Было ли гонение на ведьм на руси. Ведьмы на руси Что на руси делали с ведьмами


На Руси действительно ведьм никогда не сжигали, более того в судебнике царя Федора Иоанновича от 1589 года они находились под правовой защитой от возможных оскорблений с компенсацией в две деньги. Так что наши ведьмы в представлении народного самосознания были пушистыми и весьма уютными созданиями.Народный взгляд на волшебство был не демонологический, как на Западе, где ведьм очень остро преследовали и сжигали — первая ведьма сожжена в Тулузе в 1275 году и главным основанием для преследования ведьм было подозрение в отношениях с нечистой силой.
.
А наши предки допуская существование в природе сил и законов, вообще неизвестных, считали, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать, само по себе познание тайны природы не считалось за что-то греховное, противоречащее религиозному взгляду.

Думается внести статью о защите ведьм в судебник от оскорблений могла заставить украинская практика, которая сооответсвенно приобреталась от польских шляхтичей - испытание ведьм водой. Когда женщин связывали и опускали в реку или в водоем. Известны единичные случаи такого беспредела на Украине. Ну, а, польская шляхта известная подражательница западного влияния, так что ничего удивительного, что на украине было то, чего не было на Руси.


Ответ на комментарий внизу к статье
Таланты и поклонники. Часть I

Как вам катастрофически повезло с поединщиком! Ведь я нисколько не скрываю, что в нашем степном хуторке на меня были несколько иные планы. нежели «в работу вновь включается дизель-молот». Вся округа была твердо уверена, что я должна стать очередной ведьмой. Особо подчеркну, что не нынешними эксросексами, прорицателями и предвидицами, а нормальной кондовой ведьмой.

К неправильному пониманию этого явления, конечно, ручонку приложил еще Куприн («Олеся»), начитавшись всякого во французских романчиках. Не знаю, конечно, как там в Полесье, но чтоб у нас кто руку на ведьму поднял - так такого и в мыслях не было. Хоть бы эта дура Колядина поинтересовалавсь, сожгли ли хоть одну ведьму на Руси. Лично я в эти самые ведьмы идти отказалась, поскольку как раз с этим делом у ведьм… обстояло неважно. Просто облом какой-то получался. Потому и в «Голосе Череповца» нечего на ведьм напраслину возводить. На Руси никто ведьм не сжигал, но и хрен им не обламывался.

Ведьмы имели узко практическое применение. По сути, они были ветеринарами и фельдшерами в одном флаконе, а так же телефоном доверия с психотерапевтической помощью в особо нервных случаях. Меня лично нисколько не вдохновляли рассказы о настоящем героизме ведьм, когда одна вельма одновременно приняла двойню у хозяйки, растелила ее же корову и вылечила ее мужа от падучей. Интересно, как после такого - ....?
Если в округе было 70 дворов (а всегда приходилось гораздо больше), так ведь свет мил не будет. Это круглосуточное дежурство.

Колдунов сжигали, это было. А ведьм со съехавшей от жизни такой крышей - отдавали в монастырь на перевоспитание. Там они, бедняжки, хоть выспаться могли.
До Никона монастыри на Руси не разделялись на мужские и женские, поэтому перевоспитание в допетровской Руси происходило замечательно. Ведьм старались побыстрее перевоспитать и вернуть к их ненормальному образу жизни - как можно скорее.
Если бы хоть одну сожгли - поискали бы вы тогда желающих, как же.

Если в заграницах ведьм жгли - то не от большого ума, да потому что там бабы пакостливые. Ну, так и голосу Череповца надо все же фильтровать базар, соображать, что в Череповце находишься, а не Телявиве.
Ну, полагаю, за подобное оскорбление найдется кому ответить госпоже Калядиной так, чтоб ее всю поперек перекосило и.... стало нечем.

Слово «ведьма» в древнерусском языке связано со словами «ведать», «предвидеть». Так называли женщин – хранительниц тайн божественных знаний. В древности, до крещения Руси, ведьмы звались – берегинями, ведуньями. В языческом пантеоне была богиня Яга. Она приходила к людям в образе старухи. Подарила огонь, дала знания о магии и целительстве, научила различать травы и делать настои.

На Руси к ведьмам всегда обращались за помощью и почитали их, как мудрых и всеведущих женщин. На западе, к ведьмам относились совсем иначе.

Западная охота на ведьм – страшное время инквизиции

Пятьсот лет назад, в декабре 1484 года, было опубликовано пособие для инквизиции «Молот ведьм». Самый мрачный из всех трудов по демонологии. Ее авторы, монахи Генрих Крамер и Яков Шпренгер, были борцами с колдовством и ведьмами. Они ссылались на библейское описание: «…не оставляй в живых ворожею…». Тысячи женщин подверглись ужасающим пыткам и были сожжены заживо. В колдовстве обвиняли практически всех , особенно деревенских здравниц, знахарок и повитух. После их смерти было утрачено множество полезных знаний. Увеличилась детская смертность, а место акушерок заняли врачи мужчины.

В страхе , инквизиция дошла до того, что сжигала маленьких девочек. Охота на ведьм длилась около двухсот лет, и унесла жизни ста тысяч женщин. Кажется непостижимым, но людей сжигали во времена Ньютона и Канта, Моцарта и Гете. Среди судей были профессора университетов.

Охоты на ведьм не было. В начале восемнадцатого века, Петр первый, издал указ против кликуш – обычных обвинителей колдунов. Это царское решение, раз и навсегда перекрыло канал доносов на магов.

На Руси с древнейших времён существовало очень много ведьм. В своей практической деятельности использовали они разные формы колдовства. Одна из самых опасных форм – выбор следа из-под ног и бросание пыли по ветру. В чём заключалось это колдовство? Ведьма брала пыль со следа того человека, которого хотела погубить. Клала эту пыль на ладонь и произносила проклятие. Затем проходила мимо дома намеченной жертвы и сдувала заговоренную пыль у порога или у ворот. После этого гибель человека была неминуемой.

Главная роль в волшебстве отводилась заговору или примолвлению. То есть магическая сила приписывалась не вещам или предметам, а словам. Именно они и напитывали различные предметы силой. Это означало, что магия исходила из человеческой души, а не от природы.

Даже лечение или отрава с помощью трав приписывались не вредному или целебному свойству растений, а колдуну, который наделял их различными свойствами посредством своей воли. Поэтому православная церковь негативно относилась к лечению травами и именовала его зелейничеством. Предполагалось, что абсолютно безвредное растение способно убить, если наделить его волшебной силой.

В 1632 году, когда Московское царство воевало с Литвой, государственным указом запретили ввозить на территорию Руси хмель. А родился такой указ на основании доноса лазутчиков. Те сообщили, что какая-то ведьма наговаривает на хмель. И когда такой хмель попадёт в Московию, то начнётся моровое поветрие.

В XV-XIX веках люди особенно боялись отвара из «подземного корня». Якобы ведьмы Руси находили его в пещерах, заброшенных колодцах и произносили над ним проклятие. После этого готовилась отрава, которую продавали в готовом виде. А вот сам загадочный корень никто из простых людей не видел. Особенно славились умением изготовлять яды из загадочного растения ведьмы, живущие в Замоскворечье первопрестольной.

В первой половине XVII века там жили такие известные ведьмы Руси как Феклица, Улька, Машка Козлиха, Наська Черниговка, Дунька. В 1638 году возникло дело о насланной порче на царицу Евдокию. И всех замоскворецких чаровниц допрашивали, так как те практиковали услуги посредством наговоров на какие-либо вещи.

Так к чародейке Наське Черниговке обращались женщины, страдающие от побоев мужей. Колдунья «отмывала сердца и ревность мужей». Наговаривала она на соль, белила, мыло и велела женщинам умываться мылом и белиться белилами, а соль подсыпать мужьям в пищу.

Одной из самых популярных в Москве считалась ведьма Феклица из Замоскворечья. Поговаривали, что дружит она с призраками и запросто общается с самим Сатаной. Жила эта женщина недалеко от Серпуховских ворот Скородома. Надо сказать, что в Замоскворечье в то время существовало много слобод. Жили там тяглые люди, возившие всевозможные грузы, переводчики-толмачи, иностранные, псковские, новгородские купцы. Издавна процветали в этом районе знахари, гадалки, колдуньи и ведьмы.

А Феклица, общаясь с духами, постоянно запугивала народ. Стращала тех, кто пытался без её ведома вырыть колодец или оборудовать подвал. Люди старались с ней не ссориться. Ведь она могла и воду в колодце отравить, и дом провалить под землю, и нечисть натравить всякую. Сам Сатана помогал ей людей наказывать. Для этого Феклица выцарапала на срубе заброшенного колодца специальный знак. И владыка злых сил сразу же являлся на её зов.

Следует заметить, что отношение в ведьмам Руси было двоякое. Их боялись, но в то же время звали на помощь в трудную минуту, просили погадать, поворожить, снять порчу. А случалось, что били, сажали в каземат, пытали, топили, сжигали на кострах. Кровавые расправы над чародейками практиковался на русской земле чрезвычайно широко. Но от Суда Святой инквизиции они отличались тем, что колдуний убивали обычные граждане, а государственная власть подобное практиковала от случая к случаю.

И знаменитой Феклицы коснулся народный гнев. В конце концов, жители первопрестольной с ней расправились. Причиной стал пожар в Замоскворечье. Уничтожил он много домов, и не все хозяева смогли вновь отстроить свои жилища. Несколько участков остались заброшенными. И стали на этих пепелищах дети играть. Как-то обнаружили они погреб и залезли в него. Увидели там уходящий в землю лаз, решили проверить, куда он идёт, и пропали.

Всполошилась родня пропавших детей, поползли слухи, что это Феклица их погубила. Принесла в дар невинные детские души тем призракам, с которыми постоянно зналась. Тут ей все грехи припомнили, накопленные за многие годы.

Ввалились разъярённые мужики и бабы в избу Феклицы. Избили её и поволокли за волосы к заброшенному колодцу, где на срубе вырезала она знаки. В этот колодец ведьму и скинули. Для верности ещё и камнями забросали. Но успела крикнуть Феклица проклятия своим палачам.

Так уж издревле повелось, что ведьмы Руси никогда своих обидчиков не прощали. Вот и в этом случае пропавшая ребятня не вернулась, а на участников казни посыпались беды. Кого-то разбойники зарезали, кто-то от болезни умер, а кто-то остался без дома и имущества после очередного пожара. А перед тем, как беда заглядывала в чью-то семью, на жилище, где та жила, появлялись знаки. Точно такие же, как на срубе заброшенного колодца.

Долгие годы молва о Феклице не давала покоя обывателям. А старых ведьм Руси тем временем сменяли новые. И постепенно рождались иные предания и слухи.

В этой статья я расскажу о том, как же ведьмам жилось на Руси. Бытует мнение, что инквизиции как таковой в христианской России не было. Да, католическая церковь, под знаменами которой в Европе жгли людей, у нас власти не имела, но и в наших землях были прецеденты. Конечно их не так много и планомерной охоты на ведьм на Руси никогда не было.
Принято считать, что до всеобщей христианизации Руси знахарей, ведунов, ведьм уважали и боялись. Не знаю, но думаю что нравы после Крещения Руси не сильно изменились. И деревенских колдунов все так же продолжали уважать и бояться. Но стоило заболеть скоту или людям, как в этом же колдуна-ведьму и обвиняли. Разбирала такие дела конечно церковь. В «Уставе князя Владимира о суйдестве» ведовство, чернокнижие и проч. относилось к суду церкви.

Что же рассказывает нам история? А вот что: один из процессов над ведьмами был инициирован в 1024 году. Это было под Суздалью и «сожжены были лихие бабы», женщин обвинили в неурожае. Дальше Новгород 1227г. на архиерейском подворье «были сожжены четыре волшебника». Год 1444 Можайск, тут народ не погнушался схватить и з жечь боярина Дмитровича и его жену. Церковные деятели были всеми руками за казни чернокнижников. Точно известно, что киевский митрополит Иоанн, владимирской епископ Серапион, новгородский архиепископ Антоний были ярыми сторонниками за уничтожение ведьм. Сколько тут было истинной веры, а сколько жажды наживы не знаю.

Вспомним Иоана Грозного - вот кто снискал себе славу в борьбе с чернокнижкниками. Даже своих ближайших советников Сильвестрова и Адашева обвинил в чародействе и в том, что «извели царицу Анастасию Романовну». правда их сослали в монастырь, грехи замаливать. Иван Грозный указом своим запрещал иметь в доме «богомерзкие книги», чародев буде таковые найдутся, приказывалось бить. гнать и ограбить. Сколько под это свелось личных счетов и неизвестно.
Федор Иоанович, сын Ивана Грозного, пробовал быть более либеральным к магам и чародеям. В его 1589г судебнике ведьмы защищались от произвола и оскорблений. Но при этом в 1591 году при большом стечении народа были сожжены колдуны наславшие болезни на Мурат-Гирея.
1647 год, правит царь Алексей Михайлович, по его указу были в Шацке сожжен крестьянин с женой. а через какое-то время еще один и тоже с женой. Этих несколько дней пытали, потом сломали ребра, сожгли ноги, и бросили в тюрьму, где люди и умерли от голода.
Гетман Украины Иван Брюховецкий, который активно наводил мосты с Москвой, и даже был женат на дочери московского боярина, сжег 6 женщин после того, как у его супруги случился выкидыш: «сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкова полковника жену Острую». Историки говорят, что людям крайне не нравилось, что их атаман так связан с Москвой, и акт устрашения был им предпринят, чтобы напугать и успокоить людей.
В 1714 году Татищев спас на Полтавщине женщину, которую хотели сжечь.
1720г. - Волынь, сожжена крестьянка Каплунка Проська. Женщину засыпали землей по шею, а голову сожгли. Она обвинялась в насылании мора на деревню.
1730г. помещик Малинский несколько дней пытает и сжигает свою крепостную Мотрону Перистую.
1745г. село Обуховка, крестьяне сожгли женщину, потому что на поле стали появляться «закрутки», и именно потому подохло много коней.
1758г. управляющий поместьем графа Тышкевича сжег «шестерых чаровниц», о чем и докладывал своему хозяину. В соседнем поместье в тоже время была сожжена еще одна женщина: «Женщина созналась, и с великим отчаянием отправилась на тот свет» писал тамошний управляющий.
К концу ХVII века, люди стали верить в колдовство все меньше и меньше, а на чародеев предложено было подавать в суд. Например помещик Балаба подал в суд на крестьянку, так на его поле стали появляться «закрутки», и он боялся собирать урожай. После освящения урожая, Балаба все же собрал его, но сам есть не отважился - все продал. А через пару дней подал в суд на ведьму Зиновию Глобиху, так как его семья стала чувствовать себя плохо.
Несмотря на все меньшую веру в колдунов, самосуды все еще происходили: д. Врачево 1879г, Новгородская область сейчас, сожжена крестьянка «за её чародейство» Аграфена Игнатьева, 1885 под Херсоном сожгли «трёх ведьм», их обвинил в наступлении засухи. В 1904 году в суде было дело об убийстве женщины мельником. Старушка проходила мимо его мельницы и перекрестилась, мельник усмотрел в этом порчу, и выскочив убил женщину колом.
С наступлением советской власти всякая вера в колдовство и чародейство высмеивалась, правда и ведуньи, к которым ходили за помощью люди, активно ссылались и сажались. Потому гонения по сути продолжались, но уже не по вере в колдовство, а по тем же мотивам, что на христианскую церковь.
Много или мало было убито, пытано, сожжено на Руси людей по обвинению в ведовстве - если сравнивать с «просвещенной Европой», то очень мало. Повальных гонений не было, конечно. Но и сказать что страх перед ведьмами обошел Русь стороной нельзя.


Ведающая мать - это тоже самое что ведун, знающий человек, выше - только волхвы (выше волхвов была лишь Правь - другие измерения, где живут не физические тела наших Предков (Богов-отцов и Богинь-матерей)

Слово «ведьма» имеет древнерусский корень «вЪдъ», что связан со значениями «ведать», «знать», «уметь». В санскрите «веда» означает «священное знание». То есть в древности слово ведьма не имело однозначного значения, и означало женщин, которые сохраняли тайное, сакральное знание. Слово «ведьма» сначала употреблялось в значении «та, что всё знает», откуда возникло дальнейшее «ворожея».

Ведьмы - ведающие (знающие) издавна жили отдельно от остальных людей. Так проще собирать знания (наблюдать за природой). Также немаловажным было то, что к Ведьме за помощью приходили только те, кому это действительно было нужно. Для простых людей ведьмы (ведуны) были очень уважаемыми (именно поэтому, ведунов напрасно не отвлекали). Так ли это?

В колдунов и ведьм на Руси верили всегда. Недаром ни одна русская сказка не обходится без этих «нечистых». Называли этих людей по-разному: колдуны, волхвы, знахари, ведьмы, мольфары, ворожеи, кудесы, и это далеко не полный список их имен.

Со временем у каждого из магов появилась своя «компетенция». Самыми опасными народ считал именно ведьм. Согласно поверьям они доят по ночам коров, выдаивая молоко до крови, могут превращаться в животных или неодушевленные предметы, чтобы навредить людям, снимать с неба звезды и прятать их у себя в подвале. Они также могут управлять погодой: задержать или призвать тучи, тем самым вызвать засуху, голод или потоп. Им же приписывали завитки, закрутки и заломы (свернутые особым образом колоски) на нивах, которые они делали с целью причинить вред хозяину нивы или чтобы перетянуть к себе чужое зерно.

Ведьмами обычно считали старух. А поскольку до начала ХХ века средняя продолжительность жизни была 32-38 лет, и в 50 человек считался уже древним старцем, то людям казалась странным такой долгий век, и они связывали это с вмешательством чар. (Например, Пушкин описывает мужа Т. Лариной так: „старый генерал“, а ведь ему, судя по всему, было лет 40) Реже ведьмами считали замужних женщин или вдов, но никогда - молодых девушек. Все ведьмы делились на две категории: родимых и ученых. Причем вторые считались более опасными.

На юге России считали, что ведьмы — это, как правило, молодые вдовы, причем настолько красивые, что за взгляд прекрасных очей не жалко жизнь отдать.

В средней полосе России — это неопрятные, толстые бабы с бельмом на глазу, в северных губерниях — иссохшие косматые старухи. Главная отличительная особенность ведьм — маленький хвостик, который они прячут от посторонних глаз. Самое верное средство понять, кто перед тобой, ведьма или обычная женщина, — позвать ее в баню. Если откажется мыться в присутствии других баб, опасаясь обнаружить свой хвост, значит, точно, ведьма. Ведьмы приходят в церковь, но они не молятся и не исповедуются и поворачиваются к иконостасу спиной.

Колдуны же, по поверьям крестьян, это пожилые плотные мужики высокого роста с нестрижеными ногтями и густой косматой бородой. Смотрят они «волчьим» взглядом — исподлобья, насупившись. Изба колдуна, как правило, стоит на краю деревни. В ней одно окошко, а сама изба покосилась. Днем и ночью дверь на запоре. Колдун носит полушубок, подпоясанный ремнем, зимой и летом, даже в жару. Живет он, как и ведьмы, не венчанным с полюбовницей, молодой и красивой.

Что вы вспоминаете, когда слышите слово Средневековье? Инквизиция и охота на ведьм. Но все это - в Западной Европе. А что у нас? На землях Руси колдовские обряды имели глубокие корни, и с ними тоже пытались бороться, хоть и не столь кровавыми методами, как инквизиция.

Почти в каждом селе была женщина или старуха, которую считали ведьмой. Людей, имевших дело с «нечистой силой» уважали, шли к ним за советом или помощью, но в то же время, если в деревне происходили какие-то неприятности, все были уверенны, что это дело рук сельского мага. В таких случаях иногда доходило и до самосуда. Именно поэтому дома людей, которые имели дело с потусторонними силами, как правило, находились на самой окраине деревень, у опушек лесов. Это гарантировало минимальную безопасность в случае волнений. Однако открыто выступать против подобных людей боялись, и до крайних мер доходило только в исключительных случаях.

Борьбу с ведьмами возглавила церковь. Первые процессы начались еще в XI в. В «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. Есть упоминание о том, что в 1024 году в суздальской земле были сожжены «лихие бабы», которых обвинили в неурожае, что постиг крестьян. В 1227 году в Новгороде на архиерейском дворе сожгли «четырех волшебников». В 1444 году в Можайске был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой по обвинению в чародействе.

Сторонниками казни ведьм и колдунов были многие видные религиозные деятели того времени: киевский митрополит Иоанн, владимирской епископ Серапион, новгородский архиепископ Антоний и другие.

В исторических хрониках есть записи о расправах над женщинами, которых подозревали в ведовстве. В Пскове в 1489 году во время моровой язвы сожгли тринадцать ведьм. В 1670 году под Москвой сожгли в избе старуху Олену. Она во время допроса «с пристрастием» призналась, что наводила порчу на людей. В 1678 году под Смоленском крестьянина Оглоедова заподозрили в том, что он напускает на людей икоту. В этом он признался на дыбе, после чего его признали колдуном и посадили на кол.

В Клязьме в 1690 году крестьянку Евдокию сожгли за то, что она якобы выдаивала коров и напускала мор на кур.

В 1730 году Сенат издал указ, в котором говорилось, что ведьм и колдунов следует сжигать на костре. В 1779 году епископ устюжский направил в Синод послание, в котором сообщал о появлении в сельских областях губернии ведьм и колдунов. Они якобы отвращают людей от православной веры и напускают разного рода болезни посредством зараженных мух.

В 1899 году в Орле женщина по имени Татьяна, которую считали ведьмой, пригрозила соседке, что превратит ее в свинью. Та позвала мужиков, и они принялись бить Татьяну и раздели донага, чтобы найти хвост. Несмотря на отсутствие хвоста, Татьяну связали и отвезли в волость к земскому начальнику. Тот сказал, что столичное начальство в колдунов и ведьм верить не велит, и отправил мужиков восвояси. Те начали просить у Татьяны прощения, а также потребовали обещания не выдаивать коров и не напускать порчу. На том и помирились.

Активно боролся с ведьмами Иван Грозный. Даже советников царя, Сильвестра и Адашева, сослали в монастырь по обвинению в том, что они «извели царицу Анастасию Романовну». В 1551 году Стоглавый собор ужесточил меры по борьбе с кудесниками. Запрещалось держать в доме «богомерзкие книги», а народ призывали обличать чародеев. Обнаруженных магов предлагалось избить, ограбить и изгнать из общины. Неудивительно, что в это время под прикрытием изгнания ведьм сводились личные счеты.

Некоторая либерализация по отношению к магам произошла при сыне Ивана Грозного - Федоре Иоанновиче. Так, согласно его судебнику 1589 года, ведьмы и чародеи защищались государством от оскорблений и самосуда. Но, по мнению многих ученых он действовал только на Русском севере. В 1591 году в Астрахани, при большом скоплении людей были сожжены колдуны, которые якобы наслали болезнь на крымского царевича Мурат-Гирея.

В 1647 г. при царе Алексее Михайловиче в Шацке крестьянин Терешка и его жена Агафьица были обвинены в чародействе. По указу царя их сожгли на центральной площади. Через два года под то же обвинение попали некий мордвин и его жена. Их трижды пытали, сломав ребра, потом сожгли им ноги и бросили в тюрьму, где те и умерли от голода.

Одна из крупнейших охот на ведьм состоялась в 1667 году в Гадяче на Полтавщине. Этот город в то время был столицей гетмана левобережной Украины Ивана Брюховецкого. Он активно шел на сближение с Москвой и царским двором. Для этого он даже женился на дочке московского боярина Дарье Исканской, что не могло понравиться простому народу. Поэтому когда у его беременной жены случился выкидыш, гетман усмотрел тут злой умысел. И через несколько дней он приказал «сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкова полковника жену Острую». Во многих источниках того времени говорится, что эти женщины были невиновны, а гетман просто хотел усмирить недовольный народ.

В 1714 году в Лубнах, также на Полтавщине, собирались сжечь женщину за чародейство. Избежать этого удалось только благодаря вмешательству историка В. Татищева, который находился в городе проездом из Германии. В 1720 году на Волыни в колдовстве обвинили крестьянку Проську Каплунку. Ее засыпали землей по шею и сожгли за то, что она напустила на село моровую язву. В 1730 году кременцкий помещик Лука Малинский обвинил в колдовстве свою крепостную Мотруну Перистую. Женщину несколько дней пытали, после чего сожгли. В 1745 году в селе Обуховка Миргородского полка крестьяне спалили Вивдю Москаленчиху, так как на полях стали появляться «завитки», что по их мнению привело к смерти коней.

В 1758 г. управляющий крупным имением, принадлежавшим графу Тышкевичу, докладывал своему помещику, что им сожжено шесть «чаровниц». Соседний помещик также сжёг крестьянку, обвинив её в колдовстве. «Женщина созналась, — писал управляющий помещику, — и с великим отчаянием отправилась на тот свет».

Начиная с конца ХVII века случаи самочинной расправы на ведьмами стали встречаться реже. Крестьяне стали меньше верить в колдовство и чародейство, а если что-то подозрительное и случалось, то предпочитали подавать в суд. Так в 1794 году прилуцкий мещанин Иван Балаба подал жалобу на Зиновию Глобиху, которая как будто делала завитки на его ниве. Он обратился в церковь, и священник после молитвы разрешил ему собирать урожай. Однако хозяин побаивался употреблять его сам. Часть он отдал жнецам, которые помогали в сборке, остальное продал, хоть и с потерей в цене. А через некоторое время обратился в суд, так как он и его жена начали ощущать ухудшение здоровья.

Стоит сказать, что именно завитки вызывали особый страх у населения, ведь это был объективный показатель. Если завитки появлялись, значит, их кто-то делал. В таких случаях пытались найти человека, который мог бы распутать их, но это было опасно и для хозяина нивы, и для знахаря, который вызвался помочь. Так в 1785 году в селе Батуровка от неизвестной болезни «зжиманіем рук, ног и всего корпуса» умерло восемь человек из двух семей. Односельчане утверждали, что причиной стали завитки на полях.

В ХІХ веке вера в волшебство стала еще меньше. Суды если и брали на рассмотрение дела о магических ритуалах, то чаще всего ограничивались штрафами.

Но случаи самосуда еще встречались. Так в декабре 1879 г. в деревне Врачево Новгородской губернии сожгли крестьянку Аграфену Игнатьевну за её «колдовство», а летом 1885 г. в деревне Пересадовке Херсонской губернии такую же расправу учинили с тремя крестьянками, обвинёнными в наступлении засухи. В 1904 году суд в Сумах рассматривал дело против одного крестьянина, который избил старуху ведьму. Та, проходя мимо его мельницы, перекрестилась, а он усмотрел в этом порчу, выскочил на улицу и ударил женщину колом.

Получается, чток колдунам и ведьмам относились, в принципе так же, как и на Западе. Разница, между Россией и Западной Европой в борьбе с ведовством, только в том, что унас это никогда не принимало характер массовой истерии. Да и костер с пытками применялся реже и в основном в столицах. Простой люд предпочитал развираться с ведьмами дрыном по голове или пускать с камнем на шее в воду.

Во времена советской власти все представления о колдовстве искоренялись из народного сознания. Но даже сейчас, приехав в далекое село, можно услышать рассказы о том, как одна соседка навела порчу на другую. После этого невольно задумываешься, а может, все это не просто сказки на ночь?..

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

Рубрики:
Метки:

Процитировано
Понравилось: 1 пользователю

Исходное сообщение ситх1011

Ведающая мать - это тоже самое что ведун, знающий человек, выше - только волхвы (выше волхвов была лишь Правь - другие измерения, где живут не физические тела наших Предков (Богов-отцов и Богинь-матерей)

Слово «ведьма» имеет древнерусский корень «вЪдъ», что связан со значениями «ведать», «знать», «уметь». В санскрите «веда» означает «священное знание». То есть в древности слово ведьма не имело однозначного значения, и означало женщин, которые сохраняли тайное, сакральное знание. Слово «ведьма» сначала употреблялось в значении «та, что всё знает», откуда возникло дальнейшее «ворожея».

Ведьмы - ведающие (знающие) издавна жили отдельно от остальных людей. Так проще собирать знания (наблюдать за природой). Также немаловажным было то, что к Ведьме за помощью приходили только те, кому это действительно было нужно. Для простых людей ведьмы (ведуны) были очень уважаемыми (именно поэтому, ведунов напрасно не отвлекали). Так ли это?

В колдунов и ведьм на Руси верили всегда. Недаром ни одна русская сказка не обходится без этих «нечистых». Называли этих людей по-разному: колдуны, волхвы, знахари, ведьмы, мольфары, ворожеи, кудесы, и это далеко не полный список их имен.

Со временем у каждого из магов появилась своя «компетенция». Самыми опасными народ считал именно ведьм. Согласно поверьям они доят по ночам коров, выдаивая молоко до крови, могут превращаться в животных или неодушевленные предметы, чтобы навредить людям, снимать с неба звезды и прятать их у себя в подвале. Они также могут управлять погодой: задержать или призвать тучи, тем самым вызвать засуху, голод или потоп. Им же приписывали завитки, закрутки и заломы (свернутые особым образом колоски) на нивах, которые они делали с целью причинить вред хозяину нивы или чтобы перетянуть к себе чужое зерно.

Ведьмами обычно считали старух. А поскольку до начала ХХ века средняя продолжительность жизни была 32-38 лет, и в 50 человек считался уже древним старцем, то людям казалась странным такой долгий век, и они связывали это с вмешательством чар. (Например, Пушкин описывает мужа Т. Лариной так: „старый генерал“, а ведь ему, судя по всему, было лет 40) Реже ведьмами считали замужних женщин или вдов, но никогда - молодых девушек. Все ведьмы делились на две категории: родимых и ученых. Причем вторые считались более опасными.

На юге России считали, что ведьмы - это, как правило, молодые вдовы, причем настолько красивые, что за взгляд прекрасных очей не жалко жизнь отдать.

В средней полосе России - это неопрятные, толстые бабы с бельмом на глазу, в северных губерниях - иссохшие косматые старухи. Главная отличительная особенность ведьм - маленький хвостик, который они прячут от посторонних глаз. Самое верное средство понять, кто перед тобой, ведьма или обычная женщина, - позвать ее в баню. Если откажется мыться в присутствии других баб, опасаясь обнаружить свой хвост, значит, точно, ведьма. Ведьмы приходят в церковь, но они не молятся и не исповедуются и поворачиваются к иконостасу спиной.

Колдуны же, по поверьям крестьян, это пожилые плотные мужики высокого роста с нестрижеными ногтями и густой косматой бородой. Смотрят они «волчьим» взглядом - исподлобья, насупившись. Изба колдуна, как правило, стоит на краю деревни. В ней одно окошко, а сама изба покосилась. Днем и ночью дверь на запоре. Колдун носит полушубок, подпоясанный ремнем, зимой и летом, даже в жару. Живет он, как и ведьмы, не венчанным с полюбовницей, молодой и красивой.

Что вы вспоминаете, когда слышите слово Средневековье? Инквизиция и охота на ведьм. Но все это - в Западной Европе. А что у нас? На землях Руси колдовские обряды имели глубокие корни, и с ними тоже пытались бороться, хоть и не столь кровавыми методами, как инквизиция.

Почти в каждом селе была женщина или старуха, которую считали ведьмой. Людей, имевших дело с «нечистой силой» уважали, шли к ним за советом или помощью, но в то же время, если в деревне происходили какие-то неприятности, все были уверенны, что это дело рук сельского мага. В таких случаях иногда доходило и до самосуда. Именно поэтому дома людей, которые имели дело с потусторонними силами, как правило, находились на самой окраине деревень, у опушек лесов. Это гарантировало минимальную безопасность в случае волнений. Однако открыто выступать против подобных людей боялись, и до крайних мер доходило только в исключительных случаях.

Борьбу с ведьмами возглавила церковь. Первые процессы начались еще в XI в. В «Уставе князя Владимира о церковных судах» ведовство, чародейство и волхвование отнесено к числу дел, которые разбирала и судила православная церковь. Есть упоминание о том, что в 1024 году в суздальской земле были сожжены «лихие бабы», которых обвинили в неурожае, что постиг крестьян. В 1227 году в Новгороде на архиерейском дворе сожгли «четырех волшебников». В 1444 году в Можайске был сожжен боярин Андрей Дмитрович с женой по обвинению в чародействе.

Сторонниками казни ведьм и колдунов были многие видные религиозные деятели того времени: киевский митрополит Иоанн, владимирской епископ Серапион, новгородский архиепископ Антоний и другие.

В исторических хрониках есть записи о расправах над женщинами, которых подозревали в ведовстве. В Пскове в 1489 году во время моровой язвы сожгли тринадцать ведьм. В 1670 году под Москвой сожгли в избе старуху Олену. Она во время допроса «с пристрастием» призналась, что наводила порчу на людей. В 1678 году под Смоленском крестьянина Оглоедова заподозрили в том, что он напускает на людей икоту. В этом он признался на дыбе, после чего его признали колдуном и посадили на кол.

В Клязьме в 1690 году крестьянку Евдокию сожгли за то, что она якобы выдаивала коров и напускала мор на кур.

В 1730 году Сенат издал указ, в котором говорилось, что ведьм и колдунов следует сжигать на костре. В 1779 году епископ устюжский направил в Синод послание, в котором сообщал о появлении в сельских областях губернии ведьм и колдунов. Они якобы отвращают людей от православной веры и напускают разного рода болезни посредством зараженных мух.

В 1899 году в Орле женщина по имени Татьяна, которую считали ведьмой, пригрозила соседке, что превратит ее в свинью. Та позвала мужиков, и они принялись бить Татьяну и раздели донага, чтобы найти хвост. Несмотря на отсутствие хвоста, Татьяну связали и отвезли в волость к земскому начальнику. Тот сказал, что столичное начальство в колдунов и ведьм верить не велит, и отправил мужиков восвояси. Те начали просить у Татьяны прощения, а также потребовали обещания не выдаивать коров и не напускать порчу. На том и помирились.

Активно боролся с ведьмами Иван Грозный. Даже советников царя, Сильвестра и Адашева, сослали в монастырь по обвинению в том, что они «извели царицу Анастасию Романовну». В 1551 году Стоглавый собор ужесточил меры по борьбе с кудесниками. Запрещалось держать в доме «богомерзкие книги», а народ призывали обличать чародеев. Обнаруженных магов предлагалось избить, ограбить и изгнать из общины. Неудивительно, что в это время под прикрытием изгнания ведьм сводились личные счеты.

Некоторая либерализация по отношению к магам произошла при сыне Ивана Грозного - Федоре Иоанновиче. Так, согласно его судебнику 1589 года, ведьмы и чародеи защищались государством от оскорблений и самосуда. Но, по мнению многих ученых он действовал только на Русском севере. В 1591 году в Астрахани, при большом скоплении людей были сожжены колдуны, которые якобы наслали болезнь на крымского царевича Мурат-Гирея.

В 1647 г. при царе Алексее Михайловиче в Шацке крестьянин Терешка и его жена Агафьица были обвинены в чародействе. По указу царя их сожгли на центральной площади. Через два года под то же обвинение попали некий мордвин и его жена. Их трижды пытали, сломав ребра, потом сожгли им ноги и бросили в тюрьму, где те и умерли от голода.

Одна из крупнейших охот на ведьм состоялась в 1667 году в Гадяче на Полтавщине. Этот город в то время был столицей гетмана левобережной Украины Ивана Брюховецкого. Он активно шел на сближение с Москвой и царским двором. Для этого он даже женился на дочке московского боярина Дарье Исканской, что не могло понравиться простому народу. Поэтому когда у его беременной жены случился выкидыш, гетман усмотрел тут злой умысел. И через несколько дней он приказал «сжечь пять баб ведьм да шестую гадяцкова полковника жену Острую». Во многих источниках того времени говорится, что эти женщины были невиновны, а гетман просто хотел усмирить недовольный народ.

В 1714 году в Лубнах, также на Полтавщине, собирались сжечь женщину за чародейство. Избежать этого удалось только благодаря вмешательству историка В. Татищева, который находился в городе проездом из Германии. В 1720 году на Волыни в колдовстве обвинили крестьянку Проську Каплунку. Ее засыпали землей по шею и сожгли за то, что она напустила на село моровую язву. В 1730 году кременцкий помещик Лука Малинский обвинил в колдовстве свою крепостную Мотруну Перистую. Женщину несколько дней пытали, после чего сожгли. В 1745 году в селе Обуховка Миргородского полка крестьяне спалили Вивдю Москаленчиху, так как на полях стали появляться «завитки», что по их мнению привело к смерти коней.

В 1758 г. управляющий крупным имением, принадлежавшим графу Тышкевичу, докладывал своему помещику, что им сожжено шесть «чаровниц». Соседний помещик также сжёг крестьянку, обвинив её в колдовстве. «Женщина созналась, - писал управляющий помещику, - и с великим отчаянием отправилась на тот свет».

Начиная с конца ХVII века случаи самочинной расправы на ведьмами стали встречаться реже. Крестьяне стали меньше верить в колдовство и чародейство, а если что-то подозрительное и случалось, то предпочитали подавать в суд. Так в 1794 году прилуцкий мещанин Иван Балаба подал жалобу на Зиновию Глобиху, которая как будто делала завитки на его ниве. Он обратился в церковь, и священник после молитвы разрешил ему собирать урожай. Однако хозяин побаивался употреблять его сам. Часть он отдал жнецам, которые помогали в сборке, остальное продал, хоть и с потерей в цене. А через некоторое время обратился в суд, так как он и его жена начали ощущать ухудшение здоровья.

Стоит сказать, что именно завитки вызывали особый страх у населения, ведь это был объективный показатель. Если завитки появлялись, значит, их кто-то делал. В таких случаях пытались найти человека, который мог бы распутать их, но это было опасно и для хозяина нивы, и для знахаря, который вызвался помочь. Так в 1785 году в селе Батуровка от неизвестной болезни «зжиманіем рук, ног и всего корпуса» умерло восемь человек из двух семей. Односельчане утверждали, что причиной стали завитки на полях.

В ХІХ веке вера в волшебство стала еще меньше. Суды если и брали на рассмотрение дела о магических ритуалах, то чаще всего ограничивались штрафами.

Но случаи самосуда еще встречались. Так в декабре 1879 г. в деревне Врачево Новгородской губернии сожгли крестьянку Аграфену Игнатьевну за её «колдовство», а летом 1885 г. в деревне Пересадовке Херсонской губернии такую же расправу учинили с тремя крестьянками, обвинёнными в наступлении засухи. В 1904 году суд в Сумах рассматривал дело против одного крестьянина, который избил старуху ведьму. Та, проходя мимо его мельницы, перекрестилась, а он усмотрел в этом порчу, выскочил на улицу и ударил женщину колом.

Получается, что к колдунам и ведьмам относились, в принципе так же, как и на Западе. Разница, между Россией и Западной Европой в борьбе с ведовством, только в том, что у нас это никогда не принимало характер массовой истерии. Да и костер с пытками применялся реже и в основном в столицах. Простой люд предпочитал развираться с ведьмами дрыном по голове или пускать с камнем на шее в воду.

Во времена советской власти все представления о колдовстве искоренялись из народного сознания. Но даже сейчас, приехав в далекое село, можно услышать рассказы о том, как одна соседка навела порчу на другую. После этого невольно задумываешься, а может, все это не просто сказки на ночь?..

Вверх