Конспект нод по формированию целостной картины мира в подготовительной группе. Конспект нод по познавательному развитию (фцкм) «как люди открывали землю» для детей подготовительной группы Дидактическая игра «Что из чего?»

Цель:

Ознакомление детей со свойствами морской воды - отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность, расширения знаний детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде.

Задачи:

Образовательные :

· Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику рисования ладошками.

· Учить превращать отпечатки ладошек в рисунки рыб, осьминожек.

· Познакомить детей с кристаллами морской соли, со способом получения морской воды и её свойствами (плотностью и способностью растворять вещества).

Развивающие:

· Развивать познавательный интерес к природе.

· Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творческие, познавательные способности детей.

· Развивать навыки проведения лабораторных опытов, навыки работы с растворами.

· Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

Воспитательные:

· Воспитывать самостоятельность, любознательность.

· Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

· Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе по ФЦКМ

на тему «В подводном царстве»

Цель:

Ознакомление детей со свойствами морской в оды - отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность, расширения знаний детей об обитателях моря, об их особенностях, внешнем виде.

Задачи:

Образовательные :

  • Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику рисования ладошками.
  • Учить превращать отпечатки ладошек в рисунки рыб, осьминожек.
  • Познакомить детей с кристаллами морской соли, со способом получения морской воды и её свойствами (плотностью и способностью растворять вещества).

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к природе.
  • Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творческие, познавательные способности детей.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов, навыки работы
  • растворами.
  • Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, любознательность.
  • Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
  • Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Материалы, оборудование:

  • Диск с записью шума моря,
  • разрезная картинка - подводная лодка;
  • картинки с изображением обитателей подводного мира,
  • бумага для оттиска,
  • песенка водяного из сказки «Летучий корабль»,
  • салфетки бумажные и матерчатые,
  • вода,
  • таз с водой,
  • изображение Водяного,
  • кристаллы морской соли,
  • лупы,
  • ложечки,
  • яйца,
  • пресная вода в стаканчиках.

Ход ООД

1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли посылку, давайте посмотрим, что в ней.

(Открывает посылку, достает ракушку)

Воспитатель: Смотрите, что это? Как вы думаете, откуда пришла эта посылка? А вы знаете, что ракушка может разговаривать? Послушайте.

А мне ракушка загадала загадку:

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. Что это?

Дети: Море.

Какая вода в море? (соленая)

Вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? (ответы детей)

2. Мотивационная основа деятельности.

Воспитатель:

сегодня мы отправимся в путешествие к морю, а конкретнее – на морское дно. Предлагаю вам вспомнить, что такое море?...
Дети с воспитателем встают в круг. Воспитатель читает стихотворение и показывает движения.
Что такое море!
Что такое море? - пожать плечами
Чайки на просторе. - помахать руками
Скалы-великаны, - поднять руки вверх
Холодные туманы. - потереть руками плечи
Волны трёхэтажные, - соединить ладони на уровне груди и
сделать круг руками
Моряки отважные. - на месте пошагать
Акулы зубастые, - пальцами показать
Киты головастые. - на голову показать
Камней подводных глыбы, - волну одной рукой
Диковинные рыбы. -волну другой рукой
Кораллы, осьминоги, - волну одной рукой
Медузы и миноги, - волну другой рукой
А на дне темно, - закрыть глаза руками.
Как в кино…

Воспитатель:

Ребята, нам нужно определиться, на чем мы отправимся. Какой водный транспорт вы знаете?

Дети: Лодка, корабль, ледоход, подводная лодка, теплоход, катер…

Воспитатель: А, чтобы узнать, на чем мы отправимся в подводное морское путешествие, нужно сложить картинку. Какой транспорт получили?

«Д/игра «Сложи картинку»

Дети: Подводную лодку.
Воспитатель: Правильно, подводная лодка. Предлагаю занять места в подводной лодке перед иллюминатором.
(дети рассаживаются на стулья перед экраном)
Воспитатель: Прежде, чем опуститься под толщу на дно, исследователи делают дыхательную гимнастику.
Закрывайте руками глаза, делаем глубокий вдох через нос, выдыхаем ртом.
(во время дыхательной гимнастики воспитатель включает видеофрагмент «Морская жизнь»)
Воспитатель: Открывайте глаза. Мы опустились на большую глубину. Посмотрите, как красиво в подводном мире.
(дети смотрят видеофрагмент)

  1. Совместная познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность.

Воспитатель : Давайте мы с вами выйдем из подводной лодки и познакомимся с подводным миром поближе.

Дети усаживаются на ковре.

Воспитатель: В морском царстве, в подводном государстве, жил Водяной на дне морском (Достается изображение Водяного). И от безделья совсем бедняга заскучал. Послушайте, что он хочет нам сказать.

Водяной:

Я сижу на троне, говорю вам речь,

опыты с водою должны меня развлечь

Воспитатель:

Ребята, давайте развеселим Водяного, покажем ему опыты. Проходите в лабораторию. А что вы можете рассказать о морской воде?

(Морская вода соленая, поэтому ее нельзя пить, но она обладает лечебными свойствами).

Водяной: Молодцы, а сейчас давайте проведем опыт и получим морскую воду.

Опыт 1.

У вас на тарелочках лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (Дети рассматривают)

На что они похожи? (Кристаллы морской соли похожи на сахар, на иней) -Какого они цвета?

Какую форму имеют кристаллы морской соли?

Имеют ли они запах?

У вас в стаканах обычная пресная вода. Попробуйте ее на вкус (дети ложечкой пробуют воду и говорят, что она не имеет вкуса)

Как вы думаете, что произойдет с пресной водой, если поместить в нее кристаллы морской соли? (Предположения детей)

  • А теперь поместите кристаллы морской соли в стакан с водой, помешайте ложечкой.
  • Что произошло с морской солью в воде? Куда исчезла соль? (Она растворилась в воде)

Хотите попробовать теперь воду на вкус? (Вода стала соленой)

Какой вывод можно сделать?

Вывод:

Вода имеет важное свойство: она может растворять в себе многие вещества. Морская соль растворилась в пресной воде, и мы получили морскую воду.

Мы с вами сами приготовили раствор морской воды, которая очень полезна для кожи, но потом ее обязательно нужно смывать пресной водой.

Физминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети делают плавательные движения руками.)

Опыт 2

Воспитатель : А теперь проведем опыт 2 . И узнаем, каким свойством обладает морская вода . Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо. Что произошло с яйцом?

Оно тонет, т.к. яйцо тяжелое.

Воспитатель: Берем другую емкость с морской водой, ту в которую добавили соль, опускаем яйцо.

Что произошло с яйцом?

Оно не тонет. Яйцо держится на поверхности воды.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод:

У морской воды важное свойство: она как бы выталкивает предметы, помогая предметам держаться на поверхности водной глади.

Воспитатель:

А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в стаканчиках - море! «Человек» плавает. В морской воде гораздо легче научиться плавать.

Давайте и мы с вами поплаваем.

Динамическая пауза

«Рыбка плавала в пруду»

(развитие речи, мелкой и крупной моторики рук, чувства ритма, мимической выразительности)

Рыбка плавала в пруду,

Хвостиком виляла.

Корм глотала на ходу,

Ротик открывала.

Лягушонок мимо плыл,

Щеки раздувая.

Ножкой дрыгал

влево-вправо,

Устали не зная.

Уж шуршал по камышам,

Камыши шумели,

И над всеми в небесах

Птицы звонко пели.

Ладонь повернуть к себе, пальцы сжаты, ладонью сделать плавные движения.

Пальцы обеих рук сжать вместе, большие пальцы противопоставить остальным, изобразить открывание и закрывание рта.

Показать округлые формы пальцами вокруг щек.

Откинуть одну ногу в сторону, потом другую.

Собрать пальцы в щепотку, сделать волнообразное движение рукой.

Руки поднять вверх, покачать ими.

Указательным пальцем показать вверх.

Взмахнуть руками, вытянуть шею.

Воспитатель:

Ой, ребята, Водяной нам что-то говорит! - Давайте сядем и послушаем. Водяной: Молодцы, ребята опыты для меня провели, развеселили. А теперь послушайте мою песенку.(Звучит песня «Я Водяной» из мультфильма «Летучий корабль»).

Воспитатель:

Ребята, какую по характеру спел песню Водяной? (Грустную) О чем он грустил?

Водяной, мы тебя веселим, опыты проводим! А у тебя оказывается, нет друзей! А без друзей, что за жизнь! Не жизнь – сплошная скука!

Ребята, вам жалко Водяного? Как можно ему помочь? Давайте нарисуем ему друзей! С друзьями всегда весело!

Продуктивная деятельность

Воспитатель

Ребята перед вами лежат чистые листы бумаги. На них мы будем рисовать подводный мир. В первую очередь, я предлагаю вам нарисовать рыб и других подводных жителей кисточкой, а воду и песок будет рисовать другим способом.

Воспитатель: Давайте перед работой поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Воспитатель:

Наконец, наступил момент, когда можно взять кисточки и приступить к рисованию рыб и других подводных жителей. Я надеюсь, что рыбы получатся разные по форме, размеру, по цвету. Приступаем к работе.

Включаю музыкальное сопровождение, слежу за осанкой детей, провожу индивидуальную работу, советую, направляю.

Воспитатель: Заканчиваем рисовать подводных обитателей.

Ребята, давайте встанем за стулья, и немного отдохнем. Повторяйте за мной.

Рыбки плавали, ныряли

(руки в сторону, руки вперед, наклон)

В чистой, голубой воде.

(руки на пояс)

То сомкнутся, разомкнутся,

(руки скрещивают перед грудью, разводят в сторону)

То зароются в песке.

(приседают на корточки, встают)

Воспитатель: Что необходимо нашим обитателям для жизни?

(Ответы детей.)

Правильно! Нарисуем воду и песок, но будем рисовать не кисточкой, а кусочками смятой бумаги. Посмотрите, как это делается.

(Показ приема оттиска смятой бумаги.)

(Самостоятельная работа детей, слежу за осанкой детей, провожу индивидуальную работу, советую, направляю.)

Четвертая часть (заключительная).

И поспешили к Водяному все жители морские. Осьминоги, крабики и рыбки золотые.

Морские глубины друзьями кишат

И другу Водяному все говорят:

Не грустить, не унывать, бегать, прыгать и скакать.

Петь, плясать и веселиться, и на дне морском резвиться.

Воспитатель:

Водяной очень обрадовался новым друзьям. Ребята, вам понравилось наше подводное приключение? А теперь, пора возвращаться! Давайте, попрощаемся с морскими обитателями! (Машем) - До свидания, до новых встреч.

Итак, говорим вместе со мной волшебные слова и возвращаемся в детский сад.

Звучит шум моря, дети вместе со мной произносят:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Морская фигура замри!

Рефлексия

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось? Что нового узнали?


Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной

группе

«По следам осени»

Программное содержание : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки(с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко,пищевой краситель,жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь,фрукты и овощи из папье маше.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и друг друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
Воспитатель - А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитател ь - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карт)
(Отгадывание загадки по мнемотаблице).
Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель : Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель : Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку.
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель : Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку.)
Дети называют поговорки осени:
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень - время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
- Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель:
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
- После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Воспитатель : - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить
Исследование №1(нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.(большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки)
Воспитатель : Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5 (волшебный мешочек)
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек с папьемаше.
Дети садятся на коврики.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель
- Что делать незнаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. опускаюткисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
(дети раскрашивают папьемаше для осени)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.

Конспект НОД "Сад-огород" подготовительная группа

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми через интеграцию образовательных областей.

Образовательные: сформировать умение комбинировать разные виды художественного творчества; учить создавать коллективную композицию, размещая вырезанные элементы; показать роль цветового фона для натюрморта; учить детей составлять коллаж; закреплять умение вырезать по шаблону из бумаги, закрепить знания детей о жанре «натюрморт», уточнить знания отличительных признаков и качеств овощей.

Развивающие : развивать чувство формы и цвета, творческое воображение; способствовать развитию положительных эмоций в ходе творческой работы; развивать слуховое восприятие, логическое мышление и тактильное восприятие; развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с работой товарищей, совершенствовать речь.

Воспитательные : воспитывать чувство принадлежности к группе через коллективное творчество, воспитывать уважение к труду взрослых; аккуратность и усидчивость.

Коррекционные задачи: побуждать детей активно участвовать в разговоре; учить детей использовать слова в правильной грамматической форме; побуждать детей стараться говорить четко, ясно.

Материал : лист формата А3, цветные карандаши, черно-белые картинки овощей, ножницы, клей-карандаш, ватные диски, гуашь, кисточки, салфетки…

Словарь: натюрморт, коллаж, композиция, урожай…

Предварительная работа : знакомство детей с разными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет), познакомить с техникой «коллаж», с тональной техникой (растушевка, стружки грифеля); рассматривание репродукций картин на осеннюю тематику, беседа « Труд людей осенью», чтение детских стихотворений: «Осень добрая пришла» В. Волина, «Наш сад», У. Рашид, «Огород» А. Прокофьев. «Огурец» К. Тангрыкульев, «Картошка» Э. Островская и т.д.; составление рассказов по сюжетным картинкам.

Организационный момент

Осень

М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Рассказ воспитателя. Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту – срубают, картошку – выкапывают; огурцы, помидоры, перец – снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Закрепление пройденного материала.

Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.

Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?

А что в этой корзине?

Давайте их назовём.

Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Фрукты также раздаются детям.

Как можно назвать одним словом то, что я принесла (овощи), (фрукты).

Дети дают ответы.


Введение новых понятий "сад" и "огород"

Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы "Где растут овощи и фрукты?» и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи (показ).

Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).

А которые выкапываем? (картофель).

А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).

А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).

Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).

Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями - это яблочное дерево, персиковое дерево и др.(показ).

Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия?

САД И ОГОРОД.

Правильно!

Дидактическая игра «Что из чего?».

Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?

Сок из яблока –яблочный, из банана -…, из абрикоса - …, из апельсина - …, из груши – грУшёвый, из сливы – слИвовый.

А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.

Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.

А какое варенье получится из:?

Яблока – яблочное, из ананаса – ананасовое, из апельсина – апельсиновое, из сливы – сливОвое, из груши – грУшевое.

А давайте вспомним, что ваши мамы готовят из овощей? (салаты, икру, супы, солят, маринуют и др.).

А какой салат получится из:?свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.

Развитие мыслительных операций Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (показ)

Я хочу поиграть с вами в очень интересную игру.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришла кукла Таня, Она сегодня решила помочь своей маме приготовить на обед салат, но как сделать его не знает. Но она надеется, что вы расскажете ей как его приготовить, вы ведь такие все умные и все знаете.

Воспитатель просит ответить на несколько вопросов :

1. Перед тем как употреблять или готовить овощи или фрукты, что следует сделать в первую очередь (Помыть)

2. Это обязательно? Зачем мыть овощи и фрукты? (Грязные плоды нельзя есть - на них много микробов)

3. Какие овощи нужно обязательно почистить? (Картофель, свёклу, морковку, репу, лук) .

4. Какие овощи можно принимать в пищу сырыми? (огурцы, помидоры, капусту, редиску, морковку) .

5. Что готовят из сырых овощей? (Салаты)

6. А какие овощи можно есть сырыми и вареными? (Капусту, морковь) .

7. Какие овощи можно засолить на зиму? (Капусту, помидоры, огурцы) .

8. А какую зелень можно положить в салаты или супы? (Укроп, петрушка, сельдерей) .

9. Что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье, сок, повидло) .

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (мешочек с овощами)

Дети вынимают предметы на ощупь из мешочка и называют овощи.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Знаете все овощи. Чтобы в огороде работать надо еще и руки ловкие да быстрые иметь.

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла,

"Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла

Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!..

Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..

Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,

Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!..

Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке

Ладони складывают крестнакрест.
Картошка, капуста, морковка, горох,

Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!..

Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!

"Едят" суп.

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Давайте в помним, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, ч тобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

13. Подведение итогов.

С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились «Огород», «Сад»?

Что повторили?

В какие игры играли?

Конспект занятия в подготовительной группе.

НОД: Познание. ФЦКМ.

Тема: «Животные наши помощники».

Программные цели: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент.

Актуализация.

Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей) . Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

– Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о домашних животных.

Беседа о домашних животных.

Вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей) . Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре) .

Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации) . Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем каких из них вы знаете?

(Педагог называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь и т. д.)

где живут домашние животные?

Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, корова – хлев,)

Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.

У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост) . Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей) . Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться. чем питаются животные в холодное и теплое время года

Пальчиковая гимнастика

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

Физкультурная минутка «Коровушка»

Я коровушку свою(показывают голову коровы с рогами)

Ранним утром подою.Я поглажу ей бока:Дай детишкам молока.(Выполняются движения по тексту стихотворения).

Что можно приготовить из молока? (Ответы детей).

Из молока можно приготовить много вкусных и полезных продуктов. Как их можно назвать, одним словом? Верно, это молочные продукты, так как изготовлены из молока. Где их можно взять, купить? Назовите их!

Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»:

Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию.

«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?»- заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», – ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.

Отгадывание загадок о домашних животных.

Выгнул спину он дугой, Замяукал.Кто такой? Потянулся сладко - Вот и вся зарядка. (Кот)

Заворчал живой замок, Лег у двери поперек.Две медали на груди.Лучше в дом не заходи! /Собака/

Нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья)Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца. Ест и пьет он из корытца. (Поросенок)

Этот маленький ребенокСпит без простынь и пеленок.Под коричневые ушкиНе кладут ему подушки.У него четыре ножки,Он гуляет без пальто.Он галошки и сапожкиНе наденет ни за что.Он сказать не может: «Мама,Есть хочу!» А потомуЦелый день мычит упрямо:«Му-у-у!»Это вовсе не ребенок -Это маленький… (Теленок ).

Не спеша шагает с речки, В шубе ей тепло, как в печке. Подойдет она к избе И зовет меня: «Бе-бе»! (Овца)

Не мой бы труд, Не мой бы бег,Ты плохо жил бы,Человек.Но в век машины и мотора,Боюсь,В отставке буду скоро. (Конь)

По реке плывет бревно – Ох и злющее оно!Быстрый прыжок, Теплый пушок, Красный глазок. Вот угадай-ка, Чей пух на фуфайки, На шапки, перчатки Идет вам, ребятки? (Кролик)

Ознакомление с трудом животных.

Ребята, не только люди работают, но и каждое животное выполняет свой труд.

Какой труд выполняет собака? (охраняет дом)

Какой труд выполняет корова? (кормит человека)

Какй труд выполняет лошадь? (пашет огород)

Какой труд выполняет кошка? (ловит мышей)

Какой труд выполняет кролик? ….

Какой труд выполняет овца? …

Игра «назови детёнышей».

Посмотрите внимательно на картинки и назовите детёнышей».

Корова – ….

Кошка – ….

Собака – ….

Крольчиха – …

Овца – ….

Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, что мы делали на занятии?

Каких домашних животных мы вспомнили?

Где живут домашние животные?

Какой труд они выполняют?

Как вы думаете, можно ли сказать, что «животные – это наши помощники»? Почему?

Вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

Кто работал лучше всех?

Подробности Для специалистов ДОУ

В брошюре даны тематическое планирование и конспекты занятий по разным направлениям развитии Детей старшего до­школьного возраста: по ознакомлению с окружающим миром и экологии, по развитию речи и математике, по рисованию и ап­пликации, по конструированию и ручному труду.

Все занятия объединены общей «осенней» тематикой и являются продолже­нием брошюры «Осень. Часть I». В данное методическое посо­бие включены циклы занятий «Овощи и фрукты», «Грибы», «Хлеб».

В ней предлагаются тематическое планирование, циклы за­нятий по разным направлениям воспитательно-образовательной работы и описание дидактических игр.

Теперь считаю необходимым объяснить тем, к кому впервые попала в руки подобная брошюра, в чем заключается суть тема­тического планирования, на котором основаны выпушенные ра­нее сборники «Покорение космоса», «Вода», «Ранняя весна», «Лето», «Зима».

Тематическое планирование - особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объе­диняющая все виды детской деятельности на протяжении опреде­ленного промежутка времени. Чаще всего этот промежуток со­ставляет одну рабочую неделю в детском саду, то есть пять дней.

  • Выбирается тема недели. Она называется и первоначаль­но рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология, ознакомление с социальной действительностью), которое проводится в первый день недели
  • Все остальные занятия (развитие речи, развитие элемен­тарных математических представлений, лепка, апплика­ция, конструирование и другие) продолжают предложен­ную тему, так или иначе связаны с ней.
  • На каждом из последующих занятий дается короткое по­вторение темы недели.

Отмечу, что моя педагогическая практика и опыт моих кол­лег, применяющих тематическое планирование, показали, что эта форма организации занятий удобна для педагогов и полезна для детей. Она позволяет детям лучше усваивать знания, так как познавательный материал преподносится через различные виды детской продуктивной деятельности. А педагоги тратят меньше времени на планирование воспитательно-образовательного про­цесса.

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Осень. Часть II". - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 160 с: ил.

Введение

Примерное планирование занятий по теме «Овощи и фрукты»

  • Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты (конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром)
  • Загадки на грядке (Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте)
  • Сказка В.Г. Сутеева «Яблоко» (Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой)
  • Поездка на дачу (Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений)
  • Корзинка для овощей и фруктов (Конспект занятия по конструированию из бумаги)
  • Натюрморт с овощами и фруктами (Конспект занятия по рисованию)
  • Дары осени (Конспект занятия по аппликации)
  • Магазин «Овощи-фрукты» (Конспект занятия по лепке)
  • Салаты из овощей (Коллективный труд)

Примерное планирование занятий по теме «Грибы»

  • Царство растений: грибы (Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром)
  • Загадки о грибах (Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте)
  • Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом» (Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой)
  • В лес за грибами (Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений)
  • Грибной лес (Конспект занятия по конструированию из природных материалов)
  • Гриб трутовик (Конспект занятия по рисованию)
  • Грибной ежик (Конспект занятия по рисованию)
  • Грибы трутовики на березке (Конспект занятия по аппликации)
  • Гриб боровичок (Конспект занятия по лепке)

Примерное планирование занятий по теме «Хлеб»

  • Откуда хлеб пришел (Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром)
  • О тех, кто хлеб растит (Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте)
  • Стихотворение Ю. В. Ждановской «Нива» (Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой)
  • Что такое хлебозавод (Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений)
  • Сельскохозяйственные машины (Конспект занятия по конструированию из конструкторов типа «Lego» или «Seva»)
  • Урожай (Конспект занятия по рисованию)
  • Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев (Конспект занятия по флористике и дизайну)
  • Хлебное поле (Конспект занятия по лепке)
  • Булочки из сдобного теста (Коллективный труд)
Вверх