литвин.

После смерти отца Григория воспитывала мать. Она научила мальчика читать Священное Писание. Дальнейшее обучение Григорий проходил в доме дьяка Семейки Ефимьева, зятя Отрепьевой, который жил в Москве. После того как Гришка Отрепьев принял постриг, он стал переписчиком книг на патриаршем дворе. Эту должность он получил благодаря своему каллиграфическому почерку.

Отрепьев обладал необыкновенными способностями, поэтому некоторые даже подозревали его в общении с нечистой силой. Учение действительно давалось ему с поразительной легкостью. Однако бедность и сиротство не позволяли способному юноше даже надеяться на выдающуюся карьеру.

Григорий поступил на службу на московское подворье к боярину Михаилу Романову. Многие считали Романовых наследниками короны. Служба при дворе открывала юноше неплохие перспективы на будущее. Немалую роль в том, что Романовы выбрали именно его, небогатого провинциального дворянина, сыграло соседство родового гнезда Отрепьевых и костромской вотчины Романовых – села Домнино.

Однако такой поворот в судьбе Григория чуть было не стоил ему жизни. В ноябре 1600 года романовский круг постигла опала. Под стенами подворья Михаила Романова произошло настоящее сражение: свита Романовых оказала вооруженное сопротивление царским стрельцам.

Всех, кто находился в услужении у опальных бояр, ожидала виселица. Отрепьев чудом спасся от смертной казни, укрывшись в монастыре. Григорию едва исполнилось 20 лет. Ему пришлось отказаться от светской жизни и превратиться в смиренного монаха. Во время скитаний Григорию довелось побывать в галичском Железноборском монастыре, где он, по всей вероятности, и постригся, а также в суздальском Спасо-Евфимьеве монастыре. В Суздале Гришка попал под начало к духовному старцу. Однако Григория тяготило монашеское одеяние, а тем более жизнь под началом, и он, в конце концов, решил покинуть обитель.

К тому времени все Романовы находились в ссылке, поэтому розыск их сторонников был прекращен, да и оставшиеся в живых опальные вскоре получили прощение. Надо сказать, что на Руси провинившиеся перед царем нередко спасали свою жизнь в монастырях, подобно Отрепьеву. Поэтому Григорий снова объявился в Москве. Благодаря протекции он попал в самый аристократический Чудов монастырь в Кремле. Некоторое время он находился под надзором архимандрита Пафнотия, после чего был переведен в собственную келью, где занялся литературным трудом. Сам Отрепьев рассказывал знакомым монахам о том, что «живучи в Чудове монастыре у архимандрита Пафнотия в келии, сложил похвалу московским чудотворцам Петру, и Алексею, и Ионе».

Вскоре старания Отрепьева были оценены, и с этого времени начался его стремительный взлет. Григорий стал дьяконом, однако жизнь в тихой келье была не по нему, поэтому Отрепьев переселился на патриарший двор, где также завоевал себе, как он сам говорил, великую славу. Он не только переписывал книги, но и сочинял каноны святым. Григория знали и епископы, и игумены, и весь Священный собор. Нередко он бывал у самого патриарха Иова, который включил юношу в штат своих помощников, являвшихся с ним на собор и в думу.

Григорий Отрепьев

Всего лишь за один год Григорий сумел сделать поистине выдающуюся карьеру. За такой короткий срок он прошел путь от простого келейника чудовского архимандрита до почитаемого всеми придворного патриарха. Причем достиг Отрепьев такого положения не за счет невероятных подвигов аскетизма, а благодаря необыкновенной восприимчивости своей натуры. Он в течение одного месяца усваивал то, на что у других уходила целая жизнь. Церковники сразу же оценили живой ум и литературный дар Отрепьева. К тому же юноша обладал удивительной способностью притягивать и подчинять себе других людей.

Григорий начал прилюдно хвастаться, что может стать в Москве царем. Подобные дерзкие речи дошли до царя Бориса, и он отдал спешный приказ о ссылке Отрепьева в Кириллов монастырь. Однако Григория вовремя предупредили о решении царя, и он успел бежать. Сначала Отрепьев отправился в Галич, потом в Муром, в 1602 году он вернулся в столицу, откуда, прихватив с собой двух монахов, Варлаама и Мисаила, бежал за границу.

Воспользовавшись тем, что отъезжавших монахов никто не преследовал, злоумышленники в течение трех недель служили службы в церкви, собирали с народа деньги, якобы необходимые для строительства храма, и присвоили их себе. Бродячие монахи не вызывали у властей никаких подозрений, поэтому никто даже и не пытался их задержать. Беглецы преспокойно миновали границу и отправились в Печерский монастырь в Киеве, в котором провели три недели. Затем перешли во владения князя Константина Острожского, где жили все лето. За этот срок Григорий успел завоевать расположение магната, и тот пожаловал ему щедрый подарок. Затем монахи перебрались к Габриэлю Хойскому в Гощу, на Волыни, а потом в Брачин, к князю Адаму Вишневецкому. Здесь Отрепьев сбросил с себя монашеское одеяние и решился, наконец, объявить себя московским царевичем Дмитрием.

Когда Вишневецкий известил польского короля Сигизмунда III о появлении «царевича», тот потребовал подробных объяснений.

В 1603 году князь записал рассказ самозванца. Отрепьев во всех подробностях поведал о тайнах московского двора и об обстоятельствах своего чудесного спасения. Спас его якобы некий воспитатель, которому стало известно о запланированном убийстве царевича. В ночь убийства ему удалось подменить Дмитрия мальчиком того же возраста, который и был зарезан вместо царевича. Царица-мать, которая первой прибежала в спальню своего несчастного сына, не распознала подлога, потому что лицо ребенка приобрело к тому времени свинцово-серый оттенок. Точные факты и имена Отрепьев, однако, называть опасался, потому что они могли быть опровергнуты в результате проверки. Он утверждал, что его чудесное спасение оставалось тайной для всех, даже для его матери, заключенной в один из женских монастырей.

Самозванец жил в Литве открыто, поэтому его слова можно было сразу же проверить. Если бы новоявленный «царевич» попытался скрыть известные всем факты, его непременно обличили бы в обмане. Так, всем было известно, что «Дмитрий» прибыл в Литву в рясе. Для этого также необходимо было найти правдоподобное объяснение, и Отрепьев придумал следующее. Перед своей смертью спаситель передал царевича на попечение «верного друга». Этот дворянин воспитал мальчика в своем доме, а перед кончиной посоветовал ему принять постриг. Юноша последовал совету своего воспитателя и стал монахом. Он обошел многие российские монастыри, пока однажды один монах не распознал в нем царевича Дмитрия. Тогда он вынужден был бежать в Польшу.

По всей вероятности, Отрепьев уже в Киево-Печерском монастыре пытался выдать себя за царевича. В книгах Разрядного приказа была обнаружена любопытная запись, согласно которой Отрепьев, прикинувшись больным, признался игумену в том, что он является царевичем. Услышав такие слова, игумен указал ему на дверь. По свидетельству историков, Отрепьев не раз прибегал к тому же трюку. Разболевшись в имении Вишневецкого, на исповеди он поведал о своем «царском происхождении» священнику. Однако в докладе князя королю этот эпизод не упоминался.

Первым покровителем Отрепьева в Польше стал князь Адам Вишневецкий, который снабдил Григория приличным платьем и велел возить в карете в сопровождении гайдуков. Постепенно круг покровителей самозванца все более расширялся. Интригу Вишневецкого поддержали польский король и другие высокопоставленные лица государства, в том числе и канцлер Лев Сапега. В услужении этого сановника находился московский беглец Петрушка, который как пленник попал в Москву в годовалом возрасте. Сапега объявил, что этот его слуга, которого вдруг все начали величать не иначе как Юрием Петровским, был лично знаком с царевичем Дмитрием.

Однако при встрече с Отрепьевым Петрушка растерялся. Отрепьев же как ни в чем не бывало «узнал» бывшего слугу и уверенно вступил с ним в разговор. Холоп пришел в себя и «узнал» царевича по особым приметам: бородавке на носу и неравной длине рук. Так что все прошло согласно заранее подготовленному сценарию. Таким образом, Сапега оказал самозванцу неоценимую услугу.

Тем временем число покровителей Григория Отрепьева пополнилось еще одним влиятельным человеком. Это был Юрий Мнишек, один из русских холопов которого также признал в самозванце царевича. Поддержали его также и московские дворяне-изменники братья Хрипуновы, бежавшие в Литву в 1603 году.

Когда Бориса известили о появлении самозванца, он обратился к польскому двору с требованием о выдаче преступника, который якобы был осужден за то, что отверг родительский авторитет, восстал против Бога и впал в чернокнижие. Однако поляки не торопились выдавать русским Григория Отрепьева.

Между тем самозванец, почувствовав за своей спиной реальную силу, действовал все более уверенно. Отрепьев также заручился поддержкой запорожских казаков, точивших сабли на московского царя. Самозванца нередко видели вместе с казаками. Не случайно сведения о нападении запорожцев по времени совпадают с сообщением о появлении в их среде самозваного царевича.

В 1603 году в Запорожской Сечи началось формирование повстанческой армии, которая впоследствии принимала участие в московском походе Григория Отрепьева. Наконец к самозванцу явились гонцы с Дона с сообщением о том, что казаки готовы идти на Москву. В ответ самозванец послал им свой штандарт – красное знамя с черным орлом, после чего его гонцы заключили с казачьим войском союзный договор.

В то же время в центре России также начали возникать повстанческие отряды. Положение Бориса Годунова на царском троне становилось все более шатким. Этим и решил воспользоваться самозванец. С именем неожиданно воскресшего царевича Дмитрия народ связывал надежду на освобождение от установленного Годуновым жестокого крепостнического режима. Так что Отрепьеву представилась реальная возможность встать во главе народного восстания.

Однако самозванца, который был дворянином по происхождению, не устраивала перспектива превращения в вождя народного движения. Он предпочел организовать сговор с врагами России. Отрепьев знал, что с давних пор заветной мечтой иезуитов является подчинение русской церкви папскому владычеству. Их поддержкой Григорий и решил заручиться.

Сигизмунд III поручил Вишневецкому и Мнишеку привезти в Краков московского царевича. В конце марта 1604 года «Дмитрия» доставили в польскую столицу, где его окружили иезуиты, пытавшиеся убедить его в истинности католической веры. «Царевич», осознавая, что в этом состоит его сила, принял от иезуитов святое причастие и дал обещание ввести на Руси католичество, если только ему удастся занять российский престол.

В 1600 году Россия заключила перемирие с Польшей, но это не обеспечило безопасности ее западных границ. Король Сигизмунд готовился к новому наступлению на Россию, и для этих целей ему необходим был Лжедмитрий. Ради удовлетворения своих кредиторов самозванец без стеснения перекраивал русские земли. Он пообещал передать Польше плодородные Чернигово-Северские земли. Семье Мнишек Григорий посулил Псков и Новгород. Взамен же он получил довольно туманные обещания.

Дальновидные польские политики решительно выступали против войны с Россией. В результате Сигизмунд отказался от своих обещаний и вместо сильной королевской армии предоставил Отрепьеву около двух тысяч разного рода наемников. Армия была слишком малочисленной, чтобы выступать с ней против России, и план самозванца был бы заведомо обречен на провал, если бы его не поддержало донское казачество.

Царские воеводы, выступившие навстречу самозванцу с огромными силами, действовали явно нерешительно. Несмотря на это, им удалось одержать победу в сражении под стенами Новгород-Северского. В результате большинство наемников обратились в бегство, оставив лагерь самозванца. Вместе с ними восвояси отправился и Юрий Мнишек, сопровождавший Отрепьева.

Хотя вторжение на Русскую землю закончилось провалом, вооруженная помощь поляков позволила Лжедмитрию продержаться на территории Русского государства первые, самые трудные месяцы, до тех пор, пока народное восстание не охватило всю южную оконечность России. Голод еще более усугублял сложившуюся обстановку.

Борис, узнав о появлении в Польше самозванца, открыто заявил боярам, что это их рук дело, так как они задумали свергнуть его. Однако впоследствии царь без особых опасений за свою голову направил против войск самозванца тех же бояр. На первый взгляд подобное поведение Бориса кажется непонятным, но на то имелись свои причины. Годунову было известно, что дворяне не очень-то доверительно относились к самозваному казацкому царьку. На сторону Отрепьева перешло всего лишь несколько воевод. Как правило, крепости самозванцу сдавали посадские люди или казаки, а воевод к нему приводили связанными.

Растеряв всех своих наемников, Григорий решил довольствоваться ролью народного вождя, которая ранее его не устраивала. Он спешно сформировал новую армию из посадских людей, восставших казаков, стрельцов и крестьян. Войско Лжедмитрия пополнялось с каждым днем, но 21 января 1605 года оно снова было разбито царскими воеводами, которые, однако, не стремились к скорой расправе над самозванцем. Ведь им приходилось действовать среди враждебно настроенного населения, восставшего против крепостничества.

Несмотря на то что Лжедмитрий потерпел поражение, многие южные крепости признали его как отпрыска царского рода. Опасаясь за свою безопасность, дворяне самовольно разъезжались по домам. В течение полугода царские войска не могли взять город Кромы, в котором обосновались донские казаки во главе с атаманом Корелой.

В страхе перед самозванцем Годунов несколько раз засылал в его лагерь тайных убийц. Он приказал привезти в Москву из монастыря мать Дмитрия, чтобы узнать у нее правду. 13 апреля Борис скоропостижно скончался в Кремлевском дворце. Ходили слухи, что он отравился. Официально было объявлено, что царь умер от апоплексического удара.

Незадолго до своей смерти Годунов назначил командующим армией воеводу Петра Басманова, который отличился в первой кампании против самозванца. Молодой воевода должен был выступить в роли спасителя династии. Однако, как показали дальнейшие события, Басманов не оправдал возлагаемых на него надежд.

Тем временем Лжедмитрий медленно приближался к Москве, высылая жителям столицы письма. Москва готовилась к встрече «истинного» царя. Федор Годунов, его мать и верные им бояре, «полумертвые от страха, затворились в Кремле», у стен которого выставили усиленную охрану. Предпринимаемые военные меры были направлены прежде всего на то, чтобы обуздать народ. Очевидцы событий тех далеких лет утверждали: «В Москве более страшились жителей, нежели неприятеля или сторонников Дмитрия».

1 июня в Красное Село прибыли посланники Лжедмитрия – Гаврила Пушкин и Наум Плещеев. С их появлением в селе вспыхнуло давно уже назревавшее восстание. Вооруженные красносельцы двинулись в столицу, где к ним присоединились москвичи. Разъяренная толпа, уничтожив стражу, через Китай-город проникла на Красную площадь. Стрельцы, высланные Годуновыми, были перебиты. Гаврила Пушкин с Лобного места прочитал «прелестные грамоты» самозванца, в которых он обещал многие милости всем москвичам – от бояр до черного люда.

Годуновы могли укрыться за надежными стенами Кремля, к чему нередко прибегал Борис, и это спасало ему жизнь. Но среди приближенных царского семейства нашлись изменники, которые в нужный момент открыли крепостные ворота. Выйдя к народу, бояре агитировали его против Федора Борисовича. Богдан Бельский, когда-то опекавший царевича Дмитрия, публично поклялся в том, что лично спас царевича от руки убийцы. Эти слова окончательно рассеяли сомнения толпы, которая ворвалась в Кремль и начала громить дворы состоятельных людей и торговцев, сумевших неплохо нажиться на голоде.

Богдан Бельский водворился в Кремле, чтобы править от имени самозванца. Но Отрепьев опасался этого человека. Поскольку свергнутая царица была сестрой Бельского, Отрепьев не мог поручить ему казнь семейства Бориса Годунова. Поэтому место Бельского вскоре занял присланный Отрепьевым боярин Василий Голицын.

Лжедмитрий не решался въехать в Москву, пока не были устранены все препятствия. Он приказал арестовать патриарха Иова якобы за преданность Годуновым и с позором сослать его в удаленный от столицы монастырь. На самом же деле самозванец опасался, что патриарх, прекрасно знавший его в прошлом, разоблачит его обман.

После низложения патриарха Голицын в сопровождении стрельцов явился на подворье Годуновых и велел задушить Федора Борисовича и его мать. Вместе с трупом Бориса, который был извлечен из Архангельского собора, их похоронили на заброшенном кладбище.

Расчистив себе дорогу, Лжедмитрий въехал в Москву. Произошло это 20 июля. Через несколько дней был раскрыт заговор бояр против него. Выяснилось, что Василий Шуйский распространял среди жителей столицы слухи о том, что новый царь является самозванцем. Лжедмитрий отдал его на суд собора, который состоял из духовенства, бояр и простых людей. Собор приговорил Шуйского к смертной казни, которую Лжедмитрий заменил ссылкой в галицкие пригороды, куда он было и отправился вместе с двумя братьями. Но до места назначения заговорщики доехать не успели, поскольку узнали о милостивом прощении со стороны государя. Шуйские не только вернулись в Москву, но и получили обратно боярство и имения, за что, правда, впоследствии отплатили черной неблагодарностью.

После низложения Иова патриархом в Москве стал архиепископ Рязанский, грек Игнатий. Он и венчал на царство Лжедмитрия 21 июля. Новоиспеченный государь отличался энергичностью, неограниченными способностями и широкими реформаторскими замыслами. Так, князь Хворостинин говорил о нем: «Остротою смысла и учением книжным себе давно искусив».

Лжедмитрий ввел в думу представителей высшего духовенства, учредил новые чины в подражание полякам: мечника, подчашия и подскарбия. Он принял титул императора, увеличил в два раза жалованье служилым людям, запретил записи в наследственное холопство. Лжедмитрий приближал к себе иноземцев, добивался свободного выезда своих подданных для получения образования в Западную Европу. Из всех замыслов самозванца самым грандиозным представлялось создание союза против Турции, в который должны были войти Германия, Франция, Польша, Венеция и Московское государство. На достижение этой цели были направлены дипломатические переговоры, которые Лжедмитрий вел с папой и Польшей.

Папа, иезуиты и Сигизмунд вынуждены были навсегда похоронить свою мечту о том, чтобы превратить Лжедмитрия в покорное орудие своей политики. Он держался независимо и не собирался выполнять условия, о которых он договаривался с поляками до выступления на русские земли. О том, чтобы ввести на Руси католичество, не могло быть и речи, а за обещанные земли Лжедмитрий предложил полякам денежную компенсацию.

В конце концов все щекотливые вопросы с поляками были улажены, и 10 ноября 1605 года в Кракове состоялось обручение Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Их брак был заключен в Москве 8 мая 1606 года.

Лжедмитрию удавалось еще сохранять популярность среди жителей столицы, но прибывшие в Москву в свите Мнишек иноземцы вызывали в народе все большее раздражение. Шляхтичи не переставали хвастаться, что посадили на московский престол своего царя. Среди иноземцев преобладали украинцы, белорусы и литовцы, поляков же практически не было. Но их обычаи, поведение и наряды отличались от московских и уже только поэтому вызывали неприязнь. Больше всего негодовали москвичи из-за салютов из огнестрельного оружия, которые чуть ли не каждый день устраивали шляхтичи и их слуги.

Василий Шуйский

Недовольством народа решил воспользоваться некогда помилованный Лжедмитрием Василий Шуйский. В ночь с 16 на 17 мая он поднял против самозванца бояр, которые прибегли к обману. Они ударили в набат и объявили сбежавшемуся на его звук народу о том, что ляхи бьют царя. Толпы народа вступили в схватку с поляками, а бояре тем временем беспрепятственно проникли в Кремль.

Лжедмитрий, который ночевал в покоях царицы, направился к своему дворцу, чтобы посмотреть, что там происходит. Самозванец увидел бояр и сразу же все понял. Накануне вечером Шуйский отпустил 70 человек из 100 немцев, составлявших охрану царя, оставшиеся же не смогли оказать сопротивления боярам и сдались. Лжедмитрий бросился к окну и попытался спуститься вниз по лесам, устроенным для иллюминации, но упал и повредил ногу. Эта досадная неудача не позволила ему бежать из Кремля. Отрепьев пытался защищаться, однако силы были явно неравными, поэтому он бежал к стрельцам, но последние, запуганные угрозами бояр, выдали его людям Шуйского. Последние не замедлили с казнью самозванца. Валуев убил Лжедмитрия выстрелом в голову.

В тот же день народу сообщили о том, что царь оказался самозванцем. Тогда провели и всенародную казнь лжецаря. Тело Лжедмитрия было сожжено, а его прахом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши, «в ту сторону, откуда он пришел».

Из книги Минин и Пожарский автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 7 ОТРЕПЬЕВ НА ТРОНЕ Бояре не для того избавились от Годуновых, чтобы безропотно передать корону безвестному проходимцу. «Принцы крови» Шуйские не забыли того, что их предки превосходили знатностью предков самого Грозного. Отрепьев так и не дождался к себе на поклон

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

КОЗИНЦЕВ Григорий КОЗИНЦЕВ Григорий (кинорежиссер, снимал в паре с Л. Траубергом: «Шинель» (1926), «С. В. Д.» (1927), «Одна» (1931), «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), «Простые люди» (1945, 1956); без Л. Трауберга: «Пирогов» (1947), «Белинский» (1953), «Дон

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ПЛУЖНИК Григорий ПЛУЖНИК Григорий (актер театра, кино: «Вратарь» (1936; главная роль – вратарь Антон Кандидов), «Одиннадцатое июля» (1938), «Моряки», «Огненные годы» (оба – 1940), «Сын полка» (1946; разведчик Биденко), «Тропы Алтая» (1963) и др.; скончался 25 января 1973 года на 64-м году

Из книги Лжедмитрий I автора Козляков Вячеслав Николаевич

ПОНОМАРЕНКО Григорий ПОНОМАРЕНКО Григорий (композитор: «Оренбургский пуховый платок», «А где мне взять такую песню», «Ивушка», «Белый снег» и др. песни; трагически погиб 7 января 1996 года на 74-м году жизни). В феврале 1996 года Г. Пономаренко должно было исполниться 75 лет.

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

ЧУХРАЙ Григорий ЧУХРАЙ Григорий (кинорежиссер: «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Чистое небо» (1961), «Жили-были старик со старухой» (1965), «Память» (1971), «Трясина» (1978), «Жизнь прекрасна» (1980), «Я научу вас мечтать» (1985); скончался 29 октября 2001 года от сердечного

Из книги Наталья Гончарова против Пушкина? Война любви и ревности автора Горбачева Наталия Борисовна

Пролог. ЛЖЕДМИТРИЙ Имя …Гулкое каре стен королевского дворца Сигизмунда III на Вавельском холме в Кракове разносило эхо шагов двух спутников, двигавшихся по дворцовой площади в направлении неприметной двери. Молодой человек в гусарском костюме шел рядом с сенатором

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Григорий ГОЛЬДБЕРГ Друг Гриша Познакомились мы полвека назад у моих родственников на Петроградской стороне в Ленинграде (он, конечно, знал меня раньше – в ту пору я был уже шахматист известный). Ему тогда стукнуло 18, мне – лишь 15. Гриша Гольдберг был высоким, стройным и

Из книги автора

Григорий «Милостивая государыня матушка Наталья Ивановна, имею счастие поздравить вас со внуком Григорием и поручить его вашему благорасположению. Наталья Николаевна родила его благополучно, но мучилась долее обыкновенного - и теперь не совсем в хорошем положении, -

Из книги автора

ЛЖЕДМИТРИЙ I (? -1606) Самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного Дмитрия. Настоящее имя предположительно Григорий Отрепьев. С 1605 года был русским царем. Убит боярами-заговорщиками.Пока на троне оставался царь Федор Иоаннович, Борис Годунов продолжал управлять

Из книги автора

ЛЖЕДМИТРИЙ II (?-1610) Самозванец. Выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В1608-1609 гг. занимал подмосковное Тушино (почему и вошел в историю под прозвищем «Тушинский вор»), безуспешно пытался захватить столицу. После начала польской интервенции бежал в

Из книги автора

Григорий «Милостивая государыня матушка Наталья Ивановна, имею счастие поздравить вас со внуком Григорием и поручить его Вашему благорасположению. Наталья Николаевна родила его благополучно, но мучилась долее обыкновенного - и теперь не совсем в хорошем положении -

Из книги автора

Тушинский вор (Лжедмитрий II) В середине 1607 года в Стародубе объявился Лжедмитрий II – личность, абсолютно неподходящая для трона. Польский ротмистр Самуэль Маскевич характеризовал его так: «Мужик грубый, обычаев гадких, в разговоре сквернословный». Происхождение этого

Из книги автора

Царь Дмитрий (Лжедмитрий I) около 1581-1606 По одной из версий, Лжедмитрий – галичский дворянин Юрий Богданович Отрепьев, сын стрелецкого сотника Богдана Отрепьева, монах-расстрига. В 1602 году бежал из России в Речь Посполитую. Оттуда с войском пересек русскую границу. Выдавал

Вверх