Личность священника Сильвестра в эпоху царствования Ивана IV Грозного. Научная оценка роли Сильвестра историками

Избранная Рада – это не какой-то официальный государственный орган, это круг людей близкий к царю Ивану в 1550-х гг. Позже в переписке с Иваном Грозным его оппонент Андрей Курбский назвал данный круг «избранной радой». Это словосочетание понравилось историкам и они ввели его в наусные исследования. Деятели Избранной Рады были авторами многих прогрессивных реформ, которые прошли в стране в 1550-е гг. Эти преобразования были направлены на централизацию России и обеспечение ее внутренней стабильности через социальный компромисс.

Алексей Федорович Адашев

Текст адаптирован: сокращен и разбит на логические абзацы.

Мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев не блистал знатностью и богатством. Не без сарказма царь Иван заметил, что взял Адашева во дворец «от гноища» и «учинил» наравне с вельможами, ожидая от него «прямой службы» (честной службы). Адашев и в самом деле являл собой образец «прямого слуги», но этих достоинств было недостаточно, чтобы сделать успешную карьеру при дворе. Своим успехом Адашев был обязан удачной службой в приказах - новых органах центрального управления...

Он снискал широкую популярность своей неподкупностью. Будучи судьей Челобитенного приказа, а затем фактическим правителем, он строго карал, невзирая на лица (вплоть до бояр), тех, кто чинил волокиту в приказах. Виновных ждала «кручина» от государя, тюрьма и ссылка. Младшие современники Адашева вспоминали годы его правления как время процветания, когда «Русская земля была в великой тишине и во благоденстве и в управе».

Им импонировало также редкое благочестие знаменитого временщика ... В умерщвлении плоти первый сановник государства, казалось, поставил целью превзойти монахов. Он беспрестанно молился, подолгу выдерживал пост, «по одной просвире ел за день». Дом правителя всегда был полон каликами перехожими (бродящими нищими) июродивыми . Если верить Курбскому, Адашев открыл в своем доме богодельню, в которой содержал много десятков «прокаженных» (больных), «тайне питающи, обмывающе их, многожеды же сам руками своими гнои их отирающа».

(Из книги Р.Г. Скрынникова «Иван Грозный»)

Протопоп Сильвестр

Сильвестр родился в начале XVI в. в Новгороде (точная дата его появления на свет не известна). Андрей Курбский в своей «Истории князя Московского» связывал возвышение Сильвестра с событиями московского пожара и восстания 1547 г. В лице Сильвестра, по мнению Курбского, сам Бог протянул христианам руку помощи. По Курбскому, перед испуганным юношей-царем, погрязшем в жестокостях и неправедной жизни, вдруг неожиданно предстал пришелец из Новгорода, поп Сильвестр, который именем Бога стал заклинать Ивана начать заниматься государственным правлением, вспомнить о справедливости, наказать и отставить дурных вельмож и приблизить умных помощников. Арсенал методов убеждения Сильвестра был очень не широк, но видимо очень действенен для XVI в: новгородец, по словам самого Ивана Грозного, «пугал его страшилками», т.е. описанием адских мук, которые ждут грешников. Кроме того, Сильвестр поведал Ивану IV о видениях и о чудесах. В итоге, душа молодого великого князя исцелилась и он превратился в доброго правителя.

Очевидно, речь священника на фоне моря огня, поглотившего столицу, произвела на молодого царя неизгладимое впечатление и толкнула Ивана к перемене поведения. В этом можно согласиться с Курбским. Но вот появился Сильвестр в Москве не в 1547 г., а гораздо раньше. Уже в 1541г. Сильвестр был одним из священников домовой церкви московских правителей - Благовещенского собора в Кремле, потом стал благовещенским протопопом (старшим священником). Известно, что стараниям Сильвестра в 1541 г. во многом был обязан освобождением из заключения двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр был дружен с ним и его матерью. Сильвестр так же был близок к митрополиту Макарию, в прошлом новгородскому архиепископу, занимавшему митрополичью кафедру в 1542-1563 гг.

Сильвестр отличался бескорыстием и глубокой верой. Молитвой он доводил себя до состояния, когда ему слышались небесные голоса и являлись ведения. Надо ли говорить, какое впечатление это производило на его современников! Благовещенского попа москвичи почитали чуть ли не святым. Конечно юный Иван не раз встречался с Сильвестром до пожара и знал о его нравственных достоинствах.

После падения Избранной Рады Иван стал звать Сильвестра не иначе, как «поп- невежа». Но это было несправедливое прозвище. В отличие от многих священников Сильвестр был образованным человеком, возможно он даже знал греческий язык. Сильвестр любил чтение, имел хорошую библиотеку, которую в годы милости к нему царя пополнял за счет книг, подаренных Иваном. С именем Сильвестра связано появление очень интересного сочинения XVI в. - «Домостроя», который представлял собой сборник деловых, хозяйственных и нравоучительных советов, почерпнутых из множества отечественных и переводных книг.

В отличие от Адашева каких- либо постоянных обязанностей в правительственном круге (в Избранной Раде) Сильвестр не имел. Он выполнял отдельные конкретные поручения, например, руководил восстановлением пострадавшей от огня росписи кремлевских храмов. Но Сильвестр постоянно находился при царе, поучая его. Убеждения благовещенского протопопа, его религиозность передавались ученику. Иван увлекся религией, стал ревностно соблюдать обряды. У царя даже случались приступы экзльтации: так после длительных молитв накануне штурма Казани, царь услышал звон колокола Симонова монастыря. Все сочли это за знамение победы, ибо Симонов монастырь под Москвой был основан племянником Сергия Радонежского, духовником Дмитрия Донского - Федором Симоновским. В этом монастыре были погребены воины, погибшие на Куликовом поле. Сильвестр, почитавший Макария и Адашевых, поддерживал уважение к ним и у царя.

Близость к Ивану IV не принесла Сильвестру ни доходов, ни высоких церковных должностей, потому что он к ним не стремился. Он начал свой придворный взлет протопопом Благовещенского храма и в этом звании пребывал до опалы. Часто пишут, что Сильвестр был духовником царя. Это верно в какой-то степени. Влияние Сильвестра на царя было огромным, царь раскрывал свои помыслы Сильвестру, слушал его советы, но официально духовником Ивана IV Сильвестр не был.

(Т.В. Черникова)

Волокита - длительное разбирательство. Еще волокитой называли грамоты, которые вели по судебным делам. Каждая новая грамота приклеивалась к предыдущей, получались длинные, иногда по несколько метров, свитки. Известно еще одно значение слова «волокита». Так мастера называли длинную, вытягиваемую из куска металла проволоку.

Временщик - обычно любимец монарха, имеющий какое-то время большую власть.

Юродивый – обычно нищий богомолец, лишенный нормального рассудка, но наделенный фанатичной ферой. На Руси таких людей почитали, думая, что их устами говорит сам Бог.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1975. Цитируемый текст взят из «Хрестоматии по истории России», М., 1994. С. 214-215.

Сильвестр (протопоп) - священник, политический и государственный деятель, писатель, автор «Домостроя» - личность во многом загадочная. О его биографии, особенно о начале жизненного пути, сведения очень скудны. В частности, неизвестно, когда он родился, но сохранились сведения, что он являлся уроженцем Новгорода, его отцом был небогатый священник.

Сын пошел по его стопам, служил в Новгороде священнослужителем. Был он и иконописцем, мастером по работе с серебром, учил премудростям ремесла разных мастеров - иконников, певчих, каллиграфов и др. При Митрополите Макарии он состоял литературным помощником и вместе с ним прибыл в Москву в 1542 г. Здесь он возглавил Кремлевский Благовещенский собор.

Страшный пожар, разгоревшийся в Москве в 1547 г., унесший жизни тысяч человек, стал значимым событием и в биографии самого Сильвестра. Он выступил с гневной и обличительной речью, в которой обвинял царя в излишней жестокости (после пожара произошло восстание) и назвал два этих события, пожар и мятеж, божьим наказанием за совершенные преступления. Молодой царь был настолько впечатлен его речью, что вместо расправы приблизил к себе дерзкого священника.

Не будучи потомком знатного рода, не имеющий больших заслуг и состояния, священник из Новгорода в одночасье превратился во влиятельное лицо, советчика Ивана Грозного , его доверенного человека. Он самостоятельно решал некоторые вопросы внутренней и внешней политики, организовал Избранную Раду и фактически стал соправителем царя. В 1553 г. наметилось охлаждение в отношениях между Сильвестром и Иваном Грозным из-за того, что первый скептически отнесся к необходимости давать присягу маленькому сыну царя.

Избранная Рада в итоге утратила былое влияние. В 1560 г. Сильвестр оказывается в Кирилло-Белозерском монастыре, постригается в монахи и получает новое имя - Спиридон. Священника оклеветали и фактически изгнали в Соловки, куда он попадал в качестве опального ссыльного, почти каторжника. Исследователи называют разные причины разрыва отношений - от следствия борьбы политических группировок до неудачного стечения обстоятельств. Предположительно в 1556 г. Сильвестр умер.

Наследие Сильвестра составляют послания, в которых он освещал различные стороны государственного управления, «Житие княгини Ольги», а самым знаменитым его сочинением считается «Домострой». Доподлинно установить его авторство не представляется возможным - не исключено, что Сильвестр был последним, кто просто отредактировал этот свод житейской мудрости. «Домострой» являлся сочинением, регламентирующим поведение людей в семейной, духовной жизни. Каждое поколение воспринимает его содержание сквозь призму моральных и бытовых норм своего времени, однако вне зависимости от эпохи «Домострой» был и остается выдающимся памятником русской литературы.

Личность священника Сильвестра в эпоху царствования Ивана IV Грозного



Введение

Социальная среда формирования исторического деятеля (Сильвестра) - биография

Черты характера и их влияние на достижение целей

Участие в важнейших событиях эпохи, роль в них

Оценка деятельности Сильвестра современниками

Научная оценка роли Сильвестра историками

Заключение (вывод)

Библиографический список


1. Введение


Россия. XVI век. Эпоха Ивана IV (Грозного). Страну захлестнула волна бунтов. Справиться с бунтами могла только сильная централизованная власть. Страна нуждалась в реформах. Особую заинтересованность в их проведении высказало дворянство. Идеологом реформирования стал талантливый публицист дворянин Иван Пересветов. Он обратился к царю с посланиями, в которых изложил программу преобразований. И. Пересветов исходил из интересов дворянства и резко осуждал боярское самоуправство. Идеальное государственное устройство он видел в сильной царской власти. Он утверждал: «Государство без грозы, что конь без узды».

После московского бунта 1547 г. за создание при молодом царе нового правительства высказались представители разных партий. С легкой руки Курбского это правительство получило название Избранной рады. Из числа членов Боярской думы выделился круг наиболее близких к царю советников, которые занимались важнейшими делами государственного управления. Этот круг получил название Избранной рады. Состав Избранной рады отразил компромисс между различными слоями общества и дворянскими группировками. Возглавил ее А. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. Но особое влияние на Ивана IV имел Сильвестр.

Целью данной работы является исследование личности священника Сильвестра в эпоху царствования Ивана IV Грозного, и определение его роли в общественно-политической жизни государства того времени.

К задачам исследования данной проблематики относятся:

исследование среды формирования исторического деятеля, священника Сильвестра;

описание черт характера и их влияния на достижение общественно-политических целей стоящих перед Сильвестром;

определение роли священника в жизни государства;

рассмотрение оценки деятельности Сильвестра со стороны его современников;

исследование научных оценок роли священника историками.


2. Социальная среда формирования исторического деятеля (Сильвестра) - биография


О нем ранее никто не знал. Священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, за что его еще называют Сильвестром Благовещенским, пришел из Новгорода. Он представил царю печальное положение московской жизни, указывал, что причины всех несчастий - пороки царя: небесная кара уже висела над Иваном Васильевичем в образе народного бунта. В довершение всего Сильвестр поразил малодушного Ивана какими-то чудесами и знамениями. «Не знаю, - говорит Курбский, - истинные ли то были чудеса… Может быть, Сильвестр выдумал это, чтобы ужаснуть глупость и ребяческий нрав царя…». Царь начал каяться, плакал и дал обещание с этих пор во всем слушаться своего наставника».

Сильвестр был никому неизвестным «человеком в священнической одежде» приблизившимся к самодержцу и на долгое время завладевшим его делами и помыслами. Иван Грозный, в высшей степени подозрительный и недоверчивый, стал следовать его советам и наставлениям практически беспрекословно, не совершая без согласия с ним никакого, даже самого незначительного поступка. Сильвестр был умен и свое давление осуществлял таким образом, чтобы не задеть самолюбия царя, чтобы он не чувствовал сильной опеки над собой, а представлял себя, как и прежде, самодержцем Русской земли.

Почти все окружавшие Сильвестра, были людьми знатного происхождения, влиятельными, отличавшимися широкими взглядами и любовью к общему делу. В их число входили: князья Дмитрий Курлятов, Андрей Курбский, Воротынский, Одоевский, Серебряный, Горбатый, Шереметевы и другие. Кроме того, они приобщили к политической и государственной жизни незнатных людей, используя заведенный ранее обычай раздавать поместья и вотчины прежде всего тем, кто был им полезен.

Сильвестр - священник кремлевского Благовещенского собора. На целое поколение старше он был самого царя и его родственника, дворянина из незнатного рода Алексея Адашева.


3. Черты характера и их влияние на достижение целей


Этот священник был крепок в соблюдении традиций Руси, в верности старорусским моральным нравственным устоям, вел жизнь честную, близкую к аскетической, чему свидетельствует строгое соблюдение законов христианской морали. По свидетельству современников и самого царя Ивана Грозного, он являлся подлинным правителем России в течение десятилетия, и как подтверждают многочисленные источники, человеком суровым, предельной честности и неподкупности.

Его характер позволял ему чудесным образом воздействовать на молодого царя, подстраиваться под его самолюбие и не давать воли молодой царской необузданности. Сильвестр имел огромное влияние на царя, внушал ему суеверную боязнь и умел постоянно сковывать его волю «детскими страшилками», к тому же это влияние было очень велико в обществе.

Между тем мы видим портрет благодушного, честного и строго нравственного человека, порядочного семьянина и превосходного хозяина, что в последствии отразится в его произведении - «Домострое».


4. Участие в важнейших событиях эпохи, роль в них


Огромное влияние оказывал на общественно-политический строй того времени священник Сильвестр. Он укорял царя в допуске бояр к власти и обратился к нему с требованием, отстранив бояр, взять правление страной в свои царские руки. Расправа была скорой и жестокой. Молодой царь жестко подавил народные волнения, но, воспользовавшись поводом, отстранил Глинских, которые к тому времени под предлогом малолетства царя сосредоточили в своих руках слишком большую власть, ослабляя единодержавие государя.

Для царя была понятна необходимость коренного реформирования внутренней жизни страны, и он сразу начинает приближать к себе людей реформаторского склада, политически активных общественных деятелей того времени, которые были озабочены судьбой России как великого государства. К 1549 г. вокруг молодого царя группируются его единомышленники, в числе которых был и Сильвестр Благовещенский, священник. В составе думы была учреждена «Избранная рада» (о которой говорилось ранее) из доверенных лиц царя.

Задачи, стоявшие перед реформаторами, были очевидны: завершить формирование всей системы управления государством, укрепить центральную власть, поддерживаемую влиятельными органами народного представительства, Боярской думой, церковью, реформировать управление на местах, создать единое для всей страны законодательство. Реформаторы - люди, приближенные и возвышенные молодым царем, в течение десятилетия определяли направление развития России и успешно вели государство избранным курсом. Реформаторы были люди разного возраста, разного было и их социальное положение. Объединяли этих людей общие черты: глубокие знания, широкая образованность, боль за будущее страны, возрождавшейся как единое государство.

Группа этих людей согласно своим воззрениям стремилась установить в России такое государственное устройство, где царь силен и справедлив, а народ благоденствует. Идеал «Избранной рады» - справедливое общество, живущее по высшим законам, законам христианства.

Царь и члены Избранной рады сошлись в главном - России нужна сильная верховная власть. Ту же линию на укрепление единодержавной власти царя поддерживала и церковь. Еще при венчании Ивана IV на царство митрополит Макарий изложил программу будущей деятельности царя в союзе с церковью. Русская православная церковь отныне являлась «матерью» церковной власти. Союз царя и церкви должен был укрепить «суд и правду», помочь Ивану IV укреплять и расширять границы государства.

Вполне может быть, что Сильвестр и его окружение появились рядом с царем вследствие тщательно спланированного и правильно осуществленного политического заговора. Использовав трагическую ситуацию с пожаром, они настроили народ против угнетателей Глинских, уничтожили своих политических оппонентов при помощи москвичей и взяли власть в свои руки. Сильвестр и его «Избранная рада» совершили настоящий переворот, как в сознании самого государя, так и в жизни Московской державы в целом. В своей политике они не опирались исключительно на кружок бояр и временщиков, а приобщили к широкой общественной деятельности весь народ. «Царь, - говорил один из членов Избранной рады - Курбский, - должен искать совета не только у своих советников, но и у всенародных человеков».

Несомненно, прогрессивным достижением явилось возникновение в этот период нового, еще не известного отечественной истории общественно-политического органа. От имени царя были созваны Земский собор и Земская дума из избранных людей русской земли. В старину у каждого из племен существовало вече, но постоянные раздоры между удельными князьями не позволяли создать единое вече для всех русских земель. Теперь, когда много русских земель было собрано воедино, ситуация изменилась. Сама жизнь требовала возникновения подобного политического органа.

К сожалению, до нас не дошли сведения о том, из кого и каким образом выбирались депутаты в Земский собор и Земскую думу. Источники указывают лишь на то, что произошло это прогрессивное явление в один из воскресных дней. После обедни царь с митрополитом и духовенством вышли на площадь. Иван Васильевич кланялся народу. Его речь была полна раскаяния: «Люди божии, дарованные нам Богом! Умоляю вас, ради веры к Богу и любви к нам! Знаю, что уже нельзя исправить тех обид и разорений, которые вы понесли во время моей юности, и пустоты, и беспомощества моего от неправедных властей, неправосудия, лихоимства и сребролюбия; но умоляю вас, оставьте к друг другу вражды и взаимные неудовольства, кроме самых большых дел; а в этом, как и во всем прочем, я вам буду, как есть моя обязанность, судьею и обороною». Свою немаловажную роль в данных словах Царя сыграла и роль Сильвестра.

Царь пожаловал в окольничие Адашева и повелел ему принимать и рассматривать челобитные, судить честно и справедливо: «Не бойся сильных и славных, насилующих бедняков и погубляющих немощных. Не верь и ложным слезам бедного, который напрасно клевещет на богатого. Все рассматривай с испытанием и доноси мне истину». Тогда же были избраны и «судьи правдивые», которые позже составили Судебник - собрание светских законоположений, Стоглав - свод церковных правил, и уставные грамоты.

Появление этих документов было вызвано насущной потребностью сохранить народ от произвола правителей и судей. Однако положения, освещенные в них, указывают на развитие двоевластия и двоесудия в московской державе. Государство и земщина здесь выступают двумя противоположными силами и действуют иногда согласованно, но порой их цели и средства несколько рознятся. И в предыдущие времена, и в последующие такая ситуация прослеживается во внутренней политике Москвы.

Реформы Сильвестра и его окружения коснулись всех сфер общественного устройства Московской державы, включая военных и духовенство. Любопытно, что уже тогда были сделаны попытки изжить привилегии. В 1550 г. появились высочайшие распоряжения, чтобы в полках князьям, воеводам и боярским детям «ходить без мест», «и в том отечеству их унижения нет». За одним лишь главным воеводой большого полка оставалось право на привилегии, а все прочие между собой уравнивались. Но эта прогрессивная мера так и не пробила себе дорогу в жизнь, поскольку даже люди широких взглядов того времени не могли избавиться от предрассудков. Уже в следующем году другим высочайшим распоряжением была установлена разница в достоинстве воевод между собой. В летописи по этому поводу говорится: «А воевод государь подбирает, рассуждая отечество», что означает: подбирает воевод, принимая во внимание службу их отцов. С падением власти Избранной рады привилегии узакониваются вновь, с еще большей силой.

Вскоре издается «Уложение о службе». Оно определило как для вотчинников, так и для помещиков равные обязанности выставлять с имевшейся у них земли определенное число вооруженных людей. Власть произвела повсеместную опись земли, что стало основанием для установления служилых обязанностей феодалов, упорядочивания финансовой системы и дальнейшего закабаления крестьян. Ограничивалось право распоряжения старинными вотчинами, принадлежавшими бывшим князьям. Указ 1551 г. запрещал продавать их и передавать монастырям без ведома царя, а позднее - обменивать их и давать в приданное. Ограничивалось и право передачи вотчины по наследству: наследниками могли быть только прямые потомки мужского пола. По «Уложению о службе» дворянин мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин как дворянин, так и боярин должны были выставить одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

В 1551 г. создается Стоглавый собор. Это было собрание иерархов Русской православной церкви, решения которого были сведены в 100 глав.

После внутренних преобразований Сильвестр и его единомышленники занялись покорением Казанского царства. Покорение Казанского царства подчинило русской державе значительное пространство на восток до Вятки и Перми, а на юг до Камы и открыло путь дальнейшему движению русского племени. В Москве царя ожидали торжественные встречи и поздравления. Во-первых он возвратился в столицу победителем. Во-вторых, за время похода у него родился наследник Дмитрий.

Можно сказать, что эти события предрешили дальнейшую судьбу Сильвестра и Избранной рады. Иван Васильевич словно бы возмужал и вновь уверовал в свои силы. Теперь он видел свое влияние на подданных. Но для того, чтобы полностью освободиться от влияния окружения, необходим был толчок, который, в свою очередь побудил бы противников Сильвестра и Адашева к решительным действиям против них.

В довершение ко всему Ивана убедили, что Сильвестр - чародей, получивший силу не от Бога, а от темных сил. Теперь был повод избавиться от ненавистного окружения.

Враги Сильвестра и Адашева получают прекрасную возможность очернить их окончательно, с тем, чтобы больше они не стояли на их пути.

Сильвестр был снова обвинен в колдовстве. Так говорили не только Захарьины и их сторонники. Против правящей партии ополчились и те духовники, которые из корыстных побуждений проповедовали всякого рода деспотизм и старались угождать земной власти.

Иван собрал собор для осуждения Сильвестра. Сам «виновник» на нем не присутствовал, он давно уже находился в отдаленном монастыре, спасался там от царской немилости.

Таким образом все было против Сильвестра, его участь по сути уже была решена. Епископы, завидовавшие его возвышению, стали на сторону заговорщиков. Один лишь митрополит Макарий заявил, что нельзя судить людей заочно и что следует выслушать их оправдания. Но противники завопили в один голос: «Нельзя допускать ведомых злодеев и чародеев: они царя околдуют и нас погубят».

Собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки. Но положение его там не было таким уж тяжелым. Игуменом в Соловках был Филипп Колычев, впоследствии митрополит, человек, который по своим убеждениям являлся единомышленником опального узника.


5. Оценка деятельности Сильвестра современниками


Современники Сильвестра видели в нем целеустремленную личность с настоящей христианской душой и аскетизмом. Его сторонники всячески содействовали ему на его реформаторском пути. Адашев как самый приближенный к Сильвестру во всем был с ним солидарен к тому же они делали одно общее дело. Об этом говорит и то, что у них были одинаковые характеры и взгляды на жизнь, вели один образ жизни.

Андрей Курбский видел в Благовещенском протопопе Сильвестре личность колдовскую, можно сказать даже мистическую, так как он мог подчинить себе волю даже такой сложной личности как молодой царь Иван Грозный.

Во время царского негодования сторонники Сильвестра сравнивали его с Иоанном Златоустом, потерпевшим от злобы царицы Евдоксии.

Ивана Грозного, который в посланиях к Курбскому охарактеризовал Сильвестра и Адашева как последовательных проводников боярско-княжеской политики, а время господства Сильвестра и Адашева - как наибольший расцвет власти бояр и княжат. Власть, захваченная Сильвестром, держалась на поддержке боярского сословия и на обмане царе. Бояре выдвигали Сильвестра, зная его самомнение, и посредством этой его черты характера проводили свои дела, уничтожая все, что было создано дедом и отцом Грозного.


6. Научная оценка роли Сильвестра историками


Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: В сие ужасное время, когда юный Царь трепетал в Воробьевском дворце своем, а добродетельная Анастасия молилась, явился там какой-то удивительный муж именем Сильвестр, саном Иерей, родом из Новагорода; приближился к Иоанну с подъятым, угрожающим перстом, с видом пророка, и гласом убедительным возвестил ему, что суд Божий гремит над главою Царя легкомысленного и злострастного; что огнь Небесный испепелил Москву; что сила Вышняя волнует народ и лиет фиал гнева в сердца людей.

Раскрыв Святое Писание, сей муж указал Иоанну правила, данные Вседержителем сонму Царей земных; заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов; представил ему даже какие-то страшные видения, потряс душу и сердце, овладел воображением, умом юноши и произвел чудо: Иоанн сделался иным человеком; обливаясь слезами раскаяния, простер десницу к наставнику вдохновенному; требовал от него силы быть добродетельным - и приял оную.

Смиренный Иерей, не требуя ни высокого имени, ни чести, ни богатства, стал у трона, чтобы утверждать, ободрять юного Венценосца на пути исправления, заключив тесный союз с одним из любимцев Иоанновых, Алексеем Федоровичем Адашевым, прекрасным молодым человеком, коего описывают земным Ангелом: имея нежную, чистую душу, нравы благие, разум приятный, основательный и бескорыстную любовь к добру, он искал Иоанновой милости не для своих личных выгод, а для пользы отечества, и Царь нашел в нем редкое сокровище, друга, необходимо нужного Самодержцу, чтобы лучше знать людей, состояние Государства, истинные потребности оного: ибо Самодержец с высоты престола видит лица и вещи в обманчивом свете отдаления; а друг его как подданный стоит наряду со всеми, смотрит прямее в сердца и вблизи на предметы.

Сильвестр возбудил в Царе желание блага: Адашев облегчил Царю способы благотворения. - Так повествует умный современник, Князь Андрей Курбский, бывший тогда уже знатным сановником двора. По крайней мере здесь начинается эпоха Иоанновой славы, новая, ревностная деятельность в правлении, ознаменованная счастливыми для Государства успехами и великими намерениями.

« Нам неизвестна прежняя жизнь этого человека, - писал Н. Костомаров. - Говорят только, что он пришелец из Новгорода Великого. В его речи было что-то потрясающее.

По мнению одних исследователей (С.М. Соловьев, И.С. Некрасов, А.С. Орлов, в настоящее время Д.В. Колесов) текст Домостроя, написанный Сильвестром - результат длительного коллективного творчества, начатого еще в 15 в. в Новгородчине, самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. По мнению других (Д.П. Голохвастов, В. Михайлов, А.И. Соболевский) авторство и составительская работа принадлежат только протопопу Благовещенского монастыря в Москве, сподвижнику Ивана Грозного Сильвестру. Сильвестр переработал изначальный текст в духе реформ Ивана Грозного и добавил назидательное поучение в форме обращения к своему сыну Анфиму. Составитель, определяя свою задачу и назначение книги, пишет, что «книга, глаголемая Домострой, имеет в себе вещи зело полезны, во учение и наказание всяком.

Существует точка зрения выдвинутая И. Н. Ждановым. Он уделяет большое внимание деятельности Сильвестра и Адашева и высказывается против традиционного взгляда на Избранную раду. По его мнению основной задачей избранной рады является устройство Стратилатских чинов , как выражался Курбский, т.е. организация служивого сословия. Избранная рада играла видную роль, борясь за переход княжеской и вотчиной Руси в Русь царскую и поместную. И. Н. Жданов впервые в историографии перенес вопрос об избранной раде в плоскость изучения реформ 50х годов. Теперь вопрос об избранной раде нельзя было решать путем выбора между двумя противоположными оценками Сильвестра и Адашева - Ивана Грозного и Курбского. Характер оценки деятельности избранной рады обуславливался, во-первых, характером оценки реформ 50х годов, во-вторых, характером оценки отношений к этим реформам со стороны Избранной рады.


7. Заключение (вывод)


В 1560 г. правительство Адашева пало. Еще после мартовских событий 1553 г. при дворе пошатнулось влияние Сильвестра. В январе 1558 г. началась Ливонская война. Иван Грозный был энергичным сторонником войны за Прибалтику, тогда как Адашев и Сильвестр всячески противились западному варианту внешней политики. Боярская группировка внутри Избранной рады , которую поддержал Адашев, настаивала на продвижении на Восток и на Юг. Земельные приобретения на юге должны были укрепить экономические позиции феодальной аристократии, а союз с Польшей и Литвой мог привести к упрочнению политического влияния боярства в стране. Внешнеполитический курс Избранной рады не мог не повлиять на отношения между Иваном IV и Адашевым. В 1560 г. противники Адашева, воспользовавшись смертью царицы Анастасии, обвинили его в отравлении жены Грозного. А. Адашев получает за опалу ссылку в Беженецкой пятине. Там он умирает. Противники Сильвестра добились его осуждения и ссылки в

Соловецкий монастырь, где он и скончался до 1570 г.

От Сильвестра осталось весьма известное сочинение «Домострой», которое пользуется популярностью и в наши дни. Здесь автор, некоторое время определявший политику Московской державы, дает ряд религиозных, нравственных и хозяйственных наставлений своему сыну. За поучительными строками нетрудно разглядеть портрет самого Сильвестра. Самая характерная идея «Домостроя» - забота о слабых, любовь и сострадание к ним. Это подлинная, не теоретическая, лишенная риторики и педантства, христианская жизненная позиция.

В процессе исследования данной темы были выполнены следующие задачи:

исследована среда формирования исторического деятеля, священника Сильвестра;

описаны черты характера и их влияние на достижение общественно-политических целей стоящих перед Сильвестром;

определена роль священника в жизни государства;

рассмотрены оценки деятельности Сильвестра со стороны его современников;

исследованы научные оценки роли священника историками.

священник Сильвестр эпоха Иван грозный


Библиографический список


1. Голохвастов Д.П. Благовещенский иерей Сильвестр и его писания. М., 1879

Домострой. М.: Молодая гвардия, 1990. - 384с.

Очерки русской культуры XVI века. М., 1976-1977. Ч. 1-2.

Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. М. 1984.

Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М.1985.

Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М. 1986.

Карамзин Н.М. История государства Российского. В 12 томах.

Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. - М, 2000 Т. 1-2

Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982.

Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб.пособие/И.Н.Данилевский, В.В. Кабанов,

О.М.Медушевская, М.Ф.Румянцева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. 702 с.

Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994.

Ключевский В.О. Сказания иностранцев о Московском государстве. - М, 1991

Мезин С. А. История русской культуры X-XVIII веков. М., 2000.

Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV - XVII веков. Новосибирск. 1991.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сильвестр (в иноках Спиридон , ум. ок. 1566) - русский православный священник, политический и литературный деятель XVI века.

Начинал духовную карьеру в Новгороде, затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле. Был связан с митрополитом Макарием.

Во время московского пожара и восстания в 1547 году произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного), которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя.

Вместе с А. Ф. Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём «Избранной рады». В 1553 году во время тяжёлой болезни царя Сильвестр был близок к двоюродному брату царя князю Владимиру Старицкому, который претендовал на престол. По выздоровлении царь охладел к Сильвестру, а в 1560 году после появления слухов о его причастности к смерти царицы Анастасии сослал его в Кирило-Белозерский монастырь, а оттуда в Соловецкий монастырь, где он принял монашеский постриг. Остаток жизни он провёл в северных монастырях, исповедуя философию нестяжательства.

Литературная деятельность

Известны два послания Сильвестра к А. Б. Шуйскому-Горбатому. Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие св. княгини Ольги. Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Литература

  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. 1995. № 3. - С. 161-172.
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: материалы международной научной конференции (21-23 апреля 2009 г.). - М., 2009. - С. 246-254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 2 (36). - С. 34-47
  • Курукин И. В. Жизнь и труды Сильвестра, наставника царя Ивана Грозного. - М., 2015.
  • Шмелев Н. П. Сильвестр. Роман, повести. - М.: Советский рисатель, 1992. - 400 с. - ISBN 5-265-02381-X.

Уникальный памятник культуры остался современникам от жителей древней Руси. Составленная в 16 веке книга была единственно правильным руководством не только для тех, кто строит дом. Её принимали за основу в вопросах и ведения хозяйства. Что такое «Домострой», чем он был для наших предков и какого его значение для историков? Попробуем разобраться.

Энциклопедия древней Руси

«Домострой» - это свод правил и советов на каждый день. Он объединил в себе духовное и мирское. Не зря стала первой «Энциклопедией домашнего хозяйства» - вот что такое «Домострой».

Некоторые иностранцы ошибочно уверены, что содержание «Домостроя» знают все без исключения жители России.

Появление «Домостроя»

В 16 веке возрастало количество рукописных книг. Они были очень ценными. Вместо пергамента с успехом начала использоваться бумага, которую доставляли в Россию из Европы. Поэтому создание «Домостроя» могло быть как в рукописном виде, так и в печатном. Некоторые исследователи сообщают о двух версиях старинной энциклопедии. Одна из них имеет очень древний слог, строгая, но правильная и мудрая. А вторая напичкана жесткими и странными порядками.

Появился «Домострой» (год создания доподлинно не известен) в первой половине 16 века в Великом Новгороде.

Предшественниками были такие славянские сборники с поучениями и рекомендациями, как «Златоуст», «Измарагд», «Златая цепь».

В «Домострое» все ранее напечатанные знания и нормы были обобщены. Исследуя «Поучение» Мономаха, можно найти много общего в правилах нравственного поведения разных эпох.

Кому принадлежит авторство?

Мнения о создателях уникальной энциклопедии расходятся. Одни исследователи уверены, что автор «Домостроя» - это духовник Ивана Грозного - протопоп Сильвестр. Он создавал книгу для наставления царя. Другие считают, что Сильвестр всего лишь переписал «Домострой» в середине 16 века.

Стоит изучить содержание этой книги по домохозяйству, чтобы понять, к чему она обязывала и почему так была почитаема церковью. Если взять за основу творение Сильвестра, то оно имеет предисловие, послание от сына к отцу и почти 70 (точнее 67) глав. Их воссоединили в основные разделы, посвященные духовному, мирскому, семье, приготовлению пищи.

Практически все главы имеют тесную связь с христианскими правилами и заповедями. После «наказа отца сыну» следующая же глава рассказывает о том, как христианам правильно верить в Святую Троицу и Пречистую Богородицу. В ней сказано, как поклоняться святым мощам и святым силам.

Огромное значение в книге уделяется почитанию царя и всякого властителя, что объединяло значимость для народа церкви и правителя.

Наставление отца к сыну

Хотелось бы ознакомиться с книгой «Домострой», краткое содержание которой описано выше, чуть подробнее.

Особое место занимает важнейшее наставление «Домостроя» - заповедь отца. Обращаясь к сыну, он в первую очередь благословляет его. Далее он наставляет сына, его жену и детей жить по христианским законам, с правдой и чистой совестью, веруя и соблюдая заповеди божьи. Отец отдает эти строчки своему сыну и его домочадцам и подчеркивает: "если писание сие не примете, то будете сами за себя отвечать в Судный день".

В него вложена величавость, мудрость и гордость. Такие наставления были бы актуальны в любое время. Ведь все родители желают своим чадам добра, хотят видеть их честными, милосердными и достойными людьми. Современная молодежь зачастую не слышит подобных фраз от своих отцов и матерей. А «Домострой», год создания которого выпал на период особого почитания Бога, ставил все на свои места. Это закон, который следует исполнять, и точка. Его не подвергали сомнению. Он расставлял всех членов семьи на свои «ступеньки», определял отношения между ними и, самое важное, объединял их. Вот что такое «Домострой».

Почитание и повиновение отцу и матери

Детям строго-настрого запрещается ругаться со своими родителями, оскорблять их и осуждать. Вее поручения нужно выполнять беспрекословно, не обсуждая сказанное родителями.

Все чада должны любить отца и мать, слушаться их, чтить их старость и повиноваться им во всем. Тех, кто ослушается, ждет проклятие и отлучение от церкви. А детям, воздающим отцу и матери послушание, бояться нечего - они проживут в благости и без напасти.

Глава наполнена мудростью, уважением к личности. Она напоминает о неразрывности будущего и прошлого, о том, что почитание родителей - это сила всего общества. К сожалению, это не пропагандируется сейчас как истина и норма. Родители потеряли авторитет для своих детей.

О рукоделии

В те далекие времена честный труд почитался очень высоко. Поэтому правила «Домостроя» коснулись добросовестного и качественного исполнения любой работы.

Осуждению предавались те, кто врет, работает нечестно, крадет, не делает добро на благо общества. Пред началом всякого дела требовалось перекреститься и попросить благословения у Господа, трижды поклониться до земли святым. Всякое рукоделие (приготовление еды, заготовка запасов, ремесленничество) надобно начинать с чистых мыслей и вымытых рук.

Все, что сделано с чистыми мыслями и желанием, будет приносить пользу людям. Разве можно с этим поспорить?..

Запрет «Домостроя»

С приходом новой власти в 1917 году этот свод правил был отменен и даже запрещен. Конечно, это было связано с тем, что революционеры выступали против религиозной пропаганды и всего, что с этим связано. Поэтому «Домострой» не мог быть одобрен новым правительством. Борьба с самодержавием и крепостничеством (поддерживаемыми церковью) запрещала упоминание о религии и православии.

В любой литературе авторы того времени доводили до читателя идею атеизма. Конечно, книга с поучениями о почитании священников и монахов, отцов своих духовных, служении царю и всяким властителям не могла быть разрешена ни в коем случае.

Такая борьба с религией в течение многих десятилетий не сказалась благоприятно на нравственности современного общества.

Воспитательное значение

Несмотря на упоминание в книге таких слов, как «страшный суд», «бес», "лукавый", все эти заповеди могли бы и сейчас стать неплохим руководством к повседневным действиям. Учитывая тот факт, что для современных жителей России «законы не писаны», опираться на свод общепринятых правил не представляется возможным.

Манеры поведения вырабатываются, исходя из норм морали, которые закладывают родители, школа, общество. Не всегда этому уделяют должное внимание. Не говоря уже о том, чтобы какие-либо правила принимались всеми для ежедневного использования. Церковь перестала настолько серьезно восприниматься людьми, чтобы почитать все божественные заповеди.

Сейчас многие труды переосмысливаются и обретают новый смысл. Труды, которые отвергались, осуждались, признаются гениальными и талантливыми. «Домострой» - это одно из таких уникальных творений, несущих для современной семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день. Основная идея книги - это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках. Не этого ли сейчас так не хватает в нашем обществе, полном лжи, лицемерия, зависти, злости и агрессии?

Историческое значение

Благодаря появлению этой книги мы сегодня можем получить сведения о быте и жизни людей того времени. «Домострой» был написан для широкого круга читателей, для людей разного социального статуса.

Это руководство для военных, дьяков, служилых и всех горожан, которые имеют семью, создают свой очаг. Независимо от того, отражает ли книга реальную жизнь или является правилом для создания идеальной жизни, она имеет огромное историческое значение для ныне живущих людей в России. Исследователи изучают по ней досуг, культурную и интеллектуальную жизнь населения Руси в 16 веке. Хотя в то время как таковых развлечений вообще не существовало, поскольку любые развлечения церковь осуждала и запрещала. Что такое «Домострой» для историков? Это важная информация о частной жизни, семейных ценностях, религиозных правилах, традициях и законах повседневности в русской семье того времени.

Вверх